Мемориальный музей в Арзамасе




Роль и место в литературе

Имя Аркадия Гайдара знали все дети и подростки страны Советов. Да и сейчас его произведения с интересом читают представители младшего поколения. Но не только написанием детских книг прославился Гайдар. Этот человек – участник двух войн, киносценарист, а также военный корреспондент. Испытав на себе ужасы гражданской войны, он мечтал, что когда-нибудь наступит счастливая жизнь в нашей прекрасной стране.

Появление очередной книги Гайдара становилось событием для юных читателей. В его повестях и рассказах чувствуется глубокое знание непростого, еще не сформировавшегося характера ребенка, понимание его психологии, способность найти с ним общий язык. В нем сочетались черты старшего наставника и учителя и одновременно веселого друга, за которым можно смело идти по первому его зову.

Так как произведения Гайдара предназначались для детей и подростков, большинство из них было напечатано в журнале «Пионер». Многие дети присылали свои письма в редакцию этого издания, чтобы высказать свои отзывы и мнения, которые писатель очень ценил. Благодаря редакции этого журнала, периодически организовывались встречи автора с юными поклонниками его творчества.

Благодаря книгам Гайдара, дети узнавали, что такое добро и зло, в чем состоит смысл человеческой жизни, начинали составлять свое представление о взаимоотношениях человека и общества, коллектива и личности, о гражданском долге, товариществе и нравственности в целом.

Дом, где родился писатель.

Происхождение и ранние годы

Аркадий Петрович Голиков (Гайдар – псевдоним) родился в городе Льгове (Курская губерния) 22 января 1904 года в семье сельского учителя, члена партии, будущего революционного комиссара Петра Исидоровича Голикова. Мать мальчика, Наталья Аркадьевна сначала работала учительницей, затем – фельдшером-акушером. Так же, как и отец, состояла в партии. Ее родословная восходит к дальнему родственнику – М.Ю. Лермонтову.

Аркаша с сестренкой

Родители Аркадия были начитанными людьми, кроме этого, они занимались самообразованием – изучали иностранные языки. В семье было принято в свободное время устраивать стихотворные вечера с чтением вслух, детям рассказывали сказки, всей семьей пели народные песни. Поскольку в доме была хорошая библиотека, Аркадий рано научился читать и мог пересказать прочитанную книгу по главам, но самой большой его страстью было чтение толстых энциклопедических словарей.

Аркадий рос неизбалованным, сдержанным на эмоции ребенком. Он никогда не капризничал, не ябедничал на сестер и друзей. В 1910 году семья переехала сначала в Нижний Новгород, а затем в Арзамас, город, который стал им родным.

Образование

В 1914 году Аркадий поступил в арзамасское реальное училище. В это время началась Гражданская война и главу семьи забрали на фронт. Недолго думая, мальчик сбежал из дома и отправился к отцу. Поиски его продолжались четыре дня, наконец, его нашли на станции близ Нижнего Новгорода и вернули домой.

С родителями и сестрами

В четырнадцать лет Аркадий стал членом коммунистической партии и устроился на работу в газету «Молот», где впервые опубликовали его стихи. В декабре 1918 года он добровольцем ушел в Красную армию.

В 1919 году он окончил московские курсы подготовки командного состава. После этого его назначили помощником комвзвода.

Высшую стрелковую школу Аркадий окончил в 1921 году и стал командиром отделения Нижегородского полка, который участвовал в сражениях на Кавказе и на Дону.

Творчество

В 1922 году Голикова направили на подавление антисоветского восстания, которое произошло в Хакассии. В ходе этой операции Аркадий арестовал и при попытке к бегству расстрелял пятерых предполагаемых «бандитов». Началось разбирательство, на него стали поступать жалобы за недопустимое отношение к населению. В июне того же года Аркадия допросили в ГПУ и обвинили в самоуправстве, а в сентябре его признали виновным в расстреле и на два года перевели в разряд испытуемых.

Аркадию 13 лет

Голикова демобилизовали из армии с диагнозом «травматический невроз». Это заболевание стало развиваться у него после ранения 1919 года, при котором был поврежден спинной и головной мозг. У Аркадия стали развиваться такие черты как злобность, ухарство, раздражительность. Все это сопровождалось невыносимыми головными болями. Эти проявления дали повод для помещения его в психиатрическую клинику, пациентом которой он становился периодически. В этот период было предпринято несколько попыток самоубийства, которые, к счастью, удалось предотвратить.

Заниматься литературой Аркадий начал по совету М.В. Фрунзе, который рассмотрел в нем творческий потенциал. Через некоторое время он избрал себе псевдоним – Гайдар, так и не открыв никому его происхождение. По одной из многочисленных версий, это слово означало у татаро-монгольских всадников дозорного, который скакал впереди всей конницы.

Арзамасское училище

Еще во время службы в Сибири у Аркадия появилась мысль написать книгу. Так, в перерывах между поимками бандитов, он начал свою первую повесть «В дни поражений и побед», которая, по сути, была его автобиографией. Это произведение уже было подписано псевдонимом Гайдар.

Демобилизовавшись, писатель едет в Ленинград и публикует эту книгу в городской газете, но ожидаемого успеха она Гайдару не принесла. После этого он начинает заниматься журналистикой, попутно, во время частых командировок, пишет рассказы. В начале тридцатых годов определяется его литературное направление – он решает писать для детей. В это время появляются: «Школа», «Р.В.С.», «На графских развалинах». С появлением этих повестей начинается его успех как детского писателя.

С женой и сыном Тимуром

Книгу, которая принесла ему славу – «Тимур и его команда», и продолжение «Коменданта снежной крепости» он написал в конце тридцатых годов в Клину. Роман обрел такую популярность, что по нему был снят фильм, а в стране началось широкомасштабное пионерское тимуровское движение, которое получило наибольший размах после Великой Отечественной войны.

В 1931 году Гайдар обосновывается в Хабаровске и становится корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда». В 1935 году публикуется повесть «Судьба барабанщика», в 1936 – «Голубая чашка». В 1939 году был написан рассказ «Чук и Гек».

Невзирая на боевые заслуги, писателю часто чинили всевозможные препятствия. Его даже подозревали в шпионаже и предательстве и несколько раз арестовывали. Заключения ему удалось избежать после вердикта Сталина, который сделал заключение, что произведения Гайдара не наносят никакого вреда неокрепшим детским умам. Позднее его рассказы и повести будут изучаться школьниками всего СССР, многие из них будут переведены на иностранные языки, по некоторым будут сняты художественные фильмы.

Главные произведения

Сам Гайдар лучшими произведениями считал «Р.В.С.», «Школу», «Четвертый блиндаж», «Дальние страны» и «Военную тайну».

Мемориальный музей в Арзамасе

Повесть «Р.В.С.» была опубликована в 1925 году в журнале «Звезда». Сначала ее напечатали в сокращенном варианте, но в 1926 году полный ее текст был издан отдельной книгой.

Это первое произведение, написанное автором для детской аудитории. С нее начинается своеобразная писательская манера беседы с детьми, характерная для Гайдара: серьезность, беседа на равных, акцент на значимости, а нередко и трагичности поднимаемых вопросов. Герои повести включаются автором во все главные события, происходящие в стране. Повествование подается простым языком с присутствием легкого юмора, доверительной интонацией, что обеспечивает большой успех и долгую жизнь этому произведению.

Памятник в Москве

Повесть «Школа» была напечатана в московском журнале «Октябрь». Сначала она называлась «Обыкновенная биография», так как в своей основе содержала элементы биографии Гайдара. Даже Фамилия главного героя была созвучна с фамилией автора – Борис Гориков. Она заняла важное место в творчестве писателя, как повествование о революции и Гражданской войне.

Стопроцентного совпадения в повести искать не стоит. Например, отец главного героя был расстрелян, в то время как отец Аркадия стал красным комиссаром. Да и фронтовой путь героя и автора также различался. Поэтому образ Бориса Горикова, несмотря на некоторые совпадения, можно считать собирательным.

Огромную любовь завоевала у детей повесть «Тимур и его команда», изданная перед самой войной, в 1941 году. Сначала это был сценарий для фильма, а позже появилась самостоятельная книга. Успех фильма был ошеломляющим, а главный герой стал идеалом для тысяч его сверстников. Школьники с гордостью носили звание «тимуровец», потому что оно отражало лучшие черты, которыми был наделен советский пионер. Эта повесть породила масштабное тимуровское движение, которое оказывало неоценимую помощь семьям воевавших на фронтах бойцов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: