Класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 21 задание.
Ответом к заданиям 1–2, 4–15 является одна цифра, которая соответст- вует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 3 и 16–19 запишите в работе в отведённом для этого месте словами или цифрами.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Задания 20 и 21 части 2 выполняются на отдельном листе.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Часть 1
Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) | В слове ПРОШЁЛ ударный гласный звук – [оì]. |
2) | В слове ПОДЪЕЗД одинаковое количество букв и звуков. |
3) | В слове ПОДТАЩИТЬ третий звук – [д]. |
4) | В слове СБЕРЕЧЬ первый звук – [з]. |
Ответ:1 |
Какое слово образовано приставочным способом?
1) | заплыв | 3) | невкусный |
2) | безрукавка | 4) | беспокойный |
Ответ:3 |
Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.
СЛОВО ЧАСТЬ РЕЧИ
А) Соседи сбирались построить ТАКОЙ же дом, какой был у бабушки.
|
Б) До посёлка от станции на лошадях доби- раться было ТРОЕ суток.
В) Небо над головой было ЯСНО, солнце стояло в зените.
· наречие
· имя прилагательное
· имя числительное
· местоимение
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?
1) | МОСКОВСКОЕ (время) – относительное прилагательное. |
2) | ЗАБИЯКА – существительное общего рода. |
3) | ПЯТЕРЫХ (спортсменов) – порядковое числительное. |
4) | СЕБЕ – возвратное местоимение. |
Ответ:3 |
В каком случае в форме слова допущена ОШИБКА?
1) | с пятьюстами рублями | 3) | более мощный |
2) | быстрое кенгуру | 4) | в две тысячи первом году |
Ответ:2 |
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) | отт..рают, ум..рли | 3) | приг..реть, к..саться |
2) | погл..тить, препод..вать | 4) | пол..гаться, выр..щенный |
Ответ:2 |
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) | за..грал на скрипке, без..нициативный юноша |
2) | бе..покойный, во..гордился |
3) | пр..открыть, пр..соединить |
4) | под..брать, нез..долго |
Ответ:3 |
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) | ш..рох, флаж..к | 3) | печ..нка, крольч..нок |
2) | ш..лковый, за плеч..м | 4) | парч..вый, увлеч..тся |
Ответ:1 |
В каком ряду в обоих словах пропущен Ь?
1) | схватиш..ся, зачин..щик | 3) | бубен..чик, шест..сот |
2) | обознач..те, молодёж.. | 4) | (дуб) могуч.., (конская) упряж.. |
Ответ:2 |
В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?
|
1) | песча..ый берег, были..ый богатырь |
2) | румя..ые щёки, болезне..ые ощущения |
3) | отечестве..ые товары, безукоризне..ое произношение |
4) | организацио..ые меры, серебря..ый браслет |
Ответ:2 |
В каком ряду оба слова пишутся слитно?
1) | (ни)кем, (что)то | 3) | (не)чего, кто(то) |
2) | (ни)кому, (не)кто | 4) | (ни)чем, не(в)чем |
Ответ:2 |
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) | совет..вать, проигр..вать | 3) | отсвеч..вать, ноч..вать |
2) | рад..вать, отпляс..вать | 4) | расклад..вать, распут..вать |
Ответ:4 |
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) | в соседн..м подъезде, в пятидесят.. шагах |
2) | на дуэл.., он посе..т рожь |
3) | в музе.., вас никто не обид..т |
4) | В Германи.., со средн..м достатком |
Ответ:4 |
В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)?
1) | Балаклавская бухта − одна из самых красивых бухт на Чёрном море удобная гавань место стоянки крейсерских и гоночных яхт. |
2) | Она защищена горами от ветра извилиста узка и глубока. |
3) | При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов и со стороны открытого моря гавань вообще не видна. |
4) | Туристов в Балаклаву привлекают тёплое море и живописные скалы с гротами у мыса Айя. |
Ответ:3 |
(1)В поэме «Илиада» великий Гомер назвал Трою самым могущественным в Азии городом-государством. (2)Поэт указал, что на её штурм ахейцами было направлено сто тысяч вооружённых воинов. (3)Но археологи долгое время считали, что Гомер существенно приукрасил мощь города. (4)Ведь площадь Трои, развалины которой обнаружил в 1873 году Генрих Шлиман, составляла всего 20 тысяч квадратных метров и оказалась ничтожно мала по сравнению с площадью известных археологам крепостей того периода. (5)То есть для штурма города вовсе не требовалось столь внушительного гречес- кого войска. (6)И только в конце двадцатого века в ходе раскопок под руководством Манфреда Корфмана, известного учёного-археолога, была обнаружена не замеченная Шлиманом нижняя часть Трои площадью почти 300 тысяч квадратных метров. (7)Эта часть была когда-то плотно застроена, хорошо укреплена, а также окружена двумя глубокими рвами. (8)Ахейцам понадобилось бы огромное войско, чтобы преодолеть такую мощную оборону.
|
Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) | Древняя Троя, по утверждению Гомера, некогда была самым могущест- венным городом-государством в Азии. |
2) | Археолог Манфред Корфман обнаружил в ходе раскопок, проводившихся в районе Трои, нижнюю часть этого древнего города. |
3) | Нижняя, боìльшая по площади часть древней Трои была так велика и настолько сильно укреплена, что взять город можно было лишь силами не менее ста тысяч человек. |
4) | Археологи долго считали, что Гомер в «Илиаде» преувеличил мощь Трои, однако обнаруженная экспедицией Корфмана нижняя часть Трои изменила взгляды учёных. |
Ответ:4 |
В предложениях 4–5 найдите слово, являющееся синонимом к слову ЗНАЧИ- ТЕЛЬНЫЙ. Напишите это слово.
Ответ:.
Среди предложений 3–7 найдите сложное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого (-их) предложения(-ий).
Ответ:.
Из первой части сложного предложения 8 выпишите грамматическую основу.
Ответ:.
Каким членом предложения является выделенное слово?
То есть для штурма города вовсе не требовалось столь внушительного греческого ВОЙСКА.
Ответ: Дополнение.
Часть 2
Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.
одынское поле, которое некогда располагалось вне города, издавна было связано со столицей. Ещё Екатерина II заметила это место и приказала воздвигнуть на нём «увеселительные строения». Так появились(2) здесь в честь триумфа над неприятелем праздничные деревянные постройки. Вскоре в окрестностях Ходынки стали расти каменные дома. Самое известное(3) московское здание той эпохи до сих пор красуется на Ленинградском проспекте. Это знаменитый Петровский подъездной дворец. Автор(1) постройки – архитектор Матвей Казаков, который преобразил Москву своими трудами. В ХIХ веке Ходынка стала использоваться для отдыха горожан. Тут нередко проводились различные выставки.(4) Многочисленные любители скачек, манежных выступлений и бегов основали здесь Беговое и Скаковое поле, и от них пошёл современный Московский ипподром. На этих полях были проведены первые соревнования велосипедистов.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 20 языковые разборы:
· – фонетический разбор;
· – морфемный разбор;
· – морфологический разбор;
· – синтаксический разбор предложения.
20.
____а — [а] — гласный, ударный
в — [ф] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, (всегда звонкий), твёрдый_________________________________________________________________________________________________________________________________________по— префикс (приставка)
яв— корень
и— суффикс
л— суффикс
и— окончание
сь— постфикс
появи_основа_слова________________________________________________________________________________________________________________________________Часть речи слова известное — имя рилагательное
Морфологические признаки
Начальная форма: известный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: качественное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, средний род, полная форма.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.__________________________________________________________.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. 1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.2 _____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.3 _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.4 _____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________