Анатомия нервной системы и органов чувств




1. Нервная система, функции, значение для организма. Классификация анимальной и вегетативной нервной систем.

2. Фило- и онтогенез нервной системы. Мозговые пузыри и их производные.

3. Оболочки спинного и головного мозга, межоболочечные пространства.

4. Проводящие пути головного и спинного мозга, их классификация.

5. Спинномозговой нерв и его ветви. Формирование сплетений.

6. Понятие об анализаторах. Классификация органов чувств.

7. Рефлекторная дуга анимальной нервной системы.

8. Спинной мозг. Скелетотопия, наружное строение. Понятие о сегменте.

9. Внутреннее строение спинного мозга.

10. Продолговатый мозг, состав, внешнее и внутреннее строение, ядра, центры.

11. Задний мозг, состав, внешнее и внутреннее строение моста и мозжечка, ядра.

12. Четвертый желудочек, его строение и сообщения.

13. Ромбовидная ямка, её границы, проекция ядер черепных нервов.

14. Перешеек ромбовидного мозга, его состав, топография.

15. Средний мозг, состав, топография, внешнее и внутреннее строение.

16. Промежуточный мозг, состав, внешнее и внутреннее строение. Третий желудочек.

17. Конечный мозг. Боковые желудочки, их отделы, строение, сообщения.

18. Борозды и извилины больших полушарий головного мозга. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.

19. Внутреннее строение полушарий мозга. Топография белого и серого вещества. Базальные ядра. Топография проводящих путей внутренней капсулы.

20. Обонятельный мозг, его отделы, строение, функциональное значение.

21. Глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы, их ядра, топография, зоны иннервации.

22. Тройничный нерв, ядра, ветви, их топография, зоны иннервации.

23. Лицевой и промежуточный нервы, ядра, ветви, их топография, зоны иннервации.

24. Языкоглоточный нерв, ядра, ветви, их топография, зоны иннервации.

25. Блуждающий нерв, ядра, ветви, их топография, зоны иннервации.

26. Добавочный и подъязычный нервы, ядра, ветви, их топография, зоны иннервации.

27. Шейное сплетение, его образование, топография, нервы, зоны иннервации.

28. Плечевое сплетение, его образование, топография, нервы, зоны иннервации.

29. Межреберные нервы, топография, зоны иннервации.

30. Поясничное сплетение, его образование, топография, нервы, зоны иннервации.

31. Крестцовое сплетение, его образование, топография, нервы, зоны иннервации.

32. Седалищный нерв, топография, ветви, зоны иннервации.

33. Общий покров, его развитие, строение, функции, производные. Проводящие пути кожного анализатора (тактильной, температурной и болевой чувствительности).

34. Орган обоняния, его развитие, строение, функция. Проводящие пути обонятельного анализатора.

35. Орган вкуса, его развитие, строение, функция. Проводящие пути вкусового анализатора.

36. Орган зрения. Развитие глазного яблока, его строение, функция. Пути оттока водянистой влаги.

37. Мышцы глазного яблока, их топография, функции, иннервация. Веки и конъюнктива, слезный аппарат глаза.

38. Пути прохождения световых лучей и проводящие пути зрительного анализатора.

39. Преддверно-улитковый орган. Развитие, строение, функциональное значение наружного и среднего уха.

40. Преддверно-улитковый орган. Развитие, строение, функциональное значение внутреннего уха.

41. Пути проведения звука и проводящие пути слухового анализатора.

42. Орган равновесия. Проводящие пути вестибулярного (статокинетического) анализатора.

43. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы.

44. Общие принципы строения вегетативной нервной системы, её части, центры.

45. Симпатический отдел вегетативной нервной системы (общая характеристика).

46. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы (общая характеристика).

47. Вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) иннервация желез.

48. Вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) иннервация органов грудной полости.

49. Вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) иннервация органов брюшной полости.

50. Вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) иннервация органов малого таза.

 

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ.

Ситуационные задачи

1.Лобный родничок является единственным, имеющим значение для практической медицины. В чем оно заключается?

2. Ваш пациент - новорожденный. При пальпации обнаружена печень, занимающая две трети брюшной полости. Это норма или патология?

3. Ребенку необходимо ввести в желудок зонд. Какой он должен быть длины?

4. Уребенка стойкое сходящееся косоглазие. Причина?

5. У ребенка стойкое расходящееся косоглазие. Причина?

6. У новорожденных и детей первого года жизни цвет глаз обычно светлый. Почему?

7. Уноворожденных при воспалении носоглотки процесс быстро распространяется в барабанную полость. Почему?

8.Угодовалого ребенка затруднено носовое дыхание. Почему?

9. Какие врожденные грыжи чаще возникают у детей и почему?

10. Какие грыжи легко возникают у ребенка при повышении внутрибрюшного давления?

11. В какой бронх чаще попадает инородное тело у ребенка?

12. Перед Вами дольчатая почка. Можно ли определить примерно возраст ребенка?

13. Уноворожденных и детей первого года жизни нередки вывихи в тазобедренном суставе. Причина?

14. Ряд морфологических образований готовит малый круг кровообращения к тому, чтобы он сразу после рождения включился в работу. Перечислите их.

15. При дифференцировке сердца возникают врожденные пороки. Перечислите наиболее часто встречающиеся.

16.При рентгенографическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками крестцовых позвонков. О чем свидетельствует такая картина, почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость?

17.Состояние окостенения костей запястья ребенка позволяет при необходимости, например в судебно-медицинской практике, судить о его возрасте. Перечислите кости запястья и назовите сроки появления в каждой из них точек окостенения.

18. На рентгенограмме тазовой кости у ребенка восьми лет определяются щелевидные пространства вокруг вертлужной впадины. Как объяснить данный факт?

19.При обследовании новорождённого отмечается отсутствие физиологических изгибов позвоночного столба, который имеет вид дорсально выпуклой дуги. Является ли данный факт патологией?

20.Известно, что строение полости рта новорождённых отличается от строения полости рта взрослого человека. Какие анатомические особенности верхней и нижней губ и десен новорождённых способствуют акту сосания? Что способствует свободному дыханию новорождённых при сосании?

21.В результате травмы лонных костей таза у девочки 5 лет произошло их смещение в области симфиза. Функция какого внутреннего органа при этой травме может нарушиться?

22.При водянке яичка у мальчика выделяется некоторое количество серозной жидкости между оболочками яичка. Где скапливается выделившаяся серозная жидкость?

23.Во время осмотра 3-летнего ребенка педиатр обнаружил левое яичко в брюшной полости, у глубокого кольца пахового канала. Как следует оценивать такое положение яичка: аномалией или вариантом его развития?

24.На операции по поводу паховой грыжи у 13-летней девочки хирург по неосторожности рассек часть фиксирующего аппарата матки. Какая связка была повреждена при проведении данной операции?

25.При гнойном воспалении среднего уха у детей возможно такое осложнение как менингит (воспаление оболочек мозга). Как с анатомической точки зрения можно объяснить такую особенность?

26.При вскрытии пораженных костных ячеек сосцевидного отростка черепа у ребенка с гнойным воспалением среднего уха возникло сильное венозное кровотечение. Какой венозный синус черепа оказался поврежденным при оперативном вмешательстве?

27.В больницу доставлен ребенок с ущемленной паховой грыжей и нарушением кровоснабжения яичка. Какая артерия оказалась сдавленной в указанном случае?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: