Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.
Последние два года литература в России продолжает развиваться по тем же законам, что и все последнее десятилетие, основные ее направления:
· постмодернизм,
· реализм (во всех его разновидностях),
· модернизм
· неосентиментализм.
Если говорить об общих закономерностях литературного процесса 2001-2002 гг, то необходимо отметить два момента.
1. Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу, однако меняется соотношение сил.
2. Усиливается тенденции к стиранию границ
· между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе (особенность большинства современных текстов, наиболее отчетливо – в творчестве Ольги Славниковой, Николая Кононова, Веры Павловой, Натальи Галкиной);
· между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой).
между литературными жанрами («женский детектив» Дарьи Донцовой, Татьяны Поляковой и др., «детектив&утопия&пародия» Хольма Ван Зайчика и др.);
· между литературой и внелитературной действительностью. (Экстремистское движение «Идущие вместе» и их акции публичного уничтожения книг Владимира Сорокина и Баяна Ширянова - это с одной стороны, а с другой, - стирание границ между литературой и внеположенной ей реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.
· Использование рекламных и PR-технологий для «раскрутки» писателей и вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных и PR-сообщений – все это реальность последних лет).
Остановимся теперь на анализе основных направлений в российской литературе за последние 2 года.
|
Постмодернизм, пришедший из подполья в легальную литературу во второй половине 80-х гг под именем «другая литература», сегодня продолжает активно развиваться.
Основатели российского постмодернизма – это поэты Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров, Иван Жданов, Александр Еременко и др., прозаики Венедикт Ерофеев, Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев.
Необходимо отметить, что для русского постмодернизма характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на 2 разновидности:
· Первая – это «постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов», а вторая – «постмодернизм как манера письма», то есть «глубинный» постмодернизм и «поверхностный», когда используются лишь его эстетические приемы: «цитатность», языковые игры, необычное построение текста. Постмодернизм – новый тип сознания, характеризующийся глобальным кризисом иерархии ценностей. Разрушение иерархии ценностей базируется на идее равновеликости и равноправности всех элементов Вселенной, нет деления на «духовное» и «материальное», на «высокое» и «низкое», на «душу» и «тело». Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) – часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как и писатель).
|
Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века. Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное».
Современный российский реализм существуетв нескольких разновидностях, первая из них – неокритический реализм. Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения. Современный натурализм, возродившийся в конце 80-х годов XX столетия, связан прежде всего с именем Сергея Каледина («Смиренное кладбище», «Стройбат»).
Вторая, ныне немногочисленная, разновидность реализма – онтологический, или метафизический реализм, расцвет которого пришелся на 70-х годах XX века российской литературы. «Деревенская» проза Василия Белова, Валентина Распутина и др. стала школой онтологического реализма для группы сегодняшних молодых писателей. Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем.
Третья разновидность реалистического крыла русской литературы – это постреализм. Термин, предложенный ученым и критиков Марком Липовецким, был введен, чтобы обозначить художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни. Постреализм открыт постмодернистской поэтике, и, подобно сегодняшним модернистам, писатели Михаил Бутов, Ирина Полянская, Николая Кононов, Юрий Буйда, Михаил Шишкин используют также эстетические приемы постмодернизма. Однако прежде всего постреализм - это экзистенциальный реализм, с его идеей личной ответственности, идеей свободы, требующей индивидуальной проверки и примерки, идеей связанности и убежденностью в незавершимости и неразрешимости поединка личности с хаосом
|
Следующее направление в российской литературе последних лет – это неосентиментализм, о появлении которого заявляют практически все известные критики. В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века. Идеал, выдвигаемый Николаем Карамзиным в «Бедной Лизе», - человек чувствительный. Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе – большинство произведений женской прозы.
Особая разновидность современной литературы, которую невозможно игнорировать в связи с ее усиливающимся значением – это массовая литература. Разделять литературу массовую и немассовую можно по различным критериям: в данном случае продуктивным представляется следующий признак: следование устойчивому жанровому канону. Массовая литература состоит из устойчивых жанровых схем, таких как детектив, любовный роман и т.д. Чем более полно автор следует жанровому канону, тем «надежнее» его читательский успех. Немассовая литература основывается на противоположной стратегии - непредсказуемости, здесь изобретаются новые жанры и проводятся литературные эксперименты.
Самым ярким явлением в этой области стали детективные серии Бориса Акунина. В последние 2 года это окончание «провинциальной» серии – роман «Пелагия и черный монах», продолжение «фандоринской» и «постфандоринской» серий – «Алтын-Толобас», диптих «Любовник(ца) смерти», «Внеклассное чтение».
Помимо «интеллигентских» исторического и утопического детективов невероятно распространяется иронический детектив. Книги Дарьи Донцовой (из последних это – «Букет прекрасных дам», «Улыбка 45-го калибра», «Фиговый листочек от кутюр», «Хождение под мухой». «Чудеса в кастрюльке») восходят к романам Иоанны Хмелевской, успех которых в России, очевидно, и стал причиной появления русских иронических детективов. Романы Донцовой, в отличие от ее польской коллеги, не выходят за пределы массовой литературы и не создают нового синтеза интеллектуальности и массовости. Героиня Донцовой, дама средних лет, симпатичная, обеспеченная и образованная, в отличие от пани Иоанны, иронизирует над всем и вся, не обладает способностью к самоиронии, что приводит обилию банальностей и бестактностей и высокой степени предсказуемости ее расследований.
Во второй половине 80-х г.г. ХХ века, когда начались изменения в общественной и политической жизни Советского Союза, появилась возможность опубликовать произведения, которые прежде не могли дойти до читателя. Написанные задолго до этого, они стали частью литературного процесса 80-90-х годов. Одной из главных тем этой «возвращенной» литературы были массовые сталинские репрессии и судьбы людей, безвинно осужденных и прошедших через заключение в тюрьмах и лагерях. Вот имена тех, кто писал книги о Сталине и сталинизме: А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» В.Шаламов «Колымские рассказы» А.Рыбаков «Дети Арбата» А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» А.Бек «Новое назначение» В.Дудинцев «Белые одежды» А.Жигулин «Черные камни» В.Гроссман «Жизнь и судьба» Г.ЖЖенов «Саночки» С.Довлатов «Зона» «Сталиниада» и другие Авторы «лагерной прозы» сами прошли через страшные испытания в застенках ОГПУ-НКВД. Им повезло выжить. Многие из них выжили, может быть, благодаря тому, что их поддерживала мысль о необходимости рассказать правду о страшном мире за колючей проволокой.
Первая половина XX века насыщена политическими событиями. Многие из них непосредственно связаны с личностью И.В.Сталина. Не один десяток лет нашу страну сотрясали репрессии. Они затронули людей разных национальностей, разных возрастов, разных профессий и очень резко меняли жизнь людей. Страдали не только те, кого наказывали, но и их семьи, родственники.
Репрессии – это наказание, применяемое государством. Политические репрессии, согласно Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 – это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, такие как лишение жизни и свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрическое учреждение, высылка, ссылка, лишение гражданства, лишение прав и свобод лиц, которые были признаны опасными или неблагонадёжными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
- Что послужило поводом к началу массовых политических репрессий в СССР? (Убийство 18 декабря 1934 года секретаря ленинградского губкома ВКП С.М.Кирова).
- Что такое государственный террор? (1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до унижения. 2. Жёсткое запугивание, насилие).
Годы «Большого террора». 1937-1938 г.г. – это годы массовых арестов. НКВД возглавил Ежов, но не ему принадлежал замысел акции «Большого террора», он был лишь исполнителем. Идеологически «Большой террор» был основан ещё в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Ежов представил план «Большого террора» на утверждение Политбюро ЦК ВКГ 2 июля 1937 года.
- Сколько жертв «Большого террора» официально опубликовало НКВД?
(1.344.923 – арестованных, 681.692 – расстрелянных. Известный историк Конквест называет число жертв «Большого террора»: 12-14 млн. человек арестованных, не менее 1 млн. расстрелянных).
- Когда закончился «Большой террор»? (Формально 17 ноября 1939 года. С 25 ноября 1938 года НКВД возглавил Л.П.Берия).
- Что такое концентрационный лагерь? (Место заключения и физического уничтожения политических противников, инакомыслящих в периоды репрессий и беззакония).
- День памяти жертв политических репрессий – 30 октября.
В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В.Шаламова, А.Солженицына, Ю.Гроссмана и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.
Оба, Солженицын и Шаламов, испытали на себе, что значит быть репрессированным. Оба посвятили этой теме свои произведения. Солженицын поведал миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
Отличительная черта творчества Шаламова – вселенская безнадежность. Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его рассказах «изображены люди в крайне важном, еще не описанном состоянии».
Единственным памятником истории для нас остаются книги, которые всегда напомнят нам о прошлом, предостерегут от ошибок прошлого, помогут в будущем. Писатели стремились в своих произведениях передать всю ту атмосферу, которая царила в нашей стране в годы репрессий, и смогли этого добиться. Только в мире людей человек остаётся жив.
Поэзия неволи. Это малоизвестные стихи поэтов ГУЛАГа: Анатолия Владимировича Жигулина и Юрия Осиповича Домбровского. У всех произведений есть общая черта: авторы писали их втайне на обрывках бумаги, прятали под тюфяками или вшивали в одежду, при обысках всё уничтожалось, но в силу необъяснимых причин стихи каким-то чудом проросли сквозь страшные условия лагерной жизни. Они открыли нам тайну, взгляд в прошлое.