Лекция №1
Тема: «Специальная педагогика и психология как наука. Предмет и задачи».
План
1. Специальная педагогика и психология как науки. Понятийно-категориальный аппарат.
2. Объект, предмет, цель, задачи коррекционной педагогики и психологии.
3. Основные направления специальной педагогики и психологии.
4. Взаимосвязь с другими науками.
Специальная психология — это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. То есть, данную отрасль психологического знания возможно определить как психологию особых состояний, возникающих в основном в детском и подростковом периодах под влиянием факторов функциональной или органической природы, данные состояния проявляются в специфичном или замедленном психосоциальном развитии ребенка, затрудняющем его социальную адаптацию и интеграцию.
Следовательно, объектом специальной психологии являются дети, подростки, а также лица старшего возраста различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, имеющие вследствие данных отклонений особые образовательные потребности.
Специальная психология имеет следующие разделы:
■ психология слепых (тифлопсихология);
■ психология глухих (сурдопсихология);
■ психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
■ психология детей с нарушениями речи;
■ психология детей с задержками психического развития (ЗПР) и других категорий детей с отклонениями в развитии.
К задачам специальной психологии относят:
■ изучение закономерностей психического развития различных категорий аномальных детей (на основе сравнения с нормально развивающимися);
■ изучение закономерностей влияния специальных методов обучения и воспитания на формирование личности детей с ограниченными возможностями;
■ изучение специфики познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;
■ поиск психологического обоснования педагогических методов воздействия на развитие и обучение детей с аномалиями в развитии;
■ разработку методов и способов диагностики различных типов нарушения психического развития;
■ разработку методов и способов психологической коррекции различных типов нарушения психического развития;
■ изучение психологических проблем, возникающие в процессе социализации и интеграции в обществе лиц с различными типами аномального развития.
Практические задачи специальной психологии. В число важных практических задач специальной психологии входят:
♦ выявление детей с нарушениями в развитии;
♦ их дифференциальная диагностика;
♦ разработка соответствующих психодиагностических методик.
Специальная педагогика является одной из частей педагогики и определяется как теория и практика особого (специального) образования лиц с аномалиями в физическом и психическом развитии, для которых вследствие данных врожденных или приобретенных дефектов невозможно или затруднено образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств,
К целям специального психологического сопровождения в образовании относят:
■ выявление дисбаланса между развитием и процессом обучения у детей с отклонениями в развитии;
■ учет индивидуальных возможностей детей с аномалиями в развитии при формировании специальных образовательных программ;
■ выявление и создание наиболее благоприятных условий для социально-психологической адаптации и интеграции аномальных детей;
■ формирование социально-педагогических программ, способствующих профессиональному самоопределению.
В рамках специальной педагогики применяется свой специфический понятийный аппарат, употребляемый наряду с общепедагогической терминологией и являющийся общепринятым в современной международной теории и практике. Однако существуют незначительные несовпадения в отдельных моментах. Например, в Америке в понятие «special education» включают образование и детей с дефектами в развитии, и одаренных детей.
Основные категории специальной психологии.
Специальная психология имеет свой категориальный аппарат – систему понятий, отображающих различные стороны психической реальности в ее целостности, и специфических, только ей присущих характеристиках нарушенного развития (от греч. kategoria – высказывание, признак).
Аномальное развитие – развитие на дефектной основе. По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру.
Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Термин произошел от греческого anomalos – неправильный и в широком смысле слова им обозначают детей, имеющих более или менее выраженные нарушения в своем развитии, однако практически понятие «аномальные дети» до недавнего времени употребляли по отношению к детям, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны были обучаться в специальных учебных заведениях.
Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями» («сhildren with special needs»)
К детям с нарушениями в развитии относят: умственно отсталых; неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); нарушения поведения, множественными нарушениями.
Взаимосвязь с другими науками:
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, тесно связанная с психологией, педагогикой и медициной.
Ее связь с психологией определяется общностью методологических позиций, понятийного аппарата, методов изучения психики.
Ее связь с медицинской наукой (физиология, невропатология и психиатрия) определяется глубоким учетом медицинских данных, которые позволяют получить представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.
Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения.
Специальная психология теснейшим образом связана с коррекционной педагогикой. У этих отраслей знаний общий предмет изучения – дети с нарушениями в развитии, определенная общность задач, общие методологические основы, методы изучения, естественнонаучная база, что позволяет квалифицировать изучаемые явления в единых понятиях. Однако коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает систему обучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развития аномальных детей.
Взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух наук подтверждается словами выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает как одно из условий этого развития. В педагогическом исследовании взаимоотношения меняются: предметом педагогики является процесс воспитания и обучения в его специфических закономерностях, психические свойства ребенка выступают как условия, которые должны быть учтены».
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Субъектом — человек, имеющий особые образовательные потребности вследствие ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности.
Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования.
Цели специальной педагогики:
■ абилитация и реабилитация;
■ коррекция и компенсация недостатка при помощи педагогических средств;
■ формирование чувств собственного достоинства, самоценности и адекватных форм социального поведения;
■ достижение максимальной социализации и интеграции в общество.
Задачи специальной педагогики:
■ изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности с аномалиями развития;
■ разработка новых методов, средств, форм обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями;
■ обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими аномалии развития;
■ внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;
■ разработка для лиц с особыми образовательными потребностями стандартов, учебников, концепций и программ;
■ разработка и реализация педагогических средств и способов, комплексной помощи лицам с аномалиями в развитии;
■ совершенствование учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
■ исследование возможностей профилактики возникновения нарушений развития.
В рамках специальной педагогики рассматривается дефектология.
Дефектология ('лат. defectus (недостаток) + греч. Logos (учение) — наука о развитии аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Развитие дефектологии как науки связано, прежде всего, с развитием педологии, в частности, привнесшей в педагогику концепцию всестороннего изучения развивающейся личности ребенка. В научном мире других стран вместо понятия «дефектология» применяются более узкие понятия, имеющие в основном практическую направленность — «специальное обучение» и «лечебная педагогика».
Областями дефектологии являются:
■ олигофренопедагогика — обучение и воспитание умственно отсталых;
■ логопедия — теория и практика преодоления нарушений развития речи;
■ сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих;
■ тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих.
В начале девяностых годов двадцатого века в качестве альтернативы понятию «дефектология» был введен термин «коррекционная педагогика». С точки зрения Н.Д- Никандрова и Г.Б. Корнетова, в современном научном российском знании под коррекционной педагогикой понимается совокупность дефектологии и ее составляющих. Если обратиться к определению коррекционной педагогики, то оно будет звучать следующим образом: коррекционная педагогика — это отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. К коррекционной педагогике примыкает лечебная педагогика — интегрированная медико-педагогическая наука, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками (по С.А. Козловой и Т.А. Куликовой). Существует и иное понимание термина «лечебная педагогика» — лечение больных педагогическими методами. Однако следует отметить, что подобное понимание устарело.
Связь специальной педагогики с другими науками.
1) Философия – основной фундамент науки, ее методологическая основа;
2) Общая педагогика – цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания, всестороннее развитие личности;
3) Общая психология – возникновение недостатков, причины отклонения;
4) Социальная педагогика – влияние общества, воспитание, среды и наследственности.
5) Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, их включения в социальные группы;
6) Социология – изучает формирование общества в целом, формирование социальных отношений;
7) Область медицинских наук:
a. Педиатрия – изучает здоровье ребенка и процесс его развития, методы профилактики и лечения заболеваний;
b. Психиатрия – изучает психические болезни, найти правильное направление в работе с детьми;
c. Психопатология – изучает закономерности, причины, реабилитация нарушенных психических функций;
d. Психотерапия – комплекс психических воздействий на больного.