Багаутдинова Наиля Гумеровна – директор Института управления, экономики и финансов КФУ. У меня такой вопрос и одновременно предложение. Дело в том, что в процессе круглого стола подняли вопрос о стандартах по подготовке кадров по контролю, в том числе по контролю в сфере бюджетных отношений, в сфере валютного контроля и аудиторского контроля. Здесь присутствуют три университета, которые имеют право разработки собственных стандартов. Это и Казанский федеральный университет, и университет им. Плеханова, и Финансовый университет. И у нас такое предложение. Пользуясь великим моментом, когда практически все практики российского значения присутствуют перед теми, кто готовит для вас кадры, мы готовы к следующей III конференции, Татареновским чтениям, подготовить проекты стандартов. И мы бы очень хотели обсудить с практиками, потому что, как правило, являясь инспектором Рособрнадзора, очень часто вы нас обвиняете в том, что мы готовим не всегда тех, кто вам нужен. У нас предложение от всего сообщества – обсудить стандарты специалистов по финансовому контролю на нашей конференции на следующий год.
Смирнов Александр Васильевич – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Во-первых, большое спасибо, Наиля Гумеровна, за предложение. И от лица всех уважаемых университетов могу только сказать, что никаких обвинений с нашей стороны не было, потому что мы понимаем, что никто не мог готовить специалистов для этих структур. Но у меня есть встречное предложение. Мне кажется, действительно необходимо обсудить на III конференции эти стандарты. Чтобы было, что обсуждать, и чтобы начать учебный процесс в вузах… Стандарты должны появиться у нас, чтоб хотя бы можно было делать набор. Они должны появиться у нас хотя бы со следующего года, с 16-го. Они должны у нас появиться ориентировочно в сентябре.
|
Багаутдинова Наиля Гумеровна – директор Института управления, экономики и финансов КФУ. Проект стандарта мы можем, наверное, к ноябрю сделать.
Смирнов Александр Васильевич – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Я бы такое поручение дал коллегам. Давайте мы со своей стороны выйдем на подготовку образовательных стандартов (чтобы обязательно было одинаково, в одних дефинициях говорим) до сентября, а потом начинаем их состыковывать и у вас, и у нас. И нам нужно завершить эту работу к зиме, чтобы все уважаемые вузы могли, возможно, зимой или в начале следующего года уже объявлять населению, что есть такая возможная специализация. Как такой вариант?
Все. Нормально.
Смирнов Александр Васильевич – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Коллеги, это деловое предложение, давайте так и делать. Если мы в мае следующего года соберемся и будем только обсуждать, то мы выйдем только в 17-й год, а это совсем уже тоскливо. Хочется побыстрее.
Муж. Александр Васильевич, тогда с вашей стороны должна быть тоже какая-то группа подготовленных специалистов.
Смирнов Александр Васильевич – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. С нашей стороны этим вопросом будут заниматься Илья Ильич Кучеров, Денис Валерьевич Бриль, Эли Абубакарович Исаев. Они все здесь присутствуют, и все понимают, что это очень важная тема. Что касается валютного контроля, то будет заниматься еще Плотникова Наталья Викторовна, которая сегодня отсутствует, но поручение мы сформулируем.
|
Я вспомнил один вопрос, на который я не ответил в предыдущей дискуссии, а меня даже не проконтролировали в этом вопросе. Был задан один вопрос, и он состоял в том, как мы оценивали результативность и эффективность. Результативность мы должны оценивать по каким-то физическим показателям, а вот эффективность – по показателям стоимостным. Наверное, это логично. Говоря о том, какой процент наших проверок результативен, я могу сказать, что мы пока не можем похвастаться большой результативностью проверок. Мы по итогам за 14-й год вышли на 56% с небольшим результативных проверок из 100%. Т.е. 43% проверок закончились ничем. Но это не значит, что они были напрасно. Я вам сказал, как они возникли. Пример того, как возникали нерезультативные проверки, я вам объяснил на примере контроля сельскохозяйственной субсидии. Эта доля постепенно снижается, и мы должны выйти на то, чтоб у нас все проверки были именно с результатом. А для этого все нужно. Случается, когда и проверки центрального аппарата не завершаются позитивно, и в этом случае мы назначаем повторные проверки. Как раз внеплановые проверки, как правило, заканчиваются результативно. Объяснять особо нечего, потому что, как правило, там есть фактура, переданная либо органами надзорными, либо органами следствия, правоохранительными органами и т.д. Там, как правило, фактура существует, и этому способствуют наши взаимоотношения, которые мы оформили.
На прошлой нашей научно-практической конференции я докладывал, что мы подписали совместный приказ с генеральной прокуратурой, который очень серьезным образом упорядочивает наши взаимодействия в этой сфере и позволяет нам избежать пустых выходов по надуманным предлогам, пусть даже и уважаемой, прокуратуры. Теперь прокуратура имеет возможность пригласить первоначально нашего специалиста в ранги специалиста (это процессуальный термин) для того, чтобы ознакомить его с документами, имеющимися в распоряжении прокурора, которые прокурор считает необходимым положить в основу проверки заказов, поручаемых нам. И они комиссионным образом определяют, достаточно документов или нет. Если достаточно, тогда проверка проводится и, как правило, проводится успешно. Тем самым мы отсекаем проверки, которые нам поручаются прокурорскими органами, но при этом заведомо были бы бесплодными.
|
Кстати, в этом году мы тоже активизировали работу со следственным управлением МВД. Этой деятельностью очень много и плодотворно занимался Илья Ильич Кучеров. Мы подготовили соответствующие совместные указания тем органам на места, как нам взаимодействовать со следствием в органах внутренних дел и, исходя из этих же принципов, чтобы дело было действительно сделано. Чтобы сведения, которые представляют собой какие-то недокументированные вещи, слухи или же какие-то ОРД, не ложились в основу проверок, пока не обрастут каким-то документальным подтверждением. Опять-таки к вопросу об использовании ревизорского ресурса. А стоимостные показатели – это сумма выявленных нарушений по отношению к тому, во сколько нам обошлись наши проверки. Мы считаем их, исходя из оплаты труда тех работников, которые входили в состав проверяющей бригады, командировочных расходов, расходов на экспертизы, которые были проведены в случаях проведения, расходов на связь и т.д. И эта дробь нам показывает, насколько у нас была эффективна или неэффективна проверка. Естественно, мы не стремимся к тому, чтобы суммы были равны в числителе и знаменателе. Это нас тоже не устраивает.
Коллеги, я опять-таки тут по хвостам бил. Возможно, кто-то хочет обсудить то, что говорилось на пленарном заседании, или же то, что высказывалось сейчас в суждениях на нашем круглом столе?
Чабунин Анатолий Михайлович – заместитель руководителя Службы. Хотелось бы прокомментировать выступление Романа Евгеньевича Артюхина по поводу банковского и казначейского контроля. И в этой модели часть этого контроля подразумевает, что это будет делать Росфиннадзор. И ссылки были на опыт Мирового банка. Я работал непосредственно с займами, правда, не Мирового банка, а ЕБРР, и представляю конструкцию, как идет там реализация. Кроме того, что там есть заказчик, который заключает контракт и проводит все необходимые действия, как и бюджетный заказчик, там присутствуют так называемые группы реализации проекта (ГРП), в составе которых есть консультанты, которые гармонизируют наше законодательство с законодательством тех стран, которые выделяют кредит. И самое главное, что там обязательно есть главный инженер проекта. Это может быть физ. лицо, это может быть юр. лицо, он получает зарплату в банке, он не подчиняется заказчику, т.е. тому пользователю кредитными ресурсами, и именно эти три структуры дают акцепт на платеж. Заказчик, принимая работу у подрядной организации, отдает эти документы в группу реализации проекта. Инженер проекта тоже подписывает эти документы. И только после этого эти документы поступают в банк, и наступает оплата. Сегодня в Росфиннадзоре, к сожалению, нет такой инженерной группы, которая способна верно оценить объем выполненных работ, правильность применения материалов и т.д. Ее нет в казначействе. И мы неслучайно в 13-м году согласились создать Федеральное казенное учреждение при Росфиннадзоре, где будут сформированы инженерные кадры, и которые будут отвечать за эту работу. На мой взгляд, казначейский контроль без необходимого инженерного сопровождения не то чтобы закончится ничем, а его эффективность будет гораздо более низкая, если будет присутствовать при этой модели еще инженерная группа, группа поддержки, которая способна оценить эти строительные объекты и объекты выполнения капитального ремонта. Вот что я хотел добавить, поэтому, если Роман Евгеньевич дальше будет продлевать эту тему, не надо об этом забывать, и, может быть, в Минфине в правительстве Российской Федерации ставить эту задачу. Будет ли эта служба инженерной поддержки подведомственна Росфиннадзору, казначейству, или это будет группа при Минстрое, я не знаю. Здесь надо смотреть, исходя из возможностей государства. Но мое полное убеждение, что такая группа или такой инженер проекта должны присутствовать. Без этого трудно рассчитывать на успех.
Смирнов Александр Васильевич – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Спасибо, Анатолий Михайлович. Мы, кстати, об этом сегодня говорили и с руководством республики, а вчера и с премьером Республики Татарстан. Без таких кадров, которые имели бы специальную подготовку, вряд ли обойдется и банковское сопровождение, и государственное сопровождение крупных проектов. К сожалению, целый ряд десятилетий наша система образовательная, коль мы говорим об образовательной, была настроена на формирование профессий не конкретных, а профессий, способных работать в некой виртуальной обстановке, не связанных с конкретикой, с какой-то физикой явлений. Поэтому, наверное, сейчас настало время готовить и таких специалистов, которые будут действительно востребованы.
Коллеги, я бы хотел немного коснуться завтрашнего дня. Завтра работа будет строиться по секциям, и с 9:30 у нас открывается 7 секций. У всех, наверное, информация есть по ним. Все мы должны определиться, кто в каких секциях себя видит, и некоторые могут перемещаться между секциями. Это вполне допустимая вариация работы, ничего в этом нет. Я только хотел сказать, что мы целый ряд вопросов не смогли даже затронуть и обсудить. Кстати, из тех вопросов, которые являются новыми для финансово-бюджетного надзора и контроля, и, наверное, достойны того, чтоб мы их обсуждали на секциях. Возьмите хотя бы ту инновацию, которая относится к освоению нового целого состава наших нарушений, за которые предусмотрена ответственность в кодексе инициативных правонарушений. Это нарушения финансово-бюджетного свойства. Прошлый год был первым, когда мы приступили к тому, чтобы эти нарушения фиксировать и привлекать к административной ответственности. Здесь много очень вопросов и, прежде всего, интересует всех качество этой работы. Качество работы проявляется, наверное, в том, сколько у нас из вынесенных решений о привлечении к ответственности устояло в конечном итоге. Это самый главный качественный показатель, потому что эти решения, вероятно, могут быть оспорены в судебном порядке. Я могу вам довести такое сведение, что и прежде органы Росфиннадзора имели право составлять административные протоколы и выносить решения по определенным вопросам. Конечно, их соотношение было совсем другим. Очень узкий был круг статей КоАПа, по которым мы имели право заниматься этим делом. По сумме за 14-й год соотношение тех протоколов, которые были составлены по старым статьям КоАПа, и соотношение тех протоколов, которые были составлены по новым, у нас составило 40/60. 60% – это новые. Хотя количество статей, которые мы получили с прошлого года на свое вооружение, многократно превышает в количественном смысле то количество статей, которые были до этого. Возможно, нужно обсудить и эту тему, ее рассмотреть. Она и то чрезвычайно важна. Как ведется этот процесс, с какими трудностями мы встречаемся, каков отклик общественности на это? Мы сталкивались в своей практике, когда у нас контролеры выносили за одну проверку 45 или 43 протокола сразу. Вы представляете 43 протокола, допустим, по 40 тысяч рублей? Вообще-то, серьезная сумма возникает, причем в отношении одного должностного лица. Понимаете, да? Т.е. столько было случаев, по которым были вынесены такие решения. Вопросы опять: сколько осталось, сколько устояло, как выдержали, или же все это рассыпалось в прах? Не злоупотребляют ли контрольные органы своим правом оформлять такие протоколы и привлекать к ответственности по итогам их рассмотрения? Все эти позиции достаточно злободневны. Я подчеркну, что мы только начали их применять, мы и Счетная палата, конечно. И контрольно-счетные органы имеют право теперь применять этот новый состав. Вопрос: является ли это заметным результатом деятельности, или это пока еще никто не почувствовал? Наша главная задача состоит в эффективности. Нам нужно очень четко научиться применять эти составы. Кстати, в этом плане очень важна оценка общественности. Как мы работаем, с точки зрения общественности: нормально или нет? Размахиваем мы этой дубиной направо и налево, где надо и где не надо, или, наоборот, ведем себя предельно корректно? Или мы стараемся не применять этих мер, потому что: а) не умеем; б) боимся; в) не хотим ссориться с конкретными должностными лицами? Здесь целый ворох интересных моментов, которые должны быть проанализированы. Тем более, у нас есть секция, на которой рассматриваются вопросы правового обеспечения Службы. Хотя это не только правовое обеспечение, это уже полевая функция нашего ревизорского состава.
Я вернусь к нашим секциям. Напомню, что мы впервые сделали из них две, которых раньше не было. В прошлый раз не было секции, связанной с валютным контролем, и не было секции, посвященной вопросам взаимодействия с общественными организациями. Сегодня эти секции существуют, и они наполнены содержанием и смыслом. При подведении итогов мы будем, наверное, иметь возможность выслушать концентрированное выражение, к каким же выводам пришли коллеги на этих секциях и на что нам стоит тратить основные усилия. Не только нам, Росфиннадзору, а всем контрольным органам, которые занимаются государственным внешним, государственным внутренним финансовым контролем, контролем внутриведомственным. Неважно, какого уровня: федерального, муниципального или субъектового. Поэтому прошу вас определиться с тем, где вы участвуете, прошу вас активно участвовать, прошу вас не стесняться высказывать свои мысли, свои суждения, давать экспертные оценки высказываниям, потому что именно в таком режиме и появляется что-то новое. Мы очень надеемся на то, что вопросы, которые мы ставим и которые получаем в постановочном режиме, сегодня мы обязательно отработаем, и они лягут в основу дальнейшего позитивного движения. Кстати, для движения у нас есть очень серьезные предпосылки. Я уже сказал о поправках в Бюджетный кодекс, которые в весеннюю сессию наше Федеральное собрание будет рассматривать, но ведь еще один есть документ. Что касается более важного вопроса, это у нас новая редакция Бюджетного кодекса в целом. Это тоже интереснейший документ, потому что он абсолютно не равен тому документу, который сегодня мы привыкли держать в руках. Он преследует сразу несколько задач, и я думаю, что завтра Алексей Михайлович Лавров нам более подробно сможет рассказать основную идею этого документа. Но ведь внос такого документа тоже означает возможность серьезную уточнения законодательства, регулирующего все наши отношения по государственному и финансовому контролю. И учту поправку, которую высказал Виктор Иванович Гришин: и в другие законы тоже. Все это живое. Мы видим, что в законы, которые регулируют деятельность валютного контроля, за прошедший год было, наверное, 6 или 7 поправок серьезного свойства, в которых мы участвовали.
Коллеги, кто-нибудь хотел бы высказаться, или на этом мы благополучно завершим сегодняшний наш день? Достаточно длительный день, надо сказать. Для кого-то, может, утомительный, особенно если кто-то прилетел сегодня. Это труднопереносимо для людей.
Машковцев Олег Александрович – помощник полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе. Александр Васильевич, вы, наверное, намеренно не упомянули о тех инициативах, которые сейчас прорабатываются в сфере непрерывного финансового контроля крупных инфраструктурных проектов. При этом я полагаю, что, наверное, именно на пленарном заседании стоит об этом сказать в силу того, насколько важен момент, который добавляет дополнительных полномочий Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Он расширяет эти полномочия, при этом этот контроль становится действительно непрерывным. Непрерывность этого контроля, я считаю, будет давать больший эффект самому контролю. И на примере космодрома «Восточный» мы должны, наверное, выработать схему, при которой крупные инфраструктурные проекты с использованием средств общественных финансов должны контролироваться непрерывно. Александр Васильевич, может быть, затронете эту тему для широкого обсуждения?
Смирнов Александр Васильевич – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Я могу в таком случае потратить еще несколько минут вашего внимания для того, чтобы сказать вот о чем. В последний год мы в Службе достаточно активно работали над созданием принципиальной схемы организации непрерывного государственного финансового контроля за крупными структурными проектами. Основным импульсом для этой работы стало поручение президента Российской Федерации о подготовке предложений по антикоррупционной защите крупных структурных проектов от 14-го ноября 13-го года. Мы исходили из того, что дискретная модель финансового контроля (дискретный – это когда мы смотрим, как фотографию какого-то отдельного участка, и на просвет берем отдельные элементы той хозяйственной жизни, которая попадает под наш контроль), каким бы плотным этот контроль ни был, в лучшем случае приводит к выявлению финансовых нарушений фактического замещения ущерба, по которым составляет малую часть от общей суммы, неправомерно и неэффективно потраченных государственных финансовых ресурсов. Главный выигрыш в применении модели непрерывного финансового контроля мы видим в ее нацеленности на предупреждение и пресечение неоправданных расходов на протяжении всего жизненного цикла крупного и структурного проекта.
Помимо этой ключевой идеи, предпосылкой для разработки этой новой модели стало существенное расширение инструментов и компетенций органов государственного и финансового контроля. При вступлении в силу в 13-м году 44-го Федерального закона «О контрактной системе» и 5-й статьи, о которой я уже говорил, закона «О федеральном бюджете» на 15-й год и плановый период 16-17-х годов. Это то, чего я в основном касался в докладе, и о чем говорил руководитель Федерального казначейства. Базовая модель непрерывного государственного финансового контроля представляет собой алгоритм автономных действий органов Росфиннадзора в рамках действующего законодательства. Она опирается на комплексное и комбинированное применение всего спектра инструментов контроля, находящихся в распоряжении нашей Службы. Это камеральная проверка, выездная проверка, обследования ревизий и встречная проверка. Мы должны вести для этого глубокую и, главное, постоянную аналитическую работу, в том числе и с электронными базами данных о государственных закупках и т.п. Т.е. вести постоянный и глубокий предпроверочный анализ.
Второе, это работа непосредственно как с документами, так и физически на местах локализации объектов контроля с использованием наших мер, связанных с осмотрами, замерами, обмерами, фото- и видеофиксацией, отбором проб для последующих экспертиз и, собственно, проведение экспертиз. Возможности создания такого плотного контроля над крупными структурными проектами на основе комплексного и комбинированного применения Службой различных методов и рабочих приемов мы завтра можем представить в более серьезном виде, в виде таблиц и т.д. Во всяком случае, комбинированное использование методов Госфинконтроля позволяет избежать постоянного, излишне длительного и достаточно назойливого присутствия контролеров непосредственно при выполнении работ, оказании услуг и поставке товаров. При этом постоянное внимание органов Госфинконтроля к крупным структурным проектам не означает постоянного вмешательства в текущую деятельность государственных заказчиков и подрядчиков в ходе исполнения государственного контракта. Подчеркну, что при этом действие Росфиннадзора даже с использованием всех имеющихся в его распоряжении мер реагирования (протокола об инициативных правонарушениях, постановлении о привлечении к административной ответственности, представлении и даже оперативного направления материалов в правоохранительные органы) не гарантирует не только недопущения, но и устранения в последствии нарушения. Если упрется бюджетополучатель, он будет делать то, что считает нужным. В этой связи для достижения главной цели, а целью у нас является предотвращение необоснованных платежей при исполнении государственных контрактов, представляется логичная и необходимая реализация интеграции, схемы взаимодействия между всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. А кто у нас заинтересован? Это Росфиннадзор, это Федеральное казначейство, это Федеральная антимонопольная служба. Если эти структуры встроить в существующий профиль работы, то появляется совершенно новая интегрированная схема, которая позволяет действительно поставить серьезный блок в предварительном режиме, а не в последующем. Мы разработали схему и продемонстрировали ее на межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям, которые возглавляет помощник президента Российской Федерации, Школов Евгений Михайлович. Получили принципиальное одобрение, и вот уже несколько раундов консультаций у нас прошло с участием руководства Федерального казначейства, Росфиннадзора и Росфинмониторинга. Мы сейчас вышли на этап подготовки текстовых документов для того, чтобы закрепить эти инновации в нормативных правовых актах. И теперь будем двигаться в направлении того, чтобы популяризовать эту модель, отстраивать необходимые взаимодействия. Но отстраивать его не просто в теоретическом плане. Мы уже выбрали 3 объекта в регионе Центрального федерального округа для того, чтобы оперативно отработать это взаимодействие на них. Это два очень значимых линейных объекта в одночасье к объектам дорожного строительства. Это аэропорт очень крупный, и один объект связан с крупным строительством в сфере здравоохранения. На них мы будем отрабатывать уже в текущем периоде соответствующую модель и очень надеемся, что уже к осени получим в завершенном виде необходимые документы. И тогда у нас стоит задача порядка ста объектов Российской Федерации прикрыть таким непрерывным колпаком. При этом колпак, который не мешает действовать, который надзирает за всем и реагирует только тогда, когда появляется совокупность причин для того, чтобы приостанавливать платежи. Суть в том, что наш инспектор рассматривает на месте фактическое состояние выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и, обнаружив существенное отклонение от того этапа, который должен быть осуществлен, уведомляет об этом заказчика и орган Федерального казначейства. И это является сигналом органу казначейства при контроле порядка санкционирования расходов бюджета не проводить операцию, которую предложит заказчик в случае оплаты невыполненных работ. И это является гарантией того, что деньги будут в большей сохранности. Если вкратце, то модель состоит в этом. Хочу только сказать, что у нас действительно очень много всяких вопросов, которые мы могли бы обсуждать. Хочу отметить совершенно разный прогресс в продвижении теоретической части финансового контроля. Я должен отметить весьма серьезный шаг, который сделала Счетная палата, утвердив на своей коллегии в декабре прошлого года Классификатор нарушений. Очень интересный документ. Он размещен сейчас у нас в Консультанте, по-моему, и доступен для общего анализа. Он структурирован интересным образом, в нем каждый может увидеть то, что его интересует. Отмечу, что там зафиксированы 345 типов нарушений, которые разделены на 7 больших групп, тоже очень интересная группировка. Важным является то, что из этих 345 нарушений 103 нарушения сопровождается мерами ответственности в рамках КоАПа и других законов, допустим, Уголовного кодекса. Это говорит о том, что свыше трети нарушений, которые выявила Счетная палата (а это серьезный аналитический труд) сегодня сопровождаются, по мнению Счетной палаты, хотя бы какой-то реальной ответственностью. И эту ответственность еще тоже нужно уметь освоить. Тоже чем не проблема, чем не аргумент, чем не повод для интересного исследования и обсуждений? В целом, на этом я буду завершать сегодняшнее мероприятие.
Сафиуллин Марат Рашитович – проректор КФУ. У меня объявление насчет завтрашнего дня. Мы на столе дали такую распечатку относительно того, где будут проводиться наши секции. Позвольте мне вкратце напомнить. Первая секция будет традиционно в зале Попечительского совета, вторая секция «Правового обеспечение финансового контроля» – комната 210. Все будет в этом же корпусе. Третья секция «Совершенствование правовых основ валютного регулирования и валютного контроля» – аудитория 102. Четвертая секция «Финансовый контроль в сфере государственных закупок» – аудитория 218. Пятая секция «Исполнение бюджетных полномочий» – аудитория 101. Шестая секция «Контроль за целевым и эффективным использованием средств Фонда ЖКХ» – аудитория 104. Седьмая секция «Взаимодействие с общественными организациями» – аудитория 109.
Смирнов Александр Васильевич – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Я думаю, что всем понятно, листочки у всех есть. Я думаю, на этом мы будем закрывать наш круглый стол. Пожелаю всем приятного времяпрепровождения в столице Республики Татарстан.