Публикуем его архивное интервью.
ОЛЕГ АНОФРИЕВ:
«НОШУ КРЕСТ ВСЮ ЖИЗНЬ, НЕ СНИМАЯ»
Едва ли найдется среди нас человек, кто не знаком с творчеством советского и российского актера театра и кино (снялся более чем в 60 фильмах), певца и автора своих песен (написал 50 песен, а записал – более 200) — Олега Анофриева. Многим полюбились его песни, которые Олег Андреевич исполнял просто, но с душой, поэтому они так надолго запоминались.
--------------------------------------------------------------- О.АНОФРИЕВ --------------------------------------------------------------- 2 Взять хотя бы «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова» или «Какая ж песня без баяна?... Какая Волга без Руси?»
Самые маленькие зрители каждый вечер засыпают под его колыбельную «Спят усталые игрушки» из передачи «Спокойной ночи, малыши» и уже давно ее выучили наизусть. А мультфильмы с озвучиванием героев Олегом Анофриевым знают и любят многие поколения. Например, в «Бременских музыкантах» он озвучивал Трубадура, Атаманшу, Пса, Кота, Петуха, Короля, практически всех, кроме принцессы…
– Олег Андреевич, Вы застали старую Москву с ее традициями и неповторимой атмосферой, к сожалению, уже утраченной. О чем ностальгируете?
– Я не имею привычки жить воспоминаниями. Живу - самое позднее - вчерашним днем. Нельзя сказать, что за эти годы жители столицы сильно изменились. В советское время они были более закрытыми, а сейчас я с Вами говорю свободно. Но тогда люди казались целостней, следование своим взглядам не заставляло их быть двоедушными. В отличие от многих, я сознательно ношу крест всю жизнь, не снимая. Носил обручальное кольцо, за что не раз получал выговоры по комсомольской линии. Но это был мой выбор. Я воспринял это от своих родителей, которые тоже были воспитаны в православных традициях. Это естественно для детей – следовать примеру родителей и учиться у них.
|
Нельзя сказать, что мои родители были людьми церковными, мама начала ходить в храм уже в пожилом возрасте. Мой отец был коммунистом, стал главврачом на Первом государственном подшипниковом заводе. Когда отец умер, его хоронили с оркестром, звучал «Интернационал», а потом отпевали в церкви.
– Многие считают, что культура сейчас деградирует, утрачивая свое предназначение. Вы согласны с этим?
– «Грядущий Хам» пришел. Со своей «культурой»! Какая у него может быть культура? Хамская.
Олег Анофриев - в фильме «Сказка о потерянном времени» |
– Роль капитана Лялина в фильме «Друзья и годы». Биография этого героя очень напоминает судьбу моего брата Сергея, который на войне был контужен, попал в плен и потом пережил каторгу. Но это отдельная длинная история… А песни… Конечно, «Есть только миг…». Я даже попросил, чтобы на том камне, который будет стоять на моей могиле, бы-ла высечена надпись: «Есть только миг, между прошлым и будущим…»
-------------------------------------------------------------- О.АНОФРИЕВ --------------------------------------------------------------- 3
и подпись – Олег Анофриев. Ну еще и «Какая песня без баяна?». Но я хорошо осознаю, Кому в действительности принадлежит «авторское право» на них. Об этом написал однажды в своем дневнике: «…Тот написал книгу, тот песню, а этот целую пьесу, да не одну! И все это теми же словами, теми же буквами. А ведь эти буквы и слова существовали испокон веков. Только смысл этих слов и букв был иным: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога” (от Иоанна, 1.3). Так вот Кому принадлежат «авторские права» на все, что было, есть и будет на Белом Свете! Все остальное – жалкие потуги присвоить себе то, что всегда принадлежало Ему! Это Он отдает тебе мысли, слова и буквы, и говорит: «Передай людям, не скупись! Забудь про свое «авторское право», его у тебя – нет». Как рождается песня? Сейчас расскажу… Каждый раз ключевое слово, удачная мысль появляются еще в полусонном мозгу, и, если ты не затвердил их, легко можешь потерять свое будущее творение. Иногда, когда мысль особенно удачна, вскакиваешь с постели и бежишь скорее записать ее. Сколько раз, поленившись встать, я терял навсегда самые «гениальные» свои песни. Иду вниз, на кухню. Показываю жене, жду одобрения. Ей не до меня, надо цветы сажать, поэтому – ноль эмоций! «Черненький» только и ждет момента. Я срываюсь, кричу: «Попробуй написать, как я!» Она отвечает с презрением: «А ты попробуй вырастить такие цветы, как у меня». Скандал – налицо.
|
Сын Человеческий светит мне в затылок: «Угомонись!» И я ласково говорю жене: «Угомонись…» «Черненький» скрывается. Поднимаюсь на второй этаж. Боже мой! Сколько же часов здесь просижено, сколько песен и стихов написано, сколько всего видано через интернет. Если посчитать, то не меньше полжизни прожито здесь. Сажусь на привычное место. На стене передо мной - липовые доски, на которых изображены Сын Человеческий, Матерь Божия с Младенцем, святые Сергий, Павел, Николай – и все они смотрят на меня. Это вам, братцы мои, - не цензура, а посильней. Может быть, поэтому мне не стыдно за мои стихи и песни.
|
Сажусь за музыку. Это задача посложнее. Надо, чтобы музыка была узнаваема и в то же время оставалась твоей, оригинальной. Получается не всегда. Или уж очень на что-то похожа, или твоя, но больно занудная. В общем, пробуешь и так, и сяк. Бросаешь все. А-а-а! Вот оно, в чем дело: «черненький» тут как тут. Ждать придется, пока уйдет. А в голове уже звучит напев, пока еще наполовину чужой, но в нем что-то есть.
Всю остальную половину дня ноешь мотивчик. Меняя мелодию то в грусть, то в радость. И, наконец, появляется твоя, раньше не существовавшая – МЕЛОДИЯ! Это Он – Тот, что живет в твоем сердце,
в твоей душе – отдал тебе твое! Владей, радуйся и радуй других!
Источник: https://orthodoxmoscow.ru/oleg-anofriev-noshu-krest-vsyu-zhizn-ne-snimayaeg-anofriev-noshu-krest-vsyu-zhizn-ne-snimaya/