Музыкальные занятия и развитие речи малышей
«Первоначальная функция речи - коммуникативная.
Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания».
Л.С. Выготский
В настоящее время развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Чтобы устранить нарушения, привести и норму речь ребенка, родители ведут ребенка к логопеду. Но только ли логопедические занятия развивают речь ребенка и помогают устранить недостатки речи?..
Учеными доказано, что одним из важных способов развития речи детей–дошкольников, является использование средств музыкального воспитания. Точнее - интеграции музыкальной и речевой деятельности.
Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Голос помогает слышать себя и других людей - различать звуки на слух, выражать свои мысли и эмоции словами.
В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию связной речи, фонетической стороне речи, расширению словарного запаса детей и развитию мелкой моторики.
Музыкальные занятия способствуют развитию речи детей дошкольного возраста через разные виды детской музыкальной деятельности.
Вы это можете увидеть, познакомившись с таблицей.
Связная речь развивается в пении | Связная речь – это грамматически правильная, осознанная, понятная для окружающих речь одного человека. Связная речь бывает двух видов: диалогическая и монологическая. | У малышей – это умение подпевать сначала окончания слов в песнях, затем полностью слово, фразу, целое предложение и потом уже петь всю песню от начала до конца. В музыкальных диалогах дети учатся давать ответы от имени персонажа, опираясь на знания, наблюдения и детский опыт. Например: - «Сорока-сорока, где была?» (-Далеко). - «Что ты хочешь, кошечка?» (- Молочка (рыбки) немножечко и т.п.). В пении совершенствуется голосовой аппарат детей, формируется речевая выразительность. Пение требует более четкой артикуляции, поэтому помогает исправить такие недостатки речи как невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. | |
Фонетичес-кая сторона речи развивается в интониро-вании звукоподра-жаний | Фонетическая сторона речи - это правильное произнесение звуков - результат согласованной работы всех отделов речедвигательного (артикуляционного) аппарата, способность различать и дифференцировать фонемы (гласные и согласные звуки) родного языка. | У малышей – это пропевание гласных звуков в звукоподражаниях животным (мяу-мяу, гав-гав, му-му, бе-бе, и-го-го, пи-пи-пи и др.), птицам(ко-ко-ко, чик-чи-рик, тень-тень, ку-ка-ре-ку, га-га-га и др.), транспорту (машина: би-би-би, поезд: ту-ту-ту, самолет: у-у-у и др.), музыкальным инструментам: (колокольчик: динь-динь-динь; барабан: тра-та-та; дудочка: ду-ду-ду; бубен: бум-бум-бум; пианино: тра-ля-ля; скрипка: ти-ли-ли, кубики: тук-тук, маракасы: шу-шу-шу и т.д.) А так же произношение нараспев согласных звуков в звукоподражаниях явлениям природы и предметам быта: (ветер: ф-ф-ф; шелест листьев: ш-ш-ш; свист чайника: с-с-с; удары молотка: т-т-т; зуденье комара: з-з-з и др.). | |
Расширение словарного запаса происходит через восприятие музыки и разучивание песен | Словарный запас (словарь, лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. | Прослушав музыкальное произведение, мы с детьми беседуем об услышанном (Какая музыка? О чем рассказывает музыка?), характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства и настроения, переданные в музыке. Тексты песен так же пополняют словарный запас детей, знакомят их с новыми словами, понятиями, разным настроением. | Красивая музыка. Веселая-спокойная-грустная. Музыка рассказывает про осень (зиму, весну, лето). Листочки летят, шуршат. Снежинки легкие, пушистые кружатся. Папа, солдаты - смелые. Мама - ласковая, добрая, нежная. Лошадка скачет. Машина едет быстро. Самолет летит высоко. Солнышко – теплое, лучистое. Птички поют, чирикают. Капель звенит. Снежок тает. Ручейки текут. Цветы качаются, кивают и т.д. |
Развитие мелкой моторики происходит в игре на детских музыкальных инструментах и в музыкально-ритмических движениях с предметами | Мелкая моторика - это умение выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. При этом одновременно, скоординированно должны работать нервная, мышечная, костная и зрительная системы. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л. Генералов) | В младшем возрасте – это в основном игра на шумовых и ударных инструментах: -Встряхивание колокольчика, бубенчиков, маракасов. -Игры с деревянными палочками и кубиками. -Удары палочками по барабану. -Игра на деревянных ложках. -Удары палочкой по треугольнику. -Встряхивание и удары по бубну одним пальцем, двумя, всей кистью, ладонью. -Удары молоточком по пластинкам металлофона или ксилофона. Упражнения и танцы: с погремушками, флажками, платочками, листочками, снежинками, цветами, султанчиками, лентами, шарами, самолетиками, корабликами, шарфами и т.д., оказывающие коррекционное воздействие на речь ребенка. |
|
|
|
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, можно сделать вывод о важности и особом значении каждого из них.
Занятия музыкой погружают детей в особую атмосферу радости, творчества, встречи с прекрасным. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все, достаточно серьезные обучающие и развивающие музыкальные и речевые задачи, решаются максимально результативно. Развитие детей в певческой деятельности, в музыкальных упражнениях и играх, оказывает большую помощь в работе над развитием активной речи детей.
Ирина Юрьевна Носкова,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
СП Детский сад №3 МБОУ «ВОК»