Первая битва на Святом озере. Помощь чудотворной иконы.




Пролог (объяснение в любви к России, к Костроме).

Похвала Богородице и чудесной Ея иконе, именуемой “Феодоровская”.

 

Явление чудотворной иконы Божией Матери “Феодоровская”

В граде Костроме. Князь Василий Ярославович.

ВЕДУЩИЕ:

Время появления Феодоровской иконы Божией Материв Костроме – один из сложнейших и трагических периодов русской истории, время монголо-татарского нашествия на Русь, разорения русских земель, разрушения городов, храмов, монастырей.

 

Появляется монах-летописец, вечный странник.

Кто это? – между ведущими. Летописец впрямую не отвечает, пишет гусиным пером в большую старинную книгу, как бы вспоминая, периодически ведёт повествование, обращаясь к собравшимся потомкам.

ЛЕТОПИСЕЦ:

«Сотворися велико зло земли русской, якоже зло не было ни от крещенья якоже бысть ныне… Попусти Бог поганых татар…и многие грады повоеваша … иных много плениша и крови их проиляша … от уного и до старца и сущаго младенца, и та вся иссекоша, овы убивающе, овы же ведущее босы и без покровен в станы свое, издыхающа мразом»

Эпизод “Набег”, ратоборческий клуб “Буян”

ВЕДУЩИЕ:

Это же времена нашествия Батыя! Страшное время. Вся Русь была порабощена иноверцами. Вера христианская подверглась опасности, особенно в период утверждения в орде ислама.

Не случайно именно к этому времени относится явление в Костроме чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Икона эта и «покров и держава, стена и утверждение граду нашему». Послана она Господом, как дар городу Костроме «на сохранение и на заступление, и душам нашим на спасение, и болящим на исцеление, и бесам на прогнание».

ЛЕТОПИСЕЦ:

В лето 6747, во дни великаго князя Василия костромскаго и галицкаго, рекомаго Квашни, сия чюдотворная Богородицына икона обретена бысть и принесена во град Кострому…

ВЕДУЩИЕ:

Это про князя Василия Ярославича, который и в историю вошел под именем «Костромской» Он был 9-ым, «Мизинным» сыном вел. Владимирского князя Ярослава Всеволодовича, внуком вел. Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо.

Принадлежал князь Василий к славному Рюриковому роду, великих князей Киевских, среди которых в истории прославились Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий и многие другие. Прославленный ныне в лике святых Александр Невский был его старшим братом, правда разница в годах была значительной – 20 лет.

 

Выезд князя Василия со свитой.

ЛЕТОПИСЕЦ:

. .. месяца августа в 16 день преждереченный великий князь Василий пойде вне града на ловитву, яко обычай есть князем веселитися, и егда бе вне града поприще едино, начашя пси лаяти притужно. Великий же князь на то место ускори, и, приехав сам, зрит пречудную ону икону Пречистыя Богородицы, на соснове древе стоящу, и скоро с коня сниде, хотя святую икону взята; икона же взятся горе и не дадеся ему взята.

Он же отступи мало и нача покланяние творити со слезами, и паки вторицею покусися, хотя взята ону Божественную икону, и не получи желаемаго.

ВЕДУЩИЕ:

Вернувшись в город, князь рассказал священному собору о виденном. Огромный крестный ход из священников, князя с боярами, люда градского под колокольный звон, с иконами и крестами честными, двинулся к месту явления иконы. Давшись в священнические руки, икона была принесена в город, в соборный храм вмч. Феодора Стратилата.

ЛЕТОПИСЕЦ:

и видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, яко мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.

На месте же том, идеже обретеся икона Богородицына, повеле великий князь церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Нерукотворенаго образа Его, и монастырь устроити повеле, и отчины многи даде на пропитание братии.

Первая битва на Святом озере. Помощь чудотворной иконы.

ВЕДУЩИЕ: Русь была порабощена монголо-татарами и неоднократно испытывала на себе опустошительные набеги ордынцев.

Но уже во многих городах – Владимире, Ростове, Суздале, Ярославле, Костроме – начались народные волнения против численников, пришедших на Русь для поголовной переписи населения. Борьбу костромичей против ордынского отряда, шедшего от Ярославля с полоном, возглавил 21-летний князь Василий Ярославич.

ЛЕТОПИСЕЦ:

…. И поидоша проклятии агаряне от Ярославля града Волгою рекою на Кострому град… Приидоша близ града Костромы и сташа между двумя реками Волгою и Костромою в мысу…

Князь же повеле собрати все свое воинство.

Выход на битву.

И отъидоша от града яко два поприща… И сташа у некоего езера и якоже быста полки близ между собою …

Эпизод “Поединщики”

… и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свой еже состреляти и заклати смиренныя и правыя сердцем, малое христианское воинство.

Эпизод “Битва с татаро-монголами”

Князь Василий восприят с собою сию чудотворную икону и повеле ю нести честно.

И внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсияша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и яко огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки …и мнози от них ослепоша

Эпизод “Чудо”

И нападоша на них российстии полцы и побиша их многое множество…

Пленников же российских всех отполониша…

И чудотворный ея образ повеле нести пред собою с честию…

И бысть велика радость во граде Костроме о победе еже над безбожными татары. В той бо день принесена бысть икона Богородицына во град Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом.

На месте же том, идеже стояше с чудотворным образом противу татар, поставиша крест и прослы то место святое...

ВЕДУЩИЕ: “.. и прослы то место святое!”.

Только через столетие после сражения под Костромой будет знаменитое “Мамаево побоище”, Куликовская битва, определившая судьбу Руси, России. И мы можем смело назвать место на котором сейчас стоим нашим “Костромским Куликовым полем”.

 

ЛЕТОПИСЕЦ:

По сем же быша многая чюдеса и во граде Костроме от иконы тоя: дважды бо церковь уторе, икона же она невредима пребысть от огня.

Феодора же Стратилата церковь повеле князь устроити в приделе у соборныя церкве, и оттоле нача именоватися икона Пречистыя Богородицы Феодоровская, и многая чюдеса творяше с верою приходящим к Пречистому Ея образу и до сего дне о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Анна Смирнова (Шунга). Ирина Винокурова, “Как Кострома столицей была”.

 

ВЕДУЩИЕ: Да, сам факт, что древняя эта икона уцелела, пережив многие великие лихолетия, - воистину чудесен. Множество раз сгорала Кострома до тла, икона – святыня, пребывающая в ней уже восьмое столетие, оставалась невредимой.

Многие беды и напасти обрушивались на град наш, но и посреди самых страшных из них икона оставалась невредимой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: