Что должен знать и уметь дошкольник к 5 годам?




 

Приглашаю родителей к обсуждению данного материала, в момент самоизоляции. Сейчас множество требований к будущему первокласснику: «Что должен он уметь при поступлении в школу?» И родители пытаются все, что увидели в том или ином «списке», развить, сформировать или «вылепить в своем ребенке». Просматривая материал на сайте «Мел» по данной теме, я наткнулась на интересную статью о том, что же должен знать финский дошкольник при поступлении в школу? В таблице 1 помещена сравнительная характеристика, что должен знать и уметь российский дошкольник и финский дошкольник.

Сразу оговорюсь, что в Финляндии тоже есть школы с ранним профилированием, где могут быть, например, языковые, спортивные или музыкальные классы. Их очень мало, туда нужно подавать документы заранее. Такие школы могут проводить свои тестирования и принимать учеников на конкурсной основе. Но это — особые случаи.

Так же как и в России, в Финляндии знания ребёнка никак специально не проверяют перед школой. Нет никаких вступительных экзаменов или собеседований. Развитие ребёнка, разумеется, отслеживается на плановых осмотрах в поликлинике, в детском саду и в подготовительном классе. Там дошкольников при необходимости тестируют. Только делают это незаметно для них самих. Детям просто предлагают выполнить небольшое задание, например, послушать текст и ответить на вопросы или рассказать, что происходит на картинке. Если в результате плановых проверок в развитии ребёнка обнаружилось что-то необычное, врач или учитель поднимает вопрос о том, что ребёнку нужна помощь логопеда или специального педагога. О том, что ребёнку недостаточно знаний, чтобы начать ходить в школу, в Финляндии не может быть и речи. Тогда возникает вопрос, как в Финляндии справляются педагоги, если ребенок не справляется с усвоением учебного материала? Продолжает занятия с логопедом или специальным педагогом? Как тогда срабатывает классно- урочная система? Дифференциация? Занятия с психологом? Дефектологом? Информацию по данному вопросу, автор статьи найти не смог.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика знаний и умений российского и финского дошкольников.

 

Параметр Россия Финляндия
  Математика Считать в пределах пяти, отвечать на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивать две группы используя счет; сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними; узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; уметь видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; определять направления движения от себя (направо, налево, вверх, вниз, вперед); знать правую и левую руку; различать предметы «много – один»; различать равенство и неравенство групп предметов; решать математические задачки. Знают цифры, умеют считать до 20 и обратно, а также решать простейшие примеры на сложение и вычитание. Это тоже не обязательно. Даже элементарные примеры на вычитание могут доставлять первокласснику некоторые сложности. Умеют писать буквы и цифры. Это не должно получаться идеально. Ребёнок может плохо справляться с некоторыми элементами, «зеркалить», «съезжать» со строчки. Все эти навыки тренируются в начальных классах.
  Развитие речи Правильно произносить все звуки, использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его познакомили; составлять связный рассказ не менее чем из 3 – 4 предложений; понимать содержание картинок рассказывать, что на них нарисовано; правильно называть существительные в единственном и множественном числе; правильно употреблять предлоги: под, над, перед и т.д.; пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста. Знание букв - этому их учат в подготовительном классе. Некоторые дети, выучив буквы, легко начинают читать. Бывает, что чтению обучают родители. В любом случае к школе первокласснику не обязательно уметь читать, он даже может пока путаться в буквах, в финской школе к первому классу читать умеет примерно половина детей. Нужно учесть, что «умеет читать» — можно сказать и про ребёнка, который складывает буквы в слова, и про тех, кто читает бегло. Так или иначе, обучение в первом классе у всех начинается с буквы «А».
  Память Знать наизусть короткие стишки и потешки; пересказывать знакомые сказки. Желательно, чтобы ребенок мог пересказать сказку, либо сочинить ее сам, основных требований к ребенку не предъявляют.
  Мышление Уметь устанавливать простейшие связи – светит солнце и на улице становится тепло; использовать обобщающие слова; знать слова с противоположным значением (высокий – низкий); правильно различать называть части суток, времена года. Различают основные формы и цвета. Ни о каких острых, прямых и тупых углах не может быть и речи. Это материал третьего-четвёртого класса.
  Кругозор Знать свою фамилию, имя, домашний адрес; уметь рассказывать о своей семье, себе и знать где работают родители; уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отличаются; знать транспортные средства; иметь представление о родном городе; знать 4-5 деревьев, уметь определить их по листьям; называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, мебель, одежда, деревья, животные; знать домашних и диких животных; различать и называть основные состояния погоды; знать названия некоторых профессий; знать 9 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, голубой, розовой; знать и уметь рассказывать несколько сказок; отгадывать загадки о предметах окружающего мира; называть слова в единственном и множественном числе. ü Находиться без родителей в течение школьного дня и доверять взрослому, под опекой которого он в это время находится. Это может быть классный руководитель, специальный педагог, помощник, водитель школьного такси и так далее. Следить за своими вещами: собирать и разбирать школьный портфель, не забывать свои вещи, помнить, что у него есть домашнее задание. ü Брать во внимание чувства другого человека, то есть обладать элементарными социальными навыками, уметь общаться, быть готовым к работе в группе. ü Добираться до школы самостоятельно пешком или на велосипеде. Если ребёнок добирается до школы на школьном такси, он должен знать, где и во сколько водитель будет его ждать. ü Самостоятельно надевать и снимать верхнюю одежду и завязывать шнурки на ботинках. Последнее — не обязательно. Если ребёнок не умеет завязывать шнурки, у него просто должны быть ботинки на липучках. ü Неплохо, если ребёнок умеет одеваться быстро, потому что все перемены проходят на улице. ü Ребёнку должны быть знакомы элементарные правила гигиены. Например, он должен понимать, что нужно мыть руки после того, как сходил в туалет, а также перед едой. Ещё ребёнок должен знать, как вести себя во время обеда.
  Моторика и пространственная ориентация Различать правую и левую руку; обозначать словами положение предмета относительно себя, двигаться в заданных направлениях; рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии, округленные линии. Ориентироваться во времени, следить за ним. При этом первокласснику даже не обязательно уметь точно определять время по часам, тем более по механическим. Достаточно, если он может следить за минутной стрелкой при выполнении задания и ориентируется по школьным звонкам — знает, какой звонок на перемену, а какой на урок.

 

Почему же автор статьи решил сравнить именно российскую и финскую подготовку к школе? По информации СМИ финские школы за последние 30 лет, произвели массу реформ, которые не снизили мотивацию к обучению школьников, а наоборот подняли ее на должный уровень, естественно встает вопрос как? Основой для развития успешной системы обучения стало доверие. Педагоги доверяют образовательной системе. Принимая все инновации беспрекословно, доверяя. В Финляндии нет никаких проверок и инспекций, государство доверяет учителям. Минимально домашнее задание и контрольные работы. Такой подход обеспечен тем, что в Финляндии очень низкий уровень коррупции.

Вначале девяностых министерство образования Финляндии полностью перестроило отношение к школьным программам. Государственный уровень – это ключевые компетенции, а как именно их преподавать и прочие детали определяется уже на местах. Учитель сам решает, как строить урок, может произвольно смешивать дисциплины. Старшеклассники сами выбирают свою нагрузку: трехлетнюю программу можно одолеть как за два года, так и за три и за четыре тоже возможно. Можно выбрать академическое или прикладное обучение. С первым проще поступить в университет, второе дает право на приобретение профессии сразу после окончания школы. Но одно не исключает другое. Вся система финского образования построена так, что обучение можно продолжить по всем известной пословице «Век живи, век учись».

С 80 годов государство полностью пересмотрело профессию преподавателя – сделало ее творческой, желанной и хорошо оплачиваемой. Конкурс в университет по педагогическому направлению 10 человек на место. Преподавательская деятельность начинается только с уровня магистра.

Подготовка специалистов напоминает занятия в аспирантуре, будущие педагоги находятся «в поле» постоянно практикуются и наблюдают за преподавателями, каждый урок заканчивается разбором полетов с другими студентами и профессором. На уроке полностью исключен монолог, для этого есть учебник.

Цель учителя в финской школе – научить думать. Зачастую преподаватель в классе находится только для того чтобы помогать отстающим.

Так как же работают с отстающими? Для этого в финской школе есть равенство, которое возведено в абсолют, «отстающих» подтягивают всеми силами. Дети с ОВЗ, инвалиды и др. занимаются со всеми вместе. Никаких углубленных классов, никакой сортировки на «сильные» и «слабые» группы. Питание бесплатное и часто учителя, ученики и администрация едя в одном помещении.

Частных школ в стране тоже практически нет, только школы с иностранными языками либо с особой методикой преподавания.

Сравнивая обе системы образования в двух странах, конечно можно сказать о том, что система образования Финляндии лучше, нигде я не прочитала об одаренных детях, о занятиях с ними…

Также в основе подготовке к школе в Финляндии лежат социальные, коммуникативные навыки ребенка, но, не смотря на это с 2015 года в Финляндии вступил в силу закон, согласно которому каждый ребёнок обязательно должен посещать подготовительный класс. Обучение там проходит в игровой форме. Детей знакомят с буквами и цифрами, стараются привить некоторую самостоятельность (например, приучить носить портфель и не забывать делать домашнее задание). Уважаемые родители оставляю вам право на сравнение и анализ данного материала.

 

Педагог – психолог

Пермякова О.Л.

Литература:

1. Что должен уметь ребенок к 5 годам? Электронный документ. Режим доступа: https://mel.fm/vospitaniye/3941250-never_tell

2. Что должен уметь финский первоклассник: всё о подготовке к школе? Электронный документ. Режим доступа: https://mel.fm/blog/natalja-huhtaniemi/2947-chto-dolzhen-umet-finsky-pervoklassnik-vse-o-podgotovke-k-shkole

3. Асташенков А. 4 принципа обучения, которые сделали финские школы примером для всех других. Электронный документ. Режим доступа: https://mel.fm/finskaya-shkola/6792058-finland

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: