Танец Медведя и Козы, под р.н.м. «Барыня».




Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

· Знакомство с обрядовыми народными праздниками, приобщение к своей национальной культуре.

Задачи:

· Познакомить детей с разнообразием и особенностями Усть-Цилемского фольклора, расширять знания и представления детей о родной национальной культуре и традициях Усть-Цилемского народа.

· Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.

· Воспитывать доброжелательное отношение в общении с сверстниками, с пожилыми людьми. Умению создавать радость для других.

Оборудование:

· Костюмы: Зазывал-скоморохов, Медведя, Цыгана, Козы, Деда Мороза, Снегурочки, кота Леопольда, «ряженых», «колядовщиков».

· Конфетти, зерно, барабан.

· Канат, мешки для бега, «сапоги-скороходы», подушки для петушиного боя.

· Пятачок, копейка, сундучок, «коробейка», волшебные шары и предметами для шуточного гадания.

Предварительная работа:

· Беседа о зимних народных традициях, о празднике - «Рождество Христово»; изготовление атрибутов для колядовщиков, костюмов для «ряженых»; разучивание песни - «Коляда-Моляда», скороговорок и загадок, ролей взрослых.

Ход мероприятия

Зал оформлен по зимним мотивам: Снежные деревья, дома, снежинки, снежки, сани, заснеженный двор.

1-й Зазывала: Собирайся, чес­тной народ, на гулянье! Ряди­тесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к на­чалу!

2-й Зазывала: Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши! Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и весе­литься!

3-й Зазывала: Зима нас торопит! Спешите!

Рядитесь, из групп выходите,

Колядуйте, пойте, пляшите, шутите!

Дети- «ряженые» и «колядовщики» заходят в зал с разных сторон и поют.

Колядовщики (говорком):

Коляда-моляда… (приложение)

1-й ребенок (проходит вблизи гостей): Дома ли хозяева?

Дети (хором): Дома.

1-й ребенок:

Всем здоровья и добра,

И согласия, и богатства

В наступающем году!

Мальчики осыпают гостей горстями конфетти и зерно... Все исполнители убегают и присаживаются на стульчики.

Ведущий: Помните ли вы тра­диции коляды? Во время колядования жители села хо­дили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называе­мые по их припеву «колядка­ми». Колядное величание — это, прежде всего, пожела­ние небывалого, сказочного благополучия и богатства се­мье. Одаривание при колядовании не просто плата, а об­ряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечени­ем на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сцен­ками. Любимыми персона­жами были Медведь, Цыган и Коза,

 

Взрослые разыгрывают сценку. Звучит р.н.м. «Барыня». Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются. Медведь раскланивается на все стороны.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришел, а с са­мим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а уче­ный — что хочешь, то и сдела­ет, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,

Родом боярыч,

Ходи-похаживай.

Говори-поговаривай,

Да не гнись дугой.

Словно мешок тугой,

А ну, поворотись, развернись,

Добрым людям покажись!

Потешь народ честной,

Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщи­ка звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на ме­лодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши.

У тя ножки хороши!

Тили-тили-тили-бом,

Загорелся козий дом.

Коза выскочила,

Глаза выпучила,

Таракан дрова рубил,

В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» - выскакивает Коза-«барабанщик» в сарафане. Звучит русская народная плясовая мелодия, (по выбору), Коза барабанит, Медведь пляшет.

Цыган: Медведь с. Козою забавлялись,

Друг на друга удивлялись.

С того раза подружились,

Музыке и пляске вместе научились.

Пошли в услуженье к хозяину жить,

Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы, под р.н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да уго­рела, головушка у нее заболе­ла! Козочка, а как красные де­вицы причесываются, белят­ся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядят­ся? Миша, покажи, как маль­чишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как, во как! Ох, хорошо!

Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами, Коза его "бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уваженье да за угощение, за труды!

Медведь снимает с головы Цыгана шляпу и, держа ее в передних лапах, обходит гостей, собирая угощение.

Ведущий (детям): Понрави­лись ли вам наши артисты? Тогда похлопайте! (Все апло­дируют; Цыган, Медведь и Ко­за у ходят из зала, прощаясь со зрителями.) А сейчас вопрос к вам у меня: без кого не бы­вает новогоднего праздника? (Дети отвечают - «Без Деда Мо­роза, Снегурочки, ёлочки».)

Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления! Добра вам, счастья, благополучия!

Снегурочка: Побольше улы­бок, здоровья, радости! А че­го же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, ес­ли мы с ребятами поиграем?

Дед Мороз: Да что ты, вну­ченька! Я вот тоже подароч­ки для самых шустрых ребят припас!

Игры (по выбору):

«Перетягивание каната» (де­ти встают в две команды спи­нами друг к другу, надо дотя­нуться и достать каждой ко­манде свой приз).

«Бег в мешках» (Перед игрой произносятся слова: «Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки про­скакать сумеет ловко?»).

«Бег в «сапогах-скороходах» (с привязанными к валенкам грузами).

«Петушиный бой» («бой» по­душками; цель - столкнуть про­тивника с «бугра»).

Дед Мороз: А теперь - шире круг, смелей размах; танцы начинайте! Всем участни­кам — колядкино угощение!

Общий танец под веселую русскую народную мелодию (по выбору).

Дед Мороз: Молодцы! Устали? И меня уморили! Что ж, как и обещал...

Открою сундучок -достану пятачок,

Открою коробейку - достану копейку (Отдает призы Ведущему).

А в этой коробочке у ме­ня подарочек для кота Лео­польда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегу­рочка, как же передать пода­рок—не знаю!

Снегурочка: Дедушка, а что, если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду? Ребята, хотите в гости? (Дети отвечают.) Только просьба к вам: вхо­дить в кинотеатр надо «по-кошачьи»: на цыпочках - ла­почках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мур­лыкать.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми обходят зал, садятся на стулья.

Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревай­тесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя — рас­таять можем. Посылочку Ле­опольду от мышат передай­те! До свидания, не скучай­те! С Рождеством вас!

Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми.

Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?

Звучит припев песни кота Леопольда «Если добрый ты», муз. Е. Савельева.

Появляется Кот Леопольд.

Леопольд: Здравствуйте, до­рогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, красивые! Мур-р, весёлые! А меня вы узнали? Я — кот Ле­опольд! И если я сегодня на себя не похож, то только по­тому, что надел новогодний костюм. А песенку мою вы уз­нали? Давайте споем ее на но­вогодний лад!

Леопольд поет, дети подпевают.


1. Праздник Новый год

В гости к нам пришел,

Снегом по плечам

Хлопал.

Общий хоровод —

Это хорошо,

А когда наоборот —

Плохо!

2. Если вместе петь —

Слышно далеко,

Не страшна пурга

Дружным.

Если добрый ты,

То всегда легко,

А когда наоборот —

Трудно!

3. С каждым поделись

Радостью своей.

Рассыпая смех

Звучно.

Если песни петь —

С ними веселей,

А когда наоборот — Скучно.

 

Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его проси­ли передать тебе мышата.

Леопольд: Мур-р, спасибо! Как приятно получать подарки! Я обязательно поделюсь с ре­бятами! (Открывает коробку, взрывается хлопушка.) Мя-я-у-у! Эти мыши неисправимы! Они не хотят жить дружно даже в Новогодний праздник! Тут еще и записка есть!

Ведущий (читает): Вызыва­ем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями — подарок ваш, ес­ли нет - то наш! Самые ум­ные и самые честные мыши на свете.

Дети в одиночку или командно участвуют в «испытаниях»,

Скороговорки

2. Соревнования (по выбору воспитателей).

Новогодние загадки

Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду!

Ведущий: Хорошо, я открою! (Осторожно открывает, ниче­го не происходит) Да здесь ша­рики волшебные лежат, вол­шебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого и что ожида­ет в Новом году.

В коробке находятся цветные шарики из фольги, внутри кото­рых предметы для шуточного «гадания»: сердечко - к любви, ключик - к новоселью, пуговка, - к обновке, колесико - к покупке или выигрышу машины, географи­ческая карта - к путешествию, цветочек - к подарку, конфетка -к сладкой жизни, копейка -к богатству, и др.

Леопольду достается «кругосветное путешествие». Как только Леопольд видит содержимое шарика (карту), он прощается с детьми и бежит готовиться к путешествию.

Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабы­тое старинное, но вечное. Из века в век будут переда­ваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праз­дники России-матушки и Усть-Цилемской земли! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник задорной Усть-Цилемской пляской-игрой «Зеваха».

«Зеваха» Усть-Цилемская пляска-игра

Ведущий. Праздник нам кончать пора, до свиданья, детвора!

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: