Пролог (объяснение в любви к России, к Костроме).
Похвала Богородице и чудесной Ея иконе, именуемой “Феодоровская”.
Явление чудотворной иконы Божией Матери “Феодоровская”
В граде Костроме. Князь Василий Ярославович.
ВЕДУЩИЕ:
Время появления Феодоровской иконы Божией Материв Костроме – один из сложнейших и трагических периодов русской истории, время монголо-татарского нашествия на Русь, разорения русских земель, разрушения городов, храмов, монастырей.
Появляется монах-летописец, вечный странник.
Кто это? – между ведущими. Летописец впрямую не отвечает, пишет гусиным пером в большую старинную книгу, как бы вспоминая, периодически ведёт повествование, обращаясь к собравшимся потомкам.
ЛЕТОПИСЕЦ:
«Сотворися велико зло земли русской, якоже зло не было ни от крещенья якоже бысть ныне… Попусти Бог поганых татар…и многие грады повоеваша … иных много плениша и крови их проиляша … от уного и до старца и сущаго младенца, и та вся иссекоша, овы убивающе, овы же ведущее босы и без покровен в станы свое, издыхающа мразом»
Эпизод “Набег”, ратоборческий клуб “Буян”
ВЕДУЩИЕ:
Это же времена нашествия Батыя! Страшное время. Вся Русь была порабощена иноверцами. Вера христианская подверглась опасности, особенно в период утверждения в орде ислама.
Не случайно именно к этому времени относится явление в Костроме чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Икона эта и «покров и держава, стена и утверждение граду нашему». Послана она Господом, как дар городу Костроме «на сохранение и на заступление, и душам нашим на спасение, и болящим на исцеление, и бесам на прогнание».
ЛЕТОПИСЕЦ:
В лето 6747, во дни великаго князя Василия костромскаго и галицкаго, рекомаго Квашни, сия чюдотворная Богородицына икона обретена бысть и принесена во град Кострому…
ВЕДУЩИЕ:
Это про князя Василия Ярославича, который и в историю вошел под именем «Костромской» Он был 9-ым, «Мизинным» сыном вел. Владимирского князя Ярослава Всеволодовича, внуком вел. Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо.
Принадлежал князь Василий к славному Рюриковому роду, великих князей Киевских, среди которых в истории прославились Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий и многие другие. Прославленный ныне в лике святых Александр Невский был его старшим братом, правда разница в годах была значительной – 20 лет.
Выезд князя Василия со свитой.
ЛЕТОПИСЕЦ:
. .. месяца августа в 16 день преждереченный великий князь Василий пойде вне града на ловитву, яко обычай есть князем веселитися, и егда бе вне града поприще едино, начашя пси лаяти притужно. Великий же князь на то место ускори, и, приехав сам, зрит пречудную ону икону Пречистыя Богородицы, на соснове древе стоящу, и скоро с коня сниде, хотя святую икону взята; икона же взятся горе и не дадеся ему взята.
Он же отступи мало и нача покланяние творити со слезами, и паки вторицею покусися, хотя взята ону Божественную икону, и не получи желаемаго.
ВЕДУЩИЕ:
Вернувшись в город, князь рассказал священному собору о виденном. Огромный крестный ход из священников, князя с боярами, люда градского под колокольный звон, с иконами и крестами честными, двинулся к месту явления иконы. Давшись в священнические руки, икона была принесена в город, в соборный храм вмч. Феодора Стратилата.
ЛЕТОПИСЕЦ:
… и видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, яко мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.
На месте же том, идеже обретеся икона Богородицына, повеле великий князь церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Нерукотворенаго образа Его, и монастырь устроити повеле, и отчины многи даде на пропитание братии.
Первая битва на Святом озере. Помощь чудотворной иконы.
ВЕДУЩИЕ: Русь была порабощена монголо-татарами и неоднократно испытывала на себе опустошительные набеги ордынцев.
Но уже во многих городах – Владимире, Ростове, Суздале, Ярославле, Костроме – начались народные волнения против численников, пришедших на Русь для поголовной переписи населения. Борьбу костромичей против ордынского отряда, шедшего от Ярославля с полоном, возглавил 21-летний князь Василий Ярославич.
ЛЕТОПИСЕЦ:
…. И поидоша проклятии агаряне от Ярославля града Волгою рекою на Кострому град… Приидоша близ града Костромы и сташа между двумя реками Волгою и Костромою в мысу…
Князь же повеле собрати все свое воинство.
Выход на битву.
И отъидоша от града яко два поприща… И сташа у некоего езера и якоже быста полки близ между собою …
Эпизод “Поединщики”
… и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свой еже состреляти и заклати смиренныя и правыя сердцем, малое христианское воинство.
Эпизод “Битва с татаро-монголами”
Князь Василий восприят с собою сию чудотворную икону и повеле ю нести честно.
И внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсияша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и яко огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки …и мнози от них ослепоша
Эпизод “Чудо”
И нападоша на них российстии полцы и побиша их многое множество…
Пленников же российских всех отполониша…
И чудотворный ея образ повеле нести пред собою с честию…
И бысть велика радость во граде Костроме о победе еже над безбожными татары. В той бо день принесена бысть икона Богородицына во град Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом.
На месте же том, идеже стояше с чудотворным образом противу татар, поставиша крест и прослы то место святое...
ВЕДУЩИЕ: “.. и прослы то место святое!”.
Только через столетие после сражения под Костромой будет знаменитое “Мамаево побоище”, Куликовская битва, определившая судьбу Руси, России. И мы можем смело назвать место на котором сейчас стоим нашим “Костромским Куликовым полем”.
ЛЕТОПИСЕЦ:
По сем же быша многая чюдеса и во граде Костроме от иконы тоя: дважды бо церковь уторе, икона же она невредима пребысть от огня.
Феодора же Стратилата церковь повеле князь устроити в приделе у соборныя церкве, и оттоле нача именоватися икона Пречистыя Богородицы Феодоровская, и многая чюдеса творяше с верою приходящим к Пречистому Ея образу и до сего дне о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Анна Смирнова (Шунга). Ирина Винокурова, “Как Кострома столицей была”.
ВЕДУЩИЕ: Да, сам факт, что древняя эта икона уцелела, пережив многие великие лихолетия, - воистину чудесен. Множество раз сгорала Кострома до тла, икона – святыня, пребывающая в ней уже восьмое столетие, оставалась невредимой.
Многие беды и напасти обрушивались на град наш, но и посреди самых страшных из них икона оставалась невредимой.