1. Классификация методов исследования социальных проблем семьи
1. В социальной работе часто применяются методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:
· анкетный опрос в целях выяснения биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей;
· социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы;
· референтометрия — способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида, а также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;
· коммуникометрия — способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций;
· для диагностики социальных проблем могут быть использованы методы прогнозирования, программирования и планирования. Например, метод Дельфи и программно-целевой. Диагностируя проблемы, можно пользоваться методом социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.
2. Все большую популярность приобретают различные формы биографического метода — интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом или о каких-то ее этапах и т. д. Они с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами.
3. Среди методов, используемых в теории и практике социальной работы, особая роль принадлежит комплексному психосоциальному моделированию. Моделирование как общенаучный метод понимается как символическая схема какой-либо сферы реальности. Этот метод в социальной работе является как бы «сквозным» во всех периодах исследовательского процесса — от начального до завершающего, позволяет наиболее эффективно соединять теорию и практику социальной работы. По мере развития социального знания метод моделирования все более активно применяется в социальных науках, в том числе в социальной работе.
|
4. Психологические методы исследования:
· наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;
· эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта.
· диагностические методы — выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности. Особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты).
· психогенетические методы — выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность.
· лонгитюдные методы— длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности.
|
· методы исследования жизненного пути – изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах.
5. Полифункциональные методы предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно можно отнести:
· беседы (интервью) — метод получения информации о личности, установления контакта, метод психологической диагностики и исследования, а также оказания психологической помощи (клиническая беседа или интервью), способствующий осознанию клиентом собственных внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения;
· метод анализа продуктов деятельности — рисунков, графических проявлений разного рода, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.
2. Возможности и направления использования методов исследования в соц. работе с семьей)
Актуальность применения исследований в практике деятельности социальных служб, включая службы помощи семье, материнству, отцовству и детству, подтверждается их результативностью. Результаты подобных исследований отражают достижения и недостатки в социальной работе, позволяют выявить проблемные зоны, а также подсказывают пути решения тех или иных проблем. Методы исследования, как показывает практика, могут очень многое: узнать мнение большинства населения, объяснить массовое недовольство населения или, напротив, повальное увлечение сомнительным товаром, услугой, религиозной идеей и др.
|
К основным функциям исследований в практике социальной работы с семьей можно отнести следующее:
- диагностика – оценка состояния семьи в момент исследования.
- контроль достоверности информации – сбор информации о семье и ее окружении с целью установить ее достоверность и в случае наличия искажений внести соответствующие коррективы;
- прогноз – выявление возможных состояний семьи в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
- проектирование – выработка рекомендаций по тематике экспертизы семьи для социального проектирования и принятия управленческих решений;
- объяснение и анализ – выявление причин и природы социальных проблем семьи, рассмотрение характера социальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принципов организаций социальной работы;
- внедрение – применение рекомендаций, сформулированных в результате исследования, в практике социальной работы с семьей, в управлении организациями, в образовании;
- информирование – распространение информации о выявленных проблемах семей или положительном опыте их разрешения;
- концептуализация – развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы с семьей;
- развитие рефлексной практики – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальной работы с семьей;
- активизация – мобилизация социальных сетей, выявленных посредством исследований, объединение людей и наделение их полномочиями проводить исследования и осуществлять изменения;
- преобразование – проведение социальных изменений в ходе эксперимента.