Система разработки с применением автотранспорта в настоящее время широко распространена, особенно на карьерах цветной металлургии.
Автомобильный транспорт особенно эффективен при разработке крутых штокообразных залежей при ограниченных размерах карьера в плане и значительной его глубине, а также при необходимости селективной выемки запасов месторождения.
Использование автомобильного транспорта может сочетаться с любой системой разработки. Эффективность применения выбранной системы разработки определяется правильным сочетанием ее основных элементов: высоты уступа, ширины заходки и рабочих площадок, протяженности действующего фронта работ и длины экскаваторных блоков.
Высота уступа при валовой выемке, как и при железнодорожном транспорте, определяется высотой черпания экскаватора. При разработке сложных забоев, требующих селективной выемки, уступы иногда делятся на подуступы.
Ширина заходки зависит от рабочих параметров экскаваторов и схем установки автосамосвалов под погрузку. Для повышения эффективности совместного использования экскаваторов и автосамосвалов время, затрачиваемое на маневры при установке автосамосвалов под погрузку, необходимо сокращать до минимума.
Минимальная ширина рабочей площадки определяется параметрами погрузочно-транспортного оборудования и буровзрывных работ и включает те же элементы, что
и при железнодорожном транспорте, но в значительной степени зависит от схемы подъезда автосамосвалов к экскаватору. Рациональная схема установки автосамосвала в забое под загрузку должна обеспечить:
1) безопасность водителя автосамосвала во время загрузки породы в его кузов;
|
2) наименьший угол поворота экскаватора на разгрузку;
3) развороты автосамосвалов при маневрировании в порожнем, а не в загруженном состоянии.
Наименьшие затраты времени на маневрирование и наиболее экономичная установка автосамосвала достигаются при встречном движении экскаватора и транспорта на уступе.
Способы подачи автотранспорта под погрузку
Рис 189. Система разработки с автомобильным транспортом:
а — горизонтального пласта; б — залежи с крутым падением.
При работе механических лопат и драглайнов применяют нижнюю и верхнюю погрузку автомашин; наиболее производительной является нижняя погрузка с расположением автомобилей на одном уровне с экскаватором. Верхняя погрузка целесообразна при небольшой высоте уступов и хорошей площадке для подъезда машин, применяется она в основном при проходке траншей.
По сравнению с системами разработки с железнодорожным транспортом, при автотранспорте появляется возможность концентрации выемочно-погрузочных работ за счет сокращения в два—три раза протяженности экскаваторного фронта работ. При этом производительность экскаваторов увеличивается на 20—25% благодаря уменьшению простоев в ожидании автосамосвалов.
Темп углубления горных работ при такой организации выполнения выемочно-погрузочных операций увеличивается. Кроме того, применение автотранспорта допускает вскрытие месторождения временными съездами, что обеспечивает его разработку с минимальным текущим коэффициентом вскрыши.
|