Тема Правовое регулирование образовательной деятельности
План темы
1. Система образования.
2. Основные источники образовательного права.
3. Основные правила поведения в сфере образования.
4. Права и обязанности обучающихся – конспект из ст.34 и ст. 43 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» в новой редакции от 17.02.2021
Система образования
Система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
|
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Основные источники образовательного права
Образовательное право - это совокупность юридических норм, контролирующих деятельность образовательных субъектов.
Источники образовательного права - это международные и российские правовые законы, нормы и акты, регулирующие сферу образования.
К международным источникам права относят Конвенцию о правах ребенка (ст. 28), Декларацию прав человека (ст. 26), Конвенцию по борьбе с дискриминацией в образовании (ст. 1) и иные международные соглашения. К российским законодательным актам, регулирующим государственную политику в области образования, относят Закон РФ «Об образовании» (1992) и Федеральный закон «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Образовательное право гарантирует получение населением качественных знаний, соответствующих международным стандартам. Кроме того, в процессе обучения должен быть соблюден ряд требований. В связи с этим официально выделяют следующие принципы образовательного права в России:
|
1. Гуманистический характер образования, защита жизни и здоровья, признание права человека на свободу самореализации, развитие личности, творческих способностей.
2. Воспитание в обучающемся трудолюбия, храбрости, уважения к окружающим, любви к природе, к семье, к Родине.
3. Соблюдение единого культурного и образовательного стандарта, но вместе с тем сохранение национальных особенностей и поощрение региональных традиций.
4. Общедоступность и качественность образования, а также его адаптивность.
5. Светский характер.
6. Свобода и плюрализм (многообразие)
7. Демократичность управления деятельностью образовательных учреждений, их автономность.
Основные правила поведениев сфере образования
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Самостоятельно!