летию со дня рождении Н. Г. Доможакова




Отчет

О проведении республиканской декады филологического образования, посвященной 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского и Н. А. Некрасова,

летию со дня рождении Н. Г. Доможакова

Хакасия состоялись массовые мероприятия в рамках Республиканской декады филологического образования, посвященной 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского и Н. А. Некрасова, 105-летию со дня рождении Н. Г. Доможакова.

В декаде принялиучастие 8 муниципальных объединения РХ (г. Абакан, г. Саяногорск, г. Черногорск, Орджоникидзевский район, Алтайский район, Аскизский район, Боградский район, Таштыпский район) и два ГБОУ РХ: «ХНГИ им. Н. Ф. Катанова» и «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения».

Не приняли участие в декаде г. Сорск, г. Абаза, Бейский район, Ширинский район, Усть-Абаканский район.

Главной целью проведения декады стало повышение качества литературного образования в Республике Хакасия. Поэтому все мероприятия были направлены на совершенствование условий для развития кадрового потенциала в сфере обучения литературе, обновление содержания методической работы по распространению лучших практик в сфере литературного образования, использование культурного потенциала Республики Хакасия по развитию литературного образования.

В мероприятиях декады были задействованы учителя русского языка и литературы, педагоги-организаторы, библиотекари. Также были активными участниками учителя истории, иностранных языков, учителя начальных классов, обучающиеся и их родители. Подобная деятельность оказалась очень плодотворной для всех педагогов, что позволило признать ее положительным опытом и рекомендовать в дальнейшем шире использовать опыт взаимодействия с педагогами других предметных областей.

В период с 08.11.2021 по 12.11.2021 г. в образовательных организациях РХ прошла неделя русского языка и литературы. Мероприятия проводились с учетом возрастных особенностей и с учетом использования активных форм обучения. В декаде были охвачены обучающиеся с 1-го по 11-е классы всех образовательных организаций Республики Хакасия. При планировании мероприятий учитывались познавательные интересы обучающихся и педагогов. Учителя использовали разные формы и методы учебной и внеурочной деятельности. Приоритетными формами для педагогов стали открытые уроки, семинары, мастер-классы, конкурсы. Формы внеурочной деятельности по программам филологического образования представлены в таблице.

 

№№ Формы внеурочной деятельности
1. Акции
2. Конкурс иллюстраций
3. Дискуссионный клуб
4. Орфографический марафон
5. Филологические состязания, игры, викторины
6. Речевой турнир
7. Лингвистический КВН
8. Конкурсы: «Угадай произведение», «Ищем таланты!»
9. Библиотечные уроки
10. Конкурсы проектов
11. Выпуск стенгазет, коллажей, буклетов
12. Литературно-музыкальные композиции, литературные кафе, гостиные
13. Выставки творческих работ
14. Выставки книг
15. Конкурс чтецов, мини-чемпионаты по чтению
16. Словарный диктант
17. Брейн-ринг «В мире литературы»
18. Читательская конференция
19. Экскурсии
20. Конкурс юных репортеров
21. Флешмоб «Веселый книговорот»
22. Литературные встречи

 

Мероприятия в рамках декады способствовали формированию устойчивого интереса к изучению литературы, развитию литературоведческого кругозора и творческих способностей учащихся, а также формированию личностных УУД, метапредметных результатов.

Проведённые семинары, мастер-классы и открытые уроки, на которых учителя-филологи поделились опытом работы, позволили отметить системную, методически оправданную работу ШМО по формированию лингворечевой культуры и филологическому воспитанию учащихся. По мнению обучающихся и учителей предметная Декада в образовательных организациях РХ прошла очень интересно и содержательно.

Итоговым мероприятие для всех муниципальных образований РХ стало проведение методических семинаров для учителей русского языка и литературы. Лучшими признаны семинары, проведенные в Орджоникидзевском районе (организатор Трегубова Вера Вячеславовна), ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» (организатор Антонова Валентина Владимировна), г. Саяногорск (организатор Якунина Марина Леонидовна), Аскизский район (организатор Медведева Зинаида Николаевна), г. Абакан (организатор Ткацкая Марина Михайловна), Алтайский район (организатор Никулина Наталья Владимировна), ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия – интернат им. Н.Ф. Катанова» (организатор Майнагашева Ирина Ивановна).

Практический модуль программы на этих семинарах был представлен в форме открытых уроков. Это были уроки литературы, посвященные писателям-юбилярам. Учителя делились опытом работы в организации учебной и внеучебной деятельности, приёмами, побуждающими учащихся к самостоятельному поиску, творчеству. Уроки были построены таким образом, что на предметном содержании формировались метапредметные умения и компетенции: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, преобразовывать словесную информацию в графическую форму, коммуникативные навыки. Организации активной познавательной деятельности учащихся способствовали презентации, подготовленные педагогами, проектные формы работы.

Лучшими уроками литературы были признаны уроки следующих педагогов:

· «Литературный проект к 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова» – Ворошилова Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Копьевская СОШ» Орджоникидзевскогшо района,

· «Сын времени и своего народа»: к 105-летию со дня рождения Н. Г. Доможакова» – Дина Анатольевна Уфимцева, библиотекарь МБОУ «Копьевская СОШ» Орджоникидзевского района,

· «Как Слово много может рассказать»: интегрированный урок литературы и географии для учащихся 10 класса по творчеству Н. А. Некрасова – Артюшкина Екатерина Ивановна и Голодова Ольга Александровна, учителя ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»,

· «Роль правовой культуры в системе жизненных ценностей человека»: по роману Ф. М Достоевского «Преступление и наказание» – Алахтаева Наталья Валерьевна и Комф Наталья Владимировна, учителя ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»,

· «Постигая мир Достоевского»: Библиотечный урок – Фирстова Татьяна Владимировна и Якунина Марина Леонидовна, учителя МБОУ «Лицей «Эврика» г. Саяногорска,

· «Урок-восприятие по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» – Кутукова Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Балыксинская СОШ» Аскизского района,

· «И зачем же я сочинил такую историю?»: по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» – Степнова Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Абакана,

· «Тема милосердия в рождественском рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» – Азракова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»,

· «Образ матери в поэме Н. Г. Доможакова «Лиственичная гора» - Чертыкова Анна Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова».

Следует отметить лучшие внеурочные мероприятия, посвященные писателям-юбилярам.

 

МО Доклад Литературный салон Мастер-класс Викторина/ игра
Таштыпский район   «Жизнь, отданная народу»: жизнь и творчество Н. Г. Доможакова - Патачакова Зинаида Семеновна, учитель МБОУ «Нижнесирская ООШ»    
Орджоникидзевский район «Литературный квест по творчеству Ф.М.Достоевского - Оксана Владимировна Григорьева, учитель МБОУ «Приисковая СОШ» «Всему начало – в земле родной…» - Надежда Николаевна Баклаева, воспитатель МБДОУ ОВ «Детский сад «Золотой ключик», п. Копьево «Дети читают Н. А. Некрасова» - Ворошилова Валентина Сергеевна, учитель МБОУ «Копьевская СОШ» «В гости к дедушке Мазаю» -Татьяна Иосифовна Усанина, воспитатель МБДОУ ОВ «Детский сад «Золотой ключик», п. Копьево
Аскизский район   «Жизнь, отданная народу…»: творчество Н. Г. Доможакова –коллектив педагогов Аскизского лицея-интерната    
Алтайский район «Поэма «Кому на Руси жить хорошо: Н.А. Некрасов на современном уроке» - Перевощикова Виктория Викторовна, учитель МБОУ «Кировская СШ»      
г. Черногорск «Творчество Н. Г. Доможакова» - Ратахина Наталья Васильевна, учитель МБОУ «СОШ №4»     «Я лиру посвятил народу моему»: конкурс открыток и буклетов - Ольга Ивановна Бондарь, Наталья Геннадьевна Загорулько, учителя МБОУ «СОШ №6»
ГБОУ РХ «ХНГИ им. Н.Ф.Катанова»   «Все, чем в жизни дорожим», посвященная творчеству Н. А. Некрасова – Субраковой Екатерина Владимировна «Литературная страница в Инстаграм» ­ Богатырева Тарина Вячеславовна  
г. Абакан «Писатели и поэты Хакасии – фронтовики» - Воронина Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23» «Лепестки моей души». Деревягина Надежда Николаевна, Ткацкая Марина Михайловна, учителя русского языка и литературы, Дерябина Ирина Александровна, учитель музыки, Жицкий Евгений Олегович, учитель технологии «Не ветер бушует над бором…» - Ворошилова Наталья Ивановна, учитель МБОУ «СОШ №18»  
Боградский район «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении творчества Н.А.Некрасова» -Рохманова Наталья Анатольевна, учитель МБОУ «Боградская СОШ» «Ученый, писатель, поэт»: творчество Н. Г.Доможакова - Кох Наталья Николаевна, учитель МБОУ «Первомайская СОШ» «Авторский цифровой контент. Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Работа с платформами Cavna и Learnis» -Цанто Евгения Александровна, учитель МБОУ «Знаменская СОШ»  
г. Саяногорск Круглый стол «Формирование мотивации обучающихся к изучению литературы, чтению, повышению читательской грамотности» - доклады участников декады «Служа великим целям века»: К 200-летию Н. А. Некрасова - учителя МБОУ «Лицей «Эврика» Литературные встречи «Если ты в душе поэт …» - организатор Якунина Марина Леонидовна, руководитель МО учителей русского языка и литературы «Доможаковские чтения»: мини-чемпионат среди школьников - учителя МБОУ «Лицей «Эврика»
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»   Жизнь и творчество Н. А. Некрасова – Чебочакова Ольга Ивановна, Уланова Оксана Сергеевна   «Доможаковские чтения»: к 105-летию Н. Г. Доможакова – Цой Люсьена Григорьевна

 

Таким образом, как видно из представленных сведений, мероприятия, проведенные в рамках филологической декады, в большей степени были направлены на актуализацию творчества писателей-юбиляров, понимание их стиля и смысла художественного слова. Филологическая декада показала положительный опыт внедрения современных эффективных стратегий, технологий, приёмов и методов обучения литературе, способствующих достижению планируемых результатов. Были созданы условия для конструктивного взаимодействия с коллегами, расширения профессиональных знаний и практических умений педагогов в условиях реализации проекта «Повышение качества литературного образования в Республике Хакасия».

Администрация школ, педагоги, библиотекари, родители и обучающиеся с большим энтузиазмом принимали участие в праздновании юбилеев Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, Н. Г. Доможакова.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой декада проводилась в разных форматах: в онлайн-режиме и в очном общении.

Мы благодарим всех участников декады за творческую активность, желание вносить новые идеи в свою профессиональную деятельность, за высокий профессионализм и учительский долг. Радостно осознавать, что личность и творчество Федора Михайловича Достоевского, Николая Алексеевича Некрасова и Николая Георгиевича Доможакова по-прежнему интересны и педагогам, и детям.

 

Т. Ю. Кравченко, кандидат филологических наук

доцент, председатель РО ООО «АССУЛ»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: