Можно выделить конкретные направления использования отдельных методов в практике социальной работы.




Неструктурированное интервью подходит для разведывательного исследования, когда мало, что известно о конкретной проблеме семьи. Данный вид интервью применяется в социальной работе с тем, чтобы предоставить различные интерпретации взаимоотношений и их переменные, возможные вариации субкультур или факторов.

Глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений, характерных семье в целом или ее отдельным членам.

Сбор эмпирических данных методом интервью осуществляется как в учреждении, так и на дому у респондента или в специально отведенном для этого офисе.

Наблюдение применяется и в программах оценки качества. Характерным примером является проект по оценке результатов и последствий социальной программы и оценке потребностей ее потребителей.

Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволят вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между начальством и подчиненными.

 

3. Методы исследования, применяемые в социальной диагностике в социальной работе с семьей и детьми

 

Социальная диагностика в социальной работе с семьей и детьми – интегративная технология, включающая в себя совокупность методов исследования. В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы социальной диагностики, классифицируемые по различным основаниям.

В зависимости от предмета социальной диагностики (причины или текущее состояние социальной проблемы) выделяют: а) историко-генетические методы, призванные определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента (биографический метод, глубинное интервью, анализ документов и иных продуктов деятельности, генограмма семьи и др.); б) структурно-функциональные методы, предполагающие получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет (анкетирование, тестирование, анализ статистических данных и др.).

В зависимости от того, на каком этапе социальной диагностики используется тот или иной метод, выделяют: а) методы сбора информации, включающие в себя широкий спектр общенаучных, социологических, психологических и др. методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ статистических данных, наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа и др.); б) методы обработки и анализа информации, полученной в ходе диагностики (сравнение, типологизация, ранжирование и др.).

В зависимости от того, какую науку или область практической деятельности преимущественно отражает данный метод диагностики, выделяют методы: а) общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе и социальной (анализ, синтез, сравнение и др.); б) социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учетом их специфики и своеобразия (социальный эксперимент, разные виды опроса, социально-статистические методы и др.); в) психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых отношений (разные виды тестирования, психологический эксперимент, проективные методики и др.); г) специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики в социальной работе с семьей определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности в каждом конкретном случае (составление социального паспорта семьи, класса, школы, района; составление социальных портретов и др.).

Рассмотрим наиболее распространенные в практике социальной работы с семьей и детьми методы социальной диагностики.

Опрос является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два основных вида опросных методов: интервью и анкетирование. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Анкетирование – метод сбора информации путем формализованного опроса диагностируемых. В отличие от интервью при анкетировании общение исследователя и респондента опосредовано анкетой (вопросником). Так, например, в Ялгинском детском доме-школе опросные методы диагностики широко используются в социально-педагогической и социально-психологической работе с воспитанниками - интервью на тему «Хочу в семью» для учащихся 1-6 классов, анкетирование на темы «Что нам мешает общаться», «Удовлетворенность жизнью в классе, семье», «Представления выпускников о современном обществе» и др. Также в данном учреждении опросные методы используются при проведении индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися по запросу педагогов и администрации.

Путем анкетирования и интервьюирования может осуществляться и опрос экспертов. Иногда социальные проблемы семьи и детей нуждаются в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания об объекте или предмете исследования. В области социальной работы с семьей и детьми экспертами могут выступать практические социальные работники, руководители и сотрудники учреждений социальной защиты населения (комплексных центров, приютов, реабилитационных центров и т.д.), педагоги, психологи, представители науки, представители органов власти и управления, обладающие высоким уровнем теоретических знаний и большим практическим опытом в области социальной работы, социальной защиты семьи и детей, реализации семейно-демографической политики.

Беседа в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, – это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков, причем, не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике, но и по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д. Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы: умение заинтересовать собеседника темой беседы; создание атмосферы взаимного уважения и доверия; искусное использование методов убеждения и внушения. В социальной работе с семьей, например, при осуществлении консультирования конфликтующих супругов проводятся беседы, включающие и элементы диагностики (выявление причин конфликтов), и элементы коррекции поведения (использование методов убеждения и внушения).

Методы диагностики в социальной работе с семьей и детьми, как правило, используются комплексно – для диагностики одной социальной проблемы возможно и целесообразно использование нескольких методов. Результаты диагностики с помощью одного метода могут дополняться, уточняться, проверяться с помощью других методов или служить основой для их использования. Так, например, по результатам опроса (в форме анкетирования, интервью или беседы) возможно составление социального портрета или социального паспорта семьи.

Социальное портретирование и социальная паспортизация – близкие по своей сути методы социальной диагностики. Однако социальное портретирование используется преимущественно в целях научных и маркетинговых исследований (социальный портрет современной молодежи, семьи, социальный портрет потребителя социальных услуг и т.п.), а социальная паспортизация – в целях оказания социальной помощи населению (социальный паспорт региона, района, школы, семьи, личности). Социальная паспортизации осуществляется в форме анкетирования семей и отдельных категорий граждан. Заполненная и проанализированная специалистами анкета и представляет собой социальный паспорт.

Целями социальной паспортизации являются повышение эффективности управления государственной социальной политикой, создание и обеспечение функционирования системы учета различных категорий семей и отдельных категорий граждан, выявление их потребности в социальной помощи.

Так, в Республике Мордовия государственными казенными и бюджетными учреждениями социальной защиты населения проведена работа по составлению социальных паспортов многодетных семей, включающих в себя: информацию о составе семьи и ее среднедушевом доходе, характеристику жилищно-бытовых условий, виды и размеры получаемых мер социальной поддержки, нуждаемость в улучшении жилищных условий, в том числе потребность в выделении земельного участка и т. д. Работа по составлению социальных паспортов семей, воспитывающих 3-х и более детей, продолжается по мере появления в муниципальных районах республики и го Саранск семей, в которых планируется появление третьего ребенка.

Также интегративным методом социальной диагностики (т.е. методом, применение которого требует сочетания многих других методов) является социальное картографирование. Составление социальной карты (социальное картографирование) предполагает нанесение на обычную карту (например, карту микрорайона) объектов, имеющих особое значение для той или иной группы населения (многодетных семей, неполных семей, подростков, инвалидов, пожилых людей и т. д. в зависимости от объекта изучения). Например, для подростков это могут быть школы, клубы, кружки, расположенные на данной территории, игровые площадки, опасные места, места социальной напряженности, учреждения социальной защиты и иные места, где подросток может получить помощь и которые важны для его жизнедеятельности.

Для составления социальной карты необходимо провести анализ информации, содержащейся в предшествующих исследованиях, официальных документах, статистических данных, а также опрос той категории семей или детей, в интересах которой составляется социальная карта. Анализ социальной карты способствует более эффективному взаимодействию различных учреждений и организаций (социальной защиты, образования, коммунального хозяйства и т.д.), а также может служить основой для составления проектов, внесения предложений по совершенствованию социальной инфраструктуры микрорайона, города и т.д. То есть в данном случае осуществляется взаимосвязь таких технологий, как социальная диагностика и социальное проектирование.

В практике социальной работы с семьей и детьми целесообразно использование и метода наблюдения, прежде всего, в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена – в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных коллективов в процессе их основной деятельности и т. п. Наблюдение – метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Так, например, в Республике Мордовия специалисты Республиканского социального приюта для детей и подростков «Надежда» используют наблюдение как метод диагностики в работе с детьми, которые в силу возраста или иных причин не владеют словесной речью, испытывают трудности в общении или отказываются от него.

Метод тестирования. Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют различные варианты теста: а) тест-опросник (тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о социально-психологических качествах испытуемого); б) тест-задание (оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает; испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии, степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества, состояния, проблем). Так, например, в Ялгинском детском доме-школе тесты-опросники используются для диагностики уровня социализированности выпускников, их профессиональной направленности, а тесты-задания для диагностики умственного развития детей 6-7 лет дошкольного отделения и др.

В ряде случаев в социальной работе с семьей и детьми целесообразно применение проективных методик тестирования. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста. Так, например, известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.

В социальной работе с семьей и детьми широкое распространение получил тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, который позволяет получить информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по схеме: 1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Также в социальной работе с семьей используется биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографический метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести связь семьи с внешней средой. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

В качестве биографического материала может рассматриваться любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни, а при определенных условиях — и вторичные источники (мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п.). Целесообразно применение биографического метода, например, в социальной работе с пожилыми людьми, с людьми, имеющими большой жизненный или профессиональный опыт, в работе с семьями (как неблагополучными, так и из поколения в поколение успешными, полными, многодетными).

Вышеперечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики в социальной работе с семьей и детьми. Важно также отметить, что указанные методы могут использоваться на различных этапах технологического процесса социальной работы с семьей и детьми, их правильное использование открывает широкие возможности для повышения объективности, достоверности и эффективности данной деятельности. В ходе дальнейшего развития социальной работы с семьей и детьми как вида профессиональной деятельности и сферы теоретического анализа система методов социальной диагностики, безусловно, будет развиваться и совершенствоваться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: