Растительный мир и животный мир.




Тема урока: Ашинский природный биологический заказник.

Учитель: Белова Мария Рашитовна

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: Познакомить учащихся с Ашинским заказником, природными особенностями, животными и растениями, которые находятся под охраной.

Задачи:

Предметные:

- умение составлять характеристику заказников;

- умение анализировать карты.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- знать в каких природных зонах расположен Ашинский заказник, и с чем это связано;

- формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции при помощи учителя выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД:

- формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:

- формировать умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные УУД:

- способствовать экологическому воспитанию, развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей, способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Методы: словесный (диалог), информационный, рефлексивный.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуально-коллективная, работа с картами.

Оборудование: карта заповедники, заказники и национальные парки Челябинской области, карта Ашинского природного биологического заказника.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учеников.

Сегодня я хочу начать урок следующими словами Виктора Бокова:

Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза ее степные.

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья.

К труду, терпению, к правде, доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

Россия не с гор берет начало, а с тебя!

Что произойдет, если исчезнут леса? (Будет меньше кислорода на Земле. Исчезнут многочисленные виды растений, животных. Уменьшится плодородие почв, так как из-за отсутствия деревьев усилятся ветры, которые снесут верхний плодородный слой земли, обмелеют реки.)

Изучение нового материала.

Учитель обобщает высказывания детей и сообщает тему урока «Ашинский природный биологический заказник»

Учитель: Но прежде чем мы начнем нашу тему урока, узнаем, какие же бывают охраняемые природные объекты.

Из последующего рассказа педагога и показа презентации ученики узнают, что национальные парки, заповедники, заказники — это охраняемые природные территории (природные памятники), которых, поданным ООН, в мире насчитывается около полутора тысяч.

Основные понятия (определения записываем в тетрадь):

Заповедники — это охраняемая территория, где запрещена всякая хозяйственная деятельность и ведутся научные исследования по охране природы.

Заказники — охраняемые природные территории, на которых в течение ряда лет сохраняются отдельные виды животных и растений, а остальные виды природного богатства используются ограниченно.

Национальные парки — территории с определенной структурой управления отдыхом людей и природопользованием, на которых охраняются ландшафты и уникальные природные объекты.

Ученики на карте заповедники, заказники и национальные парки Челябинской области изучают местоположения данных объектов. И находят Ашинский природный биологический заказник (Приложение 1).

Учитель: А теперь мы переходим к основной теме нашего урока, и узнаем о происхождении и природных особенностях Ашинского заказника (рассказ учителя с элементами беседы, показ презентации).

Происхождение и местоположение.

Ашинский природный биологический заказник, основанный в 1988 г., находится на территории Ашинского муниципального района Челябинской области. Его площадь составляет 70000 га.Расстояние от Челябинска – 330 км, от Аши – 30 км. (Приложение 2).

Ашинский заказник расположен в лесной зоне Челябинской области на предгорьях и низкогорьях.

Описание.

Самая высокая точка – 608,6 метра — на хребте Каратау близ северной границы Ашинского заказника. Самая низкая – 235,8 метра — в русле реки Аша в месте впадения ручья Митюшкин (близ южной границы Ашинского заказника).Район характеризуется хребтово-увалистым рельефом со средними высотами 300-400 метров над уровнем моря и отдельными поднятиями до 500-600 метров над уровнем моря. В связи с расчлененностью рельефа, разнообразием подстилающих пород и климатических условий для района характерна высокая пестрота почвенного покрова.

Горы и пещеры.

Липовая гора. Площадь 0,080 тыс. га. Объект познавательного и рекреационного значения. Охраняется: уникальное растительное сообщество (липовый лес с участием вяза).

Пещера Ериклинская (Точильная). Площадь 0,001 тыс. га. Охраняется карстовая пещера с подземным озером (на дне озера сифон), гидравлически связанным с родником. Длина пещеры 36 м, глубина 12 метров.

Пещера Киселевская. Объект охраны – карстовая пещера, представляющая собой цепь гротов, соединенных между собой короткими переходами. Вторичные образования: сталактиты, сталагмиты, натеки, гуры. Находки пещерного жемчуга. Общая длина 1260 м, глубина 32 м.

Пещера Сухая Атя. Площадь около 0,001 тыс. га. Карстовая пещера. Подземные озера, сифоны, сталактиты и сталагмиты, глиняные такыры.

Геологические обнажения аргиллитов. Площадь около 0,002 тыс. га. Объект охраны – скальные обнажения аргиллитов с остатками фауны. Опорный разрез при геологическом картировании.

Пещера Комсомольская. Площадь около 0,001 тыс. га. Карстовая пещера на контакте известняков и глауконитовых песчаников, глинистые сталактиты, сталагмиты. Длина ходов 546 м, глубина 78 м.

Климат на территории Ашинского заказника континентальный.

Поверхностные воды Ашинского заказника представлены многочисленными реками и ручьями, относящимися к бассейну реки Камы. Самые значительные — река Аша, река Миньяр, река Илек, река Усть-Канда.

Растительный мир и животный мир.

На территории зарегистрировано 11 видов редких и охраняемых видов насекомых, 7 видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Челябинской области. Отмечено 90 видов птиц, из них три вида (беркут, оляпка, пестрый дрозд) включены в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Челябинской области.

Здесь встречаются краснокнижные растения: ветреничка уральская, первоцвет кортузовидный, фиалка душистая, сердечник трехраздельный, камнеломка сибирская, чина Литвинова, козелец гладкий, гусиный лук ненецкий, лук косой, дремлик темно-красный, ятрышник мужской, ковыль перистый и лишайник лобария легочная, а также виды из Приложения к Красной книге области (голокучник Роберта, борец дубравный, горицвет весенний, прострел раскрытый, орешник обыкновенный, короставник татарский, заразиха бледноцветковая, тюльпан прибрежный, осока белая, пырей отогнутолистный).

Основные лесообразующие породы: сосна, ель, пихта; произрастает также лиственница. В состав мелколиственных лесоввходят береза, ива, липа, ольха, осина. Широколиственные леса в заказнике состоят из дуба, ильма, клена. В подлеске бересклет, жимолость, калина, лещина, рябина, черемуха, а также малина, смородина и шиповник.

Животные белка, бобр, волк, енотовидная собака, заяц-беляк, кабан, косуля, крот, куница, лисица, лось, медведь, норка, рысь, хорь черный.

Из редких насекомых в заказнике отмечены красотка блестящая, переливница большая, тополевый ленточник, пчела-плотник, а также 7 видов муравьев из рода Formica.

В реках заказника обычен европейский хариус.

Птицы глухарь, рябчик, тетерев. Беркут, оляпка и пестрый дрозд, внесенные в областную Красную книгу, гнездятся на этой территории. Здесь также обитают летяга обыкновенная и выдра.

Задачи Ашинского заказника, помимо сохранения биологического разнообразия этого района, – охрана смешанных темнохвойно-широколиственных лесов, наиболее типичных для западных предгорий Южного Урала. Кроме того, здесь сохраняются элементы традиционного бортевого пчеловодства (башкирская бортевая пчела).

Основными задачами Ашинского заказника являются:

1) сохранение, воспроизводство и восстановление ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях видов животного мира, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и грибов;

2) обеспечение устойчивого состояния среды обитания охраняемых видов животного мира, растений и грибов;

3) организация и проведение научных исследований по изучению объектов охраны на территории Ашинского заказника;

4) обеспечение устойчивого состояния гидрологических объектов;

5) экологическое образование и просвещение населения.

Закрепление материала.

Ответить на основополагающие вопросы.

- Каково значение особо охраняемых природных территорий?

- Будут ли создаваться новые охраняемые территории?

- Что человек может сделать для сохранения Ашинского природного биологического заказника?

Рефлексия.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. я понял, что…

4. я почувствовал, что…

5. меня удивило…

6. урок дал мне для жизни…

Думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может считать себя защитником природы.

Домашнее задание.

Подготовить доклад про растение Красной книги Ашинского заказника.

 

Список литературы

1. Ашинский муниципальный район, энциклопедия [Текст] // под ред. Н. Н. Канышев, Б. Г. Гусенков. – 2007. – 430 с.

2. Гитис М. С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / М. С. Гитис // Челябинск: АБРИС. – 2006. – 96 с.

3. Кирин Ф. Я. География Челябинской области [Текст] / Ф. Я. Кирин // Южно – Уральское книжное издание. – 1969. – 180 с.

4. Красная книга Челябинской области: Животные, растения, грибы [Текст] / под ред. Н. С. Корытин // Екатеринбург: УрГУ. – 2005. 450 с.

5. Красная книга Челябинской области: Животные, растения, грибы [Текст] / под ред. А. В. Лагунов. – 2-е издание // Москва: Реарт. – 2017 г. – 504 с.

6. Ламехов Ю. Г. Птицы Челябинской области: учебное пособие [Текст] // Ю. Г. Ламехов // Челябинск: АРБИС. – 2013. – 128 с.

7. Левит А. И. Южный Урал: география, экология, природопользование: учебное пособие [Текст] / А. И. Левит // Южно – Уральское книжное издание. – 2001. – 245 с.

8. Скалдина О. В. Красная книга России [Текст] // О. В. Скалдина // Эксмо. – 2019. – 272.

9. Челябинская область. Атлас [Текст] / под ред. В. В. Латюшина. – 5-е издание // Челябинск: АБРИС. – 2014. – 32 с.

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: