Психологический портрет Печорина.
«Тамань» - первая глава дневника Печорина.
«Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не ум ер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить».
Именно в этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина, появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника, проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, ч то уступаю моему противнику в ловкости… Я уперся коленкою в д но, схватил её одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил её в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях, поэтому часто коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об это м он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!» - с горькой иронией думает Печорин.
«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов XIX века.
Самая объемная повесть романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" – "Княжна Мери". Она очень сложная, ровно как и характер главного героя, который окончательно раскрывается в этой повести.
В этой повести – и непростые взаимоотношения Печорина с обществом, и его жестокость в отношениях с молодой девушкой, Мери, и раскрытие его способности чувствовать и любить по-настоящему, и странная двойственность его души. Здесь нет обвинений и нет оправданий. Здесь – раскрытие души.
Интересно параллельное развитие отношений Печорина с Верой и Мери. Как жестоко он обращается с юной девушкой! Все его действия – каждый, хорошо продуманный, жест, каждое слово – направлены только на то, чтобы повелевать ее чувствами, чтобы получить власть, и от этого – удовлетворение: "А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы ".
Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других. )
Однако человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.
" Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.."
Мы видим Печорина совсем другим, когда он встречается с Верой, чье даже имя символично. Внезапно перед нами раскрывается способность Печорина любить и чувствовать. Вера – женщина, уже покорившаяся характеру Печорина, понявшая его, принявшая его таким, какой он есть и увидевшая в нем нечто прекрасное для себя.
Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери.
Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой.
"Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!"
Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.
Совершенно особенными показаны в повести отношения Печорина и Грушницкого. Грушницкого можно назвать антиподом Печорина: один в конфликте с обществом, другой пытается слиться с ним, один честен и умен, другой подл и глуп, один анализирует свои поступки и пытается что-либо понять в себе, другой ради ничтожного самолюбия опускается до самого дна.
Совершенно иного типа образ Вернера, один из самых интересных в повести. Вернер – противоречивая и яркая личность, как и Печорин. Он и был в вечной насмешке над больными и плакал над умирающим солдатом, он и некрасив, но имеет красивую душу…Особенно много противоречивых черт в его портрете. Его сходство с Печориным мы видим с первой его фразы, приведенной в журнале:
"Я убежден только в одном – что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру".
В Вернере Печорин видит такую же сильную личность, как и он сам, и поэтому они и не становятся друзьями… ведь "из двух друзей всегда один раб другого".
Вернер во многом – тот же Печорин, только поставленный в более простые обстоятельства.
Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. "Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". "У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку".
ПЕЧОРИН «А что такое счастье? Насыщенная гордость». «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». |
БЭЛА |
МЕРИ |
ДЕВУШКА-УНДИНА |
ВЕРА |
Любовь в жизни Печорина |
«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…» |
«Я над вами смеялся!» «Мне с нею скучно». |
«Она влюблена до безумия, бедняжка». |
«Ни один мужчина никогда не производил на неё такого впечатления». |
«Я твоя раба и я буду наказана: ты меня разлюбишь». |
«Я никогда не делался рабом любимой женщины». |
«Ты видел – ты донесёшь» - и сверхъестественным усилием повалила меня за борт». |
«Всё это было для меня обворожительно». |