Команда как особый вид малой группы




Понятие "команда" активно используют при обсуждении вопросов совершенствования управления группой, ее конкурентоспособности и эффективности ее деятельности. Выделяют различные типы команд (табл. 1).

Таблица 1. Типология команд

Критерий Типы команд
Период существования Функциональные, или постоянные (созданы для выполнения определенной деятельности в течение длительного времени; работа в команде является для ее членов первичной), например, армейское подразделение, отдел в организации, спортивная команда и т.п. Кросс-функциональные, или временные (созданы для выполнения одного определенного задания из представителей других групп, обладающих разными компетентностями; работа в команде является для ее членов вторичной но отношению к основной), например, проектная группа, сборная команда и т.п.
Субъект управления Команды с преобладанием внешнего управления (большая часть ответственности лежит на внешних руководителях, которые выполняют функции управления группой в целом и деятельностью ее отдельных членов), например, подразделения в традиционных организационных структурах. Самоуправляемые (все члены команды ответственны за полный рабочий процесс или за его часть, которая является относительно самостоятельной; полностью отвечают за качество и количество, т.е. не только работают, но и выполняют функции управления самими собой), например, консалтинговые или проектные организации и т.п.
Поставленные цели Совещательная (совет; круглый стол). Производственная (производственная бригада; управленческая структура). Проектная (исследовательская группа; группа планирования). Группа действий (спортивная команда; экспедиция; команда на переговорах и др.)
Род деятельности Занимающиеся подготовкой рекомендаций. Производственные. Управляющие
Уровень развития групповой активности Рабочая группа (группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или пет возможности стать командой). Псевдокоманда (группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда; есть возможность стать командой, но она не сосредоточилась на коллективном выполнении работы и не пробует делать это). Потенциальная команда (группа, у которой имеется существенная потребность в повышении эффективности совместного труда, и она пробует это делать). Реальная команда (группа, члены которой имеют взаимодополняющие навыки, преданы общим целям, чувствуют взаимную ответственность). Высокоэффективная команда (реальная команда, члены которой обладают высокой взаимной ответственностью и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих; методы работы и взаимодействия в группе способствуют личностному росту и успеху членов команды)
     

Из таблицы видно, что, расширив понятие "команда", мы невольно приравниваем его к понятию "группа". Однако если каждая команда — группа, то не каждая группа — команда.

В действительности термин "команда" используется для описания группы, обладающей характеристиками, которые определяют продуктивность и качество ее деятельности и одновременно высокую удовлетворенность ее членов командными процессами и результатами.

Можно сказать, что команда — разновидность малой группы (численностью от 5 до 15, а в редких случаях до 30 человек), члены которой:

• стремятся к значимым общим целям, принимают их и понимают, что достичь их можно, только действуя совместно;

• связаны единым видением цели и процесса ее достижения;

• преданы целям и ценностям команды;

• разделяют ответственность за достижение общих целей и полученные результаты;

• имеют высокий уровень взаимосвязи, взаимовлияния и взаимозависимости, способны эффективно взаимодействовать и дополнять друг друга, внося индивидуальный вклад в общую работу и воспринимая друг друга как равноправных участников процесса деятельности;

• продуманно распределяют между собой выполнение специфических ролей или функций, быстро и гибко реагируя на изменения ситуации;

• проявляют высокий уровень согласия между собой и доверия друг к другу;

• заботятся друг о друге и обучают друг друга;

• отличаются высоким уровнем компетентности и мотивации к участию в решении общих задач;

• более эффективно работают вместе по сравнению с их работой в одиночку;

• способны использовать возникающие конфликты и затруднения как возможность для общекомандного и индивидуального развития;

• стремятся к высоким стандартам индивидуальной и групповой деятельности;

• испытывают удовлетворенность от членства в группе и участия в достижении общей цели.

Таким образом, командой по определению можно назвать только эффективно действующую группу. Однако в этом случае возникает вопрос о соотношении понятий "команда" и "коллектив". Как известно, коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Основными характеристиками коллектива как разновидности малой группы являются:

• результативность основной деятельности;

• наличие перспективы;

• способность к самоорганизации и самоуправляемость;

• общность внутригрупповых целей, интересов, ценностей;

• превращение внешне полагаемых целей и задач в значимые для коллектива и каждого его члена;

• способность и готовность членов коллектива к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимозаменяемости;

• готовность членов коллектива принимать на себя ответственность за результаты совместной деятельности;

• высокая сплоченность;

• положительный эмоциональный настрой;

• соответствие профессиональных и личностных характеристик членов коллектива своим функциональным ролям и т.д.

Сравнение характеристик команды и коллектива показывает, что эти понятия чрезвычайно близки друг другу. Некоторые авторы разделяют их по таким признакам, как "период существования" (тогда постоянная группа рассматривается как коллектив, временная — как команда) или "цель деятельности" (производственная группа в этом случае рассматривается как коллектив, а управленческая или проектная — как команда). Но во многих источниках термины "коллектив" и "команда" используются как синонимы при описании высокоэффективных малых групп. В настоящем учебнике эти понятия будут рассмотрены именно как синонимы.

Можно назвать следующие основные отличия команды от обычной малой группы:

а) на стратегическом уровне — общее видение, которое позволяет организовать общее информационное поле, выработать единые командные цели, согласованные с индивидуальными целями каждого члена команды, сгладить противоречия между участниками (в том числе в системах ценностей); в результате расширения или сложения представлений каждого конкретного члена команды о команде, ее членах, способах и стратегиях решения командной задачи и проч. достигается гибкость командного поведения; команда легче адаптируется в постоянно меняющемся контексте; члены команды выявляют точки соприкосновения и достигают согласия в важных вопросах командного функционирования; более эффективно используются информационные и аналитические возможности членов команды, необходимые при принятии решения и разрешении проблем; и т.д.;

б) на тактическом уровне — эффективное позиционирование, т.е. система распределения ответственности в команде и определения основных функциональных позиций ее членов в зависимости от ситуации, за счет чего устанавливается оптимальное соотношение человеческих ресурсов и требований задач, организуется четкое и точное их выполнение, обеспечивается успех всей командной работы. Система эффективного позиционирования реализуется на четырех уровнях: определение функциональных позиций, обеспечивающих непосредственное решение задачи и зависящих от уровня профессиональных знаний, навыков и опыта; определение командных ролей, от которых зависит способность людей работать в команде и которые выполняют роль катализатора командной работы, обеспечивая взаимодополняемость и совместимость членов команды; распределение и принятие ответственности всей команды и распределения обязанностей и полномочий отдельных се участников; определение порядка согласования и действий, передачи и снятия ответственности в команде с учетом различных рабочих ситуаций;

в) на динамическом уровне — самоуправляемость, при которой отсутствует необходимость в дополнительной внешней координации взаимодействия членов команды;

г) на результативном уровне — синергический эффект, при котором результат усилий членов команды оказывается больше суммы тех потенциальных результатов, которые они могли бы получить, работая порознь.

С этими характеристиками связаны и особенности лидерства в команде, в частности, возможность и целесообразность так называемого разделенного лидерства.

Разделенное лидерство предполагает, что на разных этапах достижения общекомандной цели лидерскую позицию занимают те члены команды, которые наиболее компетентны в решении определенной задачи, но окончательные решения принимаются совместными усилиями группы. Таким образом, каждый член команды в какой-либо момент может играть роль лидера, а затем возвращаться к роли последователя.

Разделенное лидерство не исключает существования в группе постоянного, стратегического лидера, который координирует деятельность остальных членов команды при смене ролей и направляет команду в ее общем движении к цели, задавая направление движения и вдохновляя ее на новые решения. Если команда является частью какой-либо организационной структуры, то стратегический лидер может занимать "внешнюю" позицию, выступая как наставник и координируя взаимодействие команды с организацией

Исследования наиболее успешных команд в бизнесе и некоммерческих организациях позволили выявить ряд общих для них характеристик:

Немногочисленность. Лучшие команды обычно немногочисленны – они насчиты­вают не более десяти-двенадцати человек. Участникам больших коллективов сложно находить общий язык друг с другом и принимать согласованные решения; они нередко неспособны сформулировать общую миссию и цели, выработать общий подход к работе и принять личную ответственность за достижение общей цели, что характерно для истинной, эффективной команды. Если все-таки возникает необходимость наладить командную деятельность в отделе, где более десяти-двенадцати сотрудников, следует сформировать подгруппы по 5 – 10 человек.

Наличие у членов команды взаимодополняющих навыков. Чтобы деятельность команды была эффективной, ее члены должны обладать тремя типами навыков: профессиональными, лидерскими и коммуникативными. Иными словами, для успешного функционирования команды необходимы:

- высокопрофессиональные работники, нацеленные на решение производственной задачи и способные генерировать новые идеи;

- люди, обладающие достаточной волей, чтобы принимать решения, организовывать команду на их реализацию и принимать на себя значительную долю ответственности за работу команды;

- члены коллектива, умеющие слушать, поддерживать и одобрять других, т.е осуществлять интенсивные внутригрупповые коммуникации, поддерживать командный дух.

Ни одна команда не способна раскрыть своего потенциала, если в нее не включены работники, обладающие всеми тремя типами навыков. Кроме того, важно правильное их соотношение. Так, избыток навыков одного типа в ущерб другим приведет к снижению эффективности труда всего коллектива.

Наличие синергетического эффекта, сущность которого состоит в том, что результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые бы могли получить члены коллектива, не объединенные в команду.

Общая миссия (понимание предназначения команды). У каждой высокоэффективной команды есть общая миссия, которая воодушевляет ее участников. Понятие миссии гораздо шире, нежели просто "цели"; она выражает смысл существования данного коллектива, его социальное предназначение. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое психолог В.Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Выражая глубинные ценности членов команды, миссия задает импульс к работе, ее направление, а также обеспечивает согласованность дейст­вий. Миссия всегда индивидуальна, уникальна, неординарна, в ней заключена основная «изюминка», образ «новизны», неповторимости команды, ее предназначение в мире в целом и в мире бизнеса в частности. Миссия не связана с получением прибыли, она всегда красива, альтруистична, в ней звучит тема служения обществу. Примерами таких миссий являются: «Дарить здоровье и красоту людям», «Сделать предприятие лучшим в отрасли», «Добиться безаварийной работы», «Работать без рекламаций» и пр.

Наличие командного духа, взаимозависимость и взаимоподдержка участников команды. Эффективная команда – это команда, наделенная сильным духом, ощущающая свою ценность не только как «производителей сиюминутной выгоды» но и как структура, наделенная глубоким смыслом и собственной волей к достижению и преодолению. Командный дух обеспечивает поддержку в сложных ситуациях и является мощным источником мотивации, концентрации внимания, решительности и устойчивости, влияет на все остальные аспекты командной работы, ее цели, ценности, поведение, распределение ролей и ответственности. Командный дух – это эмоциональный заряд, делающий людей счастливыми. Он дает возможность получать удовольствие даже от рутинной работы, поскольку она становится условием пребывания в коллективе друзей и единомышленников.

Конкретные цели. Члены успешных команд на основе миссии формируют конкретные цели. Определенные, измеряемые, реалистичные цели вдохновляют людей и служат залогом эффективной работы команды. Примеры конкретных командных целей могут быть следующими: ответ на запрос каждого клиента в течение суток, сокращение простоев на 5%, увеличение производительности труда на 7% в ближайшие полгода и т.п.

Общий подход к работе. Цели – это результаты работы, к которым стремится команда. Общий подход позволяет им согласовать средства для достижения целей. Члены команды должны совместно определить объем работы и сферу ответственности каждого исполнителя, установить рабочий график, оговорить способы решения возможных конфликтов.

Наличие эффективного лидера. Командная работа приносит желаемые результаты только в том случае, когда ее возглавляет авторитетный руководитель, умеющий вдохновить работников, организовать их работу, поддерживать командный дух и снабжать коллектив необходимыми ресурсами для реализации целей команды.

Разделение ответственности. Последняя особенность высокоэффективной команды – ответственность на уровне работника и группы. Членам успешных команд присуща как личная, так и совместная ответственность за реализацию миссии и достижение ею целей. В таких командах четко осознают, в чем состоит личная, а в чем коллективная ответственность. Итак, залог успеха при совместной деятельности – личный вклад каждого из сотрудников и совместная ответственность за результат.

Однако не всегда создание команд ведет к улучшению дел в организации. Пользу приносят только высокоэффективные команды.

Эффективность команды – это ее способность достичь четырех целей:

· внедрения инноваций (команды эффективны, если они могут отреагировать на новые требования внешней среды);

· повышения производительности (производительность –это достижение корпоративных целей при минимальном использовании ресурсов);

· обеспечения высокого качества товаров и услуг, т.е. отсутствие дефектов и со­ответствие продуктов и услуг ожиданиям потребителей;

· удовлетворения потребностей сотрудников, т.е. способность команды добиваться лояльности ее участников, воодушевлять их и выполнять их основные запросы (табл. 2).

Таблица 2. Признаки эффективной и неэффективной команд

 

Критерии различий Эффективная команда Неэффективная команда
Внедрение инноваций Регулярно отслеживает все достижения в своей сфере деятельности в целях их использования для реализации миссии и целей. Участники применяют свои уникальные компетенции в работе над задачами команды Замыкается на решении своей задачи имеющимися в распоряжении средствами.
Отношение к новым идеям Предложения членов команды получают развитие и поддержку. Группа часто генерирует общие идеи. Новые предложения с трудом находят поддержку. Требуется лоббирование интересов.
Повышение производительности труда Наблюдается рост производительности труда. Участники воспринимают работу как собственное дело. Члены группы достаточно мотивированы, чтобы продолжать работу в отсутствие руководителей. Низкий уровень текучести кадров. Не наблюдается роста производительности труда. Участники относятся к работе как наемники. Для успешной работы в группе нужно непосредственное присутствие руководителя. Высокий уровень текучести кадров
Обеспечение высокого качества работы Высокое качество работы достигается за счет консенсуса в понимании работы команды и роли каждого члена группы. Все участники коллектива разделяют миссию и цели команды. Невысокое качество работы. Много времени теряется из-за нарушений процесса работы и противоречий между руководителями и подчиненными. Нет понимания организационных целей и роли группы в их достижении.
Степень удовлетворенности потребностей и целей членов команды Достижение личных целей. Борьба за личное преимущество не поощряется. Требуются взаимные уступки для максимизации коллективного результата. Состоит из участников, ощущающих себя независимыми работниками, имеющими собственные интересы. Личные цели не достигнуты. Участники предпочитают укреплять собственные позиции.
Характер общения Свободное, открытое общение и доверие. Члены группы помогают друг другу, используя конструктивную критику и реальные предложения. Участники открыто выражают идеи и обмениваются информацией. Нет доверия среди членов группы и со стороны руководителя группы. Члены группы враждебно и неконструктивно критикуют работу друг друга.
Отношение к конфликтам Конфликт воспринимается как возможность для рождения новых идей и не тормозит продвижение к цели. Если возникают проблемы, то члены команды исследуют причину породившую ее. Конфликты разрешаются без излишнего эмоционального напряжения.   Участники не могут избавиться от конфликтов, тормозящих работу. Разногласия воспринимаются как препятствия. Проблему в работе решают поверхностно, обращая внимание на симптомы, а не на причины.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: