Методика обучения счету в пределах 5 в средней группе




1. Образование чисел первого пятка, обучение счету в пределах 5.

2. Формирование понятия, что число не зависит от качественных признаков.

3. Установление равенства в группах разных предметов.

4. Счет и отсчет предметов по образцу и заданному числу.

5. Счет с участием анализаторов.

6. Обучение порядковому счету.

В средней группе продолжается работа по уточнению представлений о множестве,
дифференциации множеств по количеству и определению каждого из них числительным на основе
счета. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут, по 3-4 задания в каждой части.

 

1. образование чисел первого пятка, обучение счету в пределах 5. (7 занятий)

Обязательное условие ознакомления детей с образованием чисел - сравнение двух множеств.

В 1 части закрепляются темы, вызвавшие у детей затруднения.

Затем воспитатель объясняет как образуется число. Воспитатель ставит на полку 1 елочку и на
нижнюю -прибежала 1 белка. Сколько елочек, сколько белок? По сколько елочек и белок? По сколько поровну? (по одному). 1 и 1 - это поровну.

Ставит (прибежала) еще 1 белочка. Чего больше? Почему их больше? (потому что я добавила).
Чтобы узнать сколько, я посчитаю так: 1, 2. всего 2 белочки. Сколько белочек, Маша, Паша, Витя?
Посчитай. Что сделать, чтобы было поровну? Надо добавить 1 елочку. Я считаю елочек: 1,2. Всего 2
елочки. Сколько стало? По сколько елочек и белок? По сколько поровну? Как получилось 2 елочки? Я к 1 елочке добавила еще 1. Как получилось 2 белочки?

Воспитатель закрепляет на другом материале.

Во фронтальной работе предлагается карточка с 2 полосками. Положите на верхнюю полоску 1
квадрат, а на нижнюю - 1 круг. Сколько квадратов? Кругов? По сколько? По сколько поровну?
Добавьте еще 1 квадрат. Чего теперь стало больше? Почему? (потому что добавили) посчитайте
квадраты правой рукой с левой стороны. Сколько? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?.
Добавьте, посчитайте. Как получилось 2 квадрата?

Аналогично учим образовывать числа в пределах 5, закрепляя образование предыдущего числа.

Чтобы подготовить детей к усвоению общего принципа образования любых чисел, следует
упражнять их в получении меньшего числа из большего. Сколько было елочек? (1) сколько стало? (2). Что надо сделать, чтобы стала 1 елочка вместо 2?

В ходе упражнений по обучению счету необходимо сформировать у детей умение соотносить
называемое по порядку число с одним из предметов, не пропускать предметы, числа и не называть их
повторно. Дошкольники должны усвоить, что последнее из названных при счете чисел дает ответ на
вопрос о количестве предметов в пересчитываемой группе. При ознакомлении со счетом для каждого нового числа показывается способ его получения. В ходе объяснения в сочетании с показом воспитатель знакомит детей с правилами счета: показывая рукой предметы, начиная от первого, т.е. слева, одновременно следует называть последовательно числа, сами пересчитываемые предметы не
называются, делать обобщающий жест в виде обводящего движения. Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот - одним числом обозначают сразу 2 предмета.

В результате наглядного и практического сравнения становится очевидным, что присоединением одного предмета изменяется и число, т.е. увеличивает мощность множества, дети начинают понимать отношения между смежными числами, относительность понятий больше - меньше.

2. Формирование понятия, что число не зависит от пространственных признаков.

(7-8 занятий)

Ребенку трудно отвлечься от многообразных свойств и признаков предметов, составляющих
множества. Внимание детей обращают на то, что число предметов не зависит от пространственных
признаков: размера предметов, формы их расположения, расстояния между элементами множества.

От величины предметов.

Воспитатель ставит на стол справа 3 большие матрешки, а слева - 3 маленькие. Посмотрите, каких матрешек больше, больших или маленьких? Как узнать? Посчитай, Миша, вслух большие матрешки. А ты Катя - маленькие. Сколько больших? Сколько маленьких? Матрешки разные по величине, но их поровну, по 3.

Во фронтальной работе даются чистые карточки. Положи справа все большие грибочки, а слева -
маленькие. Посчитайте большие грибочки, маленькие. Сколько больших? Сколько маленьких? Больших столько же, сколько маленьких, по 3 (4, 5). На 2 занятии закрепляется эта задача.

От расстояния между элементами множества.

На 3 занятии располагаем слева елочки близко друг к другу, а справа - матрешки далеко друг от
друга (линейно). Как вы думаете, чего больше? Как узнать? (посчитать). Считают двое детей елочки и
матрешки. Сколько елочек? Сколько матрешек? Сколько елочек и матрешек? (елочек столько, сколько
матрешек, поровну, по 3). Поменяем местами елочки и матрешки. Вопросы те же. количество предметов не изменилось. Оно измениться, когда я уберу или добавлю предмет. Чтобы убедиться в том, что их одинаковое количество, я под каждую елочку поставлю матрешку или попросить это сделать детей. Их поровну.

Можно использовать карточки с кружочками демонстрационные (31*10). На одной – расположены близко друг к другу, на другой - далеко. Вопросы те же. Во фронтальной работе воспитатель просит детей выложить справа все кружочки далеко друг от друга, а слева квадраты - близко. Вопросы те же. можно сдвинуть круги и раздвинуть квадраты. По вопросам дети убеждаются, что количество не изменилось. На 4 занятии закрепляется эта задача.

От пространственного расположении предметов.

На 5 занятии на столе располагаются 3 группы предметов по разному: в линию, по кругу, в виде
квадрата. Чего больше мишек, зайцев или белок? Как узнать? Считают 3 ребенка. Сколько мишек?
Зайцев? Белок? По сколько? По сколько поровну? Воспитатель меняет расположение этих же
предметов. Теперь чего больше? Проверять счетом. Изменилось ли количество? Почему? Проверим,
расположив предметы друг под другом.

Для фронтальной работы дается карточка, разделенная на 3 части: в 1 части расположены по
диагонали 3 красных круга. Сколько красных кружков? Положи во 2 клетку столько зеленых кружков,
сколько красных только по другому. Сколько красных? Сколько положил зеленых? Почему?

На пустую клетку положи столько желтых, сколько зеленых по другому. Сколько положил?
Почему?

Посчитайте. Сколько красных, зеленых, желтых кругов? По сколько? Расположены по- разному, а количество одинаковое.

На 6 занятии закрепляется эта задача.

3. Установление равенства в группах разных предметов. (2 занятия)
К доске вызываются 3 ребенка: 1 ставит 3 зайца, 2-4 белочки, 3-5 елочек.
Игрушки ставят в ряд на некотором расстоянии друг от друга.

Задаем вопросы: сколько зайцев? Белочек? Елочек? Вызывается другой ребенок: положи
столько морковок, сколько зайцев. Сколько положил морковок? Почему? (Потому что столько
зайцев). По сколько морковок и зайцев?

Ребенку приходится после задания сосчитать зайцев, затем, удерживая в памяти число,
выставить столько же морковок.

Зайцы белочки елочки

Морковки орешки грибочки

Пирамидки матрешки мишки

Карточка карточка карточка

Следующий ребенок ставит столько же орешков, сколько белочек. Вопросы те же.
Следующий ребенок ставит столько же грибочков, сколько елочек. Вопросы те же.
Следующее задание. Поставь столько пирамидок, сколько морковок. Вопросы те же.
Поставь столько матрешек, сколько орешков. Вопросы те же.
Поставь столько мишек, сколько грибочков. Вопросы те же.
Следующее задание. Найди карточку, на которой столько кружочков, сколько пирамидок.
Вопросы. Найди карточку, на которой столько кружочков, сколько матрешек. Вопросы. Найди
карточку, на которой столько кружочков, сколько мишек. Вопросы.
Сколько зайцев? Морковок? Пирамидок? По сколько?
Вывод: игрушки с одной стороны разные, но их поровну, по 3.
Так же с другими группами предметов.

Фронтальная работа.

Карточка с 3 полосками. Задание: на верхнюю полоску положи 3 круга, на
среднюю столько квадратов, сколько кругов. Сколько положил, почему? На нижнюю - столько
треугольников, сколько квадратов. Сколько положил, почему? Посчитайте, сколько кругов,
квадратов, треугольников? По сколько? По сколько поровну?
На 2 занятии повторяем то же самое на другом материале.

4. Счет и отсчет предметов по образцу и заданному числу. (3-4 занятия)

Уточняется смысл слов сосчитал и отсчитал. При сосчитывании определяется число
элементов в множестве, а при отсчитывании из большего числа элементов берется определенная
часть, тожественная образцу или названному числу. Различение действий ведете^ по вопросам: что
вы сделали: сосчитали или отсчитали? Сколько предметов отсчитали?
В первой части закрепляются навыки в счете в пределах 5.

По заданному числу. Меня мишка попросил отсчитать 3 шишки. Вот сколько их много. Я беру
шишку, ставлю и считаю: 1,2, 3. Всего я отсчитала 3 шишки.

А теперь Костя отсчитай для мишки 3 яблочка. Сколько отсчитал? Почему остальные не взял?
Потому, что мишка сказал отсчитать 3 яблочка. Еще аналогичных 2-3 задания.

Для фронтальной работы детям дают карточки-считалки. Отсчитайте 4 треугольника. Ты
сосчитал или отсчитал? Сколько ты отсчитал? Почему столько отсчитал? Еще 2-3 задания.
По образцу.

Объяснение: я хочу отсчитать столько кубиков, сколько кругов у меня на карточке. Для этого
я сосчитаю, сколько кругов на карточке. 1, 2,3,4. Я сосчитала: их 4. теперь я знаю, сколько мне
надо отсчитать кубиков: столько же, сколько кругов. Кругов 4, значит и кубиков я отсчитаю 4. я
беру, ставлю и считаю: 1,2, 3,4. остальные мне не нужны. Я отсчитала 4 кубика.

А теперь Катя отсчитает столько пирамидок, сколько кругов у меня на карточке. Вопросы:
сколько пирамидок ты отсчитала? Почему? Аналогичных 3-4 заданий с вопросами.

Для фронтальной работы берутся карточки - считалки. Задание: отсчитайте столько кругов,
сколько кукол у меня на столе. Вы отсчитали или сосчитали? Сколько отсчитал? Почему столько
отсчитал? Еще 2-3 задания с вопросами.

 

5. Счет с участием различных анализаторов. (4 -5 занятий)

Сопоставление множества, воспринятых различными анализаторами, способствует

образованию межанализаторных связей и обеспечивает обобщение знаний о числе.

Важно упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить их вести счет движений. Воспитатель извлекает звуки за ширмой, чтобы дети не видели движений руки, а слышали только звуки.

Счет на слух задание. Объяснение: я буду стучать в барабан и шепотом считать звуки, вот так.
Теперь вы: сколько услышите звуков, столько раз нужно стукнуть в бубен. Сколько раз ты стукнул
в бубен? Почему? (Потому, что столько услышал звуков) Еще 2-3 задания с вопросами.
Фронтальная работа: сколько услышите звуков, столько кругов положите на верхнюю полоску
(карточка-считалка). Вопросы. На нижнюю - столько квадратов, сколько звуков услышите.
Вопросы.

Счет по осязанию. Игрушки и предметы должны быть устойчивы.

Мы считали глазками, а сегодня научимся и руками.

У меня под салфеткой игрушки. Чтобы узнать, сколько их там, я посчитаю не снимая
салфетки. Вот так. Считаю вслух. Теперь Петя их посчитает, Саша. Сколько сосчитали? Что нужно
сделать, чтобы проверить? Проверяем. Сколько их? То же самое с другими игрушками, которые
ставим за ширмой. Для фронтальной работы детям раздают карточки с нашитыми пуговицами или с отверстиями (расстояние между ними 1 см), вложенные в тканевый мешочек. Дети на ощупь
считают пуговицы (отверстия) (не более 5). Затем воспитатель просит поднять карточку, у кого на
ней 2 пуговицы, только потом снимают мешочки и проверяют. После того, как все посчитали, дети
вновь надевают мешочки и меняются карточками.

Счет движений. Комбинируется со счетом на слух и по осязанию. Считать движения сложнее.

Детям предлагают воспроизвести указанное количество движений либо по образцу, либо по
названному числу. Постучи столько раз, сколько раз ударит молоточек. Наклонись 4 раза.
Присядь столько раз, сколько услышишь звуков, почему столько раз присел? Потому что столько
услышал звуков. Фронтальная часть: счет с участием осязания или слуха. Вопросы.

6. Обучение порядковому счету в пределах 5. (3 занятия)

дети овладевают умением определять место какого-либо предмета среди других при условии
их расположения в ряд. Для этого необходимо научить различать вопросы «сколько», «который»,
«какой по порядку».

Можно использовать персонажей из сказок «Репка», «три медведя»... Порядок следования
выявляется с опорой на дополнительный признак: размер, цвет и др. для обучения создается
определенная ситуация: девочки пошли на прогулку, матрешки собрались в лес. Определяется
порядковый номер и качественный признак: первая девочка в красном платье,...

Воспитатель приносит на подносе 5 флажков разных по цвету. Объяснение: если надо узнать
сколь, мы считаем так: 1,2,3,.. Иди, Таня, посчитай, сколько. Чтобы узнать, на котором месте или
какая по счету, мы считаем так: первая, вторая, третья...Какой по счету синий флажок? Узнай,
Миша. Красный? Узнай, Вова. Какого цвета четвертый флажок?

Фронтальная работа: разложите 5 кругов разного цвета. Который по счету у тебя синий круг,
какого цвета первый круг? Аналогичных 2-3 задания на разном материале. Вопросы.

Метлина стр 51

Столяр стр 161

Щербакова стр 14

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: