V. Цели организации и их классификация.




 

Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытека­ющие из общей цели предприятия.

Цели— это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следую­щие черты и свойства:

• четкая ориентация на определенный интервал времени,

• конкретность и измеримость,

• непротиворечивость и согласованность с другими целями и ре­сурсами,

• адресность и контролируемость.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огром­ное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными про­блемами они должны принимать решения по непредвиденным ситу­ациям и т. д.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно исполь­зовать построение целевой модели в виде древовидного графа — де­рева целей (рис. 2). Посредством дерева целей описывается их упо­рядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная де­композиция главной цели на подцели по следующие правилам:

общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уров­ня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;

фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляю­щие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены оп­ределенным способом и в заранее установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и слож­ности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

Важным моментом целеполагания является моделирование не толь­ко иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за опреде­ленный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию.

 

 

 
 

 


Ключевые цели по подсистемам организации

               
 
Маркетинг  
   
Производство
 
Персонал
 
НТП
 


1-й уровень

декомпозиции

 

                                   
 
1.1
 
1.2
 
1.3
 
2.1
 
2.2
 
3.1
 
3.2
 
4.1
 
4.2


2-й уровень

                   
         

 

 


3-й уровень

 

Рис. 2. Дерево целей организации


Литература:

 

«Управление организацией» учебник под редакцией д.э.н., проф. А.Г. Поршнева, д.э.н., проф. З.П. Румянцевой, д.э.н., проф. Н.А. Саломатина. Издание второе, дополненное и переработанное. г. Москва 1999 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: