В определении предпринимательской деятельности, содержащемся в ст. 2 ГК РФ указано, что предпринимательская деятельность осуществляется лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.
Отсюда, существуют следующие виды хозяйственных правоотношений:
А) государственная регистрация, т.е. лицо, намеревающееся самостоятельно, на свой риск, осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, должно зарегистрироваться в качестве предпринимателя, иначе, его деятельность будет незаконной.
Б) экономические отношения как предмет правового регулирования.
Независимо от государственной экономической политики и применяемых методов управления экономикой универсальным регулятором производственных отношений в стране всегда является право.
Характер правового регулирования зависит и от конкретного вида регулируемых экономических отношений.
Так, трудовые отношения традиционно регулируются в России трудовым правом, основным источником которого является Трудовой кодекс. В условиях рыночной экономики на первый план выдвигается договорное регулирование трудовых отношений, где предусмотрена защита интересов работника от всевозможных злоупотреблений со стороны работодателя. Этой целью предопределяется и характер правового регулирования трудовых отношений в стране.
В ) предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования.
В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности.
Функция такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др.
Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».
Предпринимательское право – это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства – всеобщая предпринимательская правоспособность граждан. Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35,36 Конституции РФ).
И все же основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права.
Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.
Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Г) публично – правовое регулирование предпринимательской деятельности
Основными направлениями публично – правового регулирования в сфере предпринимательства являются:
- установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, т.е. процедура приобретения ими статуса предпринимателя;
- регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности;
- антимонопольное регулирование, т.е. конкуренция между участниками рыночных отношений;
- регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации;
- охрана предпринимательства путем установления публично – правовых санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
Д) лицензирование
Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензий.
Лицензия – это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в т.ч. предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом).
Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются Федеральные органы исполнительной власти РФ.
Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 4 этого закона к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 этого закона содержит перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию:
- медицинская, ветеринарная и фармацевтическая деятельность;
- производство и распространение лекарственных веществ;
- производство медицинской техники;
- большинство видов перевозки пассажиров и грузов;
- негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;
- аудиторская деятельность;
- производство табачных изделий и др.
Смысл лицензирования заключается в том, что лицензирующие органы получают возможность контролировать соблюдение лицами, получившими лицензию, установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности.
В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.
Таким образом, в правовом регулировании общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, преследуется единая общая цель – создать необходимые условия для нормального функционирования рыночного механизма и тем самым содействовать прогрессу экономического развития страны.