Иллюзия симпатичности в рекламе




Иллюзия (лат. illusio — заблуждение, обман) — искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии, метаморфопсии[1]).

В мире нет иллюзий, они есть в нашем восприятии мира. Если называть иллюзией то в восприятии, что не соответствует воспринимаемому в некоторой его части или полностью, что делает ожидания в этой части неоправданными, а реакции неадекватными, то можно сказать, что иллюзии сопутствуют любому восприятию без исключения. Просто потому, что наши органы чувств не приспособлены для отклика на все существующие проявления реальности, а ограничены только тем, что эволюция этих механизмов оптимизировала для целей выживания вида.

Мозг, постоянно сталкиваясь с задачей как можно точнее передать свойства внешнего объекта, компенсирует все то, что мешает точной передаче этих свойств после каждого столкновения с несоответствием: компенсируется переворот изображения линзой хрусталика, искажение геометрических пропорций из-за не идеальности линзы, компенсируется цветопередача, возрастное помутнение хрусталика, любые дефекты сетчатки. Так возникает все более достоверное отображение свойств реальности. Но многие из искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и остаются некомпенсированными.

Жизненный опыт формируется как из наблюдаемых проявлений реальности, так и возникших субъективно иллюзий, которые при восприятии никак от проявлений реальности не отличаются. Существуют различные виды иллюзии: физические, оптические, звуковые, физиологические и т.д. Рекламное сообщение, которое направлено на то, чтобы удивить и завлечь потребителя, вносит в нашу жизнь массу субъективных иллюзий.

В рекламе всех времён используется иллюзия симпатичности: с помощью улыбки, миловидности и невинности рекламного героя производители рекламы пытаются воздействовать на целевую аудиторию, вызвать у неё определённые эмоции и чувства симпатии, приязни и тем самым убедить её купить рекламируемый товар. Сравним советскую рекламу 1960-х годов (см. рис. 1) и современную зарубежную рекламу (см. рис. 2): красивая женщина, игривое выражение лица, счастливые глаза, улыбка на лице. Различия лишь в стереотипе эпохи, эталоне красоты.

Рисунок 1. Реклама 60-х годов

Рисунок 2. Реклама туалетных принадлежностей под названием «Woman in the spoon», созданная в декабре 2007агентством Euro RSCG Brazil, Бразилия.

 

Исследователи, изучающие эволюцию визуального восприятия, определили широкий набор черт и манер поведения, благодаря которым люди, животные и вещи выглядят симпатично. Это, например, ясные, смотрящие вперед глаза, расположенные низко на большом округлом лице, большие круглые уши, походка вразвалку, свободно висящие руки.

Ученые утверждают, что симпатичность ассоциируется с самым ранним возрастом, незащищенностью, безобидностью и беспомощностью (см. рис. 3), и внимание к этим качествам легко объяснить с точки зрения теории Дарвина. Как и животные, младенцы которых настолько трогательно беспомощны, что не могут самостоятельно дотянуться до материнской груди, люди, должно быть, устроены так, чтобы быстро реагировать на любые проявления желания младенца. По словам исследователей, "определитель симпатичности" у людей настроен так, что они принимают за симпатичное почти все, что хотя бы отдаленно напоминает им младенца или часть его тела. Чем больше "факторов симпатичности" у животного или предмета и чем сильнее их воздействие, тем более сильную и ярко выраженную реакцию они провоцируют.

 

Рисунок 3. Реклама Pampers

 

Рекламодатели могут адаптировать свои стратегии, максимально близко настроив их на частоту работы нашего врожденного "радара", распознающего симпатичное в похожем на детей. Но, по словам ученых, сами младенцы в ходе эволюции вовсе не становились симпатичнее. Большинство их выдающихся качеств предопределены требованиями анатомии и мозга человека и становятся привлекательными в глазах тех, кто заботится о детях, лишь потому, что иначе младенцам не выжить.

Рисунок 4. Реклама MC Donald’s

 

Признаки симпатичности индивидуальны, как вообще любое субъективное понимание, но есть среди них главные, которые независимо от эволюции в каждом из видов животных призваны распознавать наиболее перспективного партнера. Как и все подобные признаки, лишь только стоит их воспринять в каком угодно воплощении (звуке, рисунке, мультфильме, символе, чертах животного), как они окрашивают восприятие увиденного человека в свой цвет отношений. На рисунке 5 представлена подборка картинок, иллюстрирующих сказанное.

Рисунок 5.

 

Иллюзии, таким образом, неотъемлемая черта любого восприятия, следовательно, создатели рекламы, придумывая креативные ходы, смогут привлечь драгоценное внимание потенциального потребителя, активно используя его стремление симпатизировать приятным образам, детям, животным, противоположному полу.


[1] Метаморфопсия – искажённое восприятие формы, величины, цвета, покоя или движения, пространственного расположения реально существующих в данное время предметов или явлений. Встречается при различных поражениях головного мозга, дефектах сетчатки, астигматизме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: