Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства регулирования заключаются с использовании силы государственной власти, в виде запрета, разрешения и принуждения, не используя материальный стимул или опасность финансового ущерба. Страны с развитой экономикой используют административные средства в малых масштабах, в основном мероприятии затрагивают сферу охраны окружающей среды и социальную сферу, в отношении создания минимального бытового уровня для социально незащищенных слоев населения[24]. В период наступления критических ситуаций роль использования средств административного регулирования значительно возрастает, возможно проведение денежной реформы, разукрупнение крупных промышленных концернов и т.д.
Средствами государственного регулирования экономического плана выступает бюджетная и денежно-кредитная политика. Государственный сектор экономики, одновременно является и комплексным инструментом и средством государственного регулирования.
Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование, которое охватывает разнообразные цели, а также имеющиеся инструменты государственного регулирования экономики.
В качестве основных экономических инструментов выступают:
1) учетная ставка и ее регулирование, дисконтная политика, которую осуществляет центральный банк;
2) минимальные резервы, установление и изменение их размеров, тот объем инвестиций, в обязательном порядке хранящийся в центральном банке финансовыми институтами страны;
3) ценные бумаги, а также операции госучреждений в отношении их, в качестве таких операций может выступать эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение[25].
Используя такие инструменты, государство регулирует соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в направлении наиболее выгодном для экономики страны в данный период времени.
В странах с развитой экономикой действенность инструментов ослабела, в связи со снижением влияния фондового рынка, и возросшего самообеспечения крупных компаний, т.к. снизилась роль рынка свободных капиталов для финансирования капиталовложений.
Используя средства бюджетной политики государство осуществляет прямое регулирование.
Государственный бюджет представляет собой план государственных расходов и доходов на определенный промежуток времени – календарный год, также в данном документе указываются источники покрытия финансовых расходов. Ежегодно проект обновляется, обсуждается и проходит принятие органом законодательной власти. По истечении отчетного периода орган исполнительной власти ответственный за исполнение данного документа предоставляет отчет о деятельности в указанный период в соответствии с законом о бюджете.
В государственном бюджете произведено компромиссное принятие решений относительно отражения интересов различных социально-экономических групп. Государственный бюджет, и его расходы, в частности, являются функциями государственного регулирования финансового, хозяйственного, политического и социального характера.
Структура госбюджета имеет следующие основные статьи:
1. Статьи социальной направленности – в данный раздел входят пособия различного направления, расходы на образование, здравоохранение и др.
В данном разделе отражена основная цель бюджетной и экономической политики государства, направленная на стабилизацию и укрепление социально-экономического строя, в изменяющихся условиях окружающей политической и экономической ситуации. Данные расходы позволяют поддержать социально незащищенные группы населения, и способствуют преодолению дифференциации социальных групп.
2. Хозяйственные нужды – в данном разделе указывается помощь экономически невыгодному производству, но жизненно необходимому для каждого государства – сельскому хозяйству. Чаще всего указываются возможные субсидии фермерским хозяйствам направленные на развитие аграрного сектора, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.
3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
В данный раздел входят расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов по кредитам и субсидированию частных и государственных предприятий, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование инфраструктурных объектов, на закупку вооружений и военное строительство.
В зависимости от расходов определятся масштаб спроса и величина инвестиций. В кризисный и депрессивный период объем расходов направленный на хозяйственные цели возрастает, а в период конъюнктурного перегрева – уменьшаются.
Расходы направленные на осуществление экспортного кредитования, страхования экспортного кредитования и и вывозимого капитала, финансирование которых осуществляется из бюджетных средств, в долгосрочной перспективе повышает платежный баланс и стимулирует экспорт, позволяя экономике страны осваивать новые торговые площадки, что способствует укреплению национальной валюты, а также обеспечивает импорт товаров на внутренний рынок.
Заключение
В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи:
- изучены функции государства их понятия и виды;
- рассмотрены экономические функции государства;
- изучены методы воздействия государства на экономику;
- изучена сущность государственного регулирования, его цели и стоящие перед ним задачи;
- изучены имеющиеся функции и инструментарий государственного регулирования;
- изучена характеристика инструментов государственного регулирования.
Система регулирования экономики в Российской Федерации прошла довольно длительный путь становления, в условиях становления рыночных отношений. В числе этапов становления системы государственного регулирования можно выделить следующие:
1. Создание новой системы экономических отношений основанных на привлечении частного капитала в экономику; создание нового трудового, налогового, социального и т.д. законодательств и нормативно-правовых документов, внесение изменений в таможенную политику.
2. Изменения в денежно-кредитной системе, приватизация объектов государственной собственности.
3. Выработка долгосрочной политики
4. Проведение среднесрочного планирования на общегосударственном уровне.
5. Согласованное планирование на межгосударственном уровне общегосударственных программ в качестве интеграционных объединений.
Переход к рыночному типу планирования с использованием имеющихся инструментов государственного регулирования проходил для нашей страны сложно. Но в настоящее время можно сказать, что сейчас в России сформирована система рыночных отношений, эффективно осуществляющая функционирование.
Несмотря на введение санкционных ограничений, в отношении нашей страны с 2014 года, экономика продолжает работать под чутким государственным регулированием со стороны Правительства. За счет комплексного применения инструментов регулирования наша страна данный сложный период экономического развития проходит с наименьшими потерями. Несмотря на повышающийся уровень инфляции, и регулирование Центробанком курса национальной валюты, заметных падений ВВП не наблюдается, в стране наблюдается рост субъектов экономики, особенно в жизненно важных отраслях, таких как сельское хозяйство. В настоящее время идет упор на создание импортозамещающих производств в различных отраслях промышленности, и рассматриваются программы снижения зависимости бюджета страны от природных источников сырья.
Подводя итог можно сказать, что используемые инструменты государственного регулирования экономики позволили этот сложный период развития пройти с наименьшими экономическими потерями, и даже вызвали положительный эффект, обнаружив проблемные участки народного хозяйства, которым для развития требуется внимание на государственном уровне.