Характеристика кризиса 6-7 лет как индикатора школьной зрелости




Исследованию кризиса 6-7 лет посвящены многие исследования.Согласно взглядам Д.Б.Эльконина там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый воз­раст.Со­гласно Эльконину кризис 7 лет хар-ся: утратой непосред и переходом к произв поведе­нию; переходом от эгоцентризма к децентрации. В иссл Е.Е.Сапоговой школьная зрелость - это внутренняя готовность ребенка к овладению уч деят. Она так характ переходный период от дошк к мл шк возрас­ту: Переходный период 6-7 лет наблюдается у современных детей и обусловлен сменой типа ведущей деят-и. Негативные харак кризиса связаны с уровнем развития символической функции и воображения (в дошк возрасте - более высокий уровень, в шк - недостаточный уровень).Проявление внешних негативных симптомов переходного периода непосредственно связано с переживанием внутреннего эмоц - лич дискомфорта самим ребенком. Этот дис­комфорт является следствием неудовлетв ребенка ме­стом в системе общ-х отношений. Возрастные рамки переходного периода от 5,6 до 7,8 лет. Симптоматика кризиса: Ухудшение поведения (капризы, упрямство, грубость, противоре­чия, дерзость, негативизм). Кривлянье, передразнивание взрослых, нарочитость и немотиви­рованность поведения ребенка. Положительные образования: Фор-е произвольности поведения и умения его контроли­ровать, проявляющиеся в дисциплинированности и организован­ности. Формирование осознанной ориентации на социальные нормы и требования, появление внутренних идеалов и авторитетов. Стремление ребенка жить со взрослыми общей жизнью. Фор-е стремления осуществлять соц значимую и оцениваемую деят-ть (пойти в школу, стать школьником). Дифференциация внешней и внутренней жизни, формирование зачатков самооценки, самолюбия, рефлексии, уровня притязаний.

№9 Сравнительный анализ кризиса 7лет у ст дошк и мл шк Течение переломного периода у дошк более мягкое, у пер­воклассников - более грубое, жесткое. Дети, не прошедшие перелом в дошк возрасте, не могут назы­ваться в числе подготовленных к школе. В дошк возрасте признаки перелома демонстрируют лишь те дети, у которых уже созрели предпосылки перехода от игровой к учеб деят, т.е. ими достигнут более высокий уровень развития символи­ческой функции и воображения. Эти дети стремятся к выполнению продук­тивной и оцениваемой деятельности. Бывшие переходные дети с приходом в школу хорошо учатся и ведут себя, учиться им нравится. А непереходные продолжают играть в школе, учатся без удовольствия, демонстрируя в поведении признаки трудновоспи­туемость. Поэтому кризис «7 лет» может служить индикатором школьной зрелос- лости. Кризис 7 лет может быть результатом двух явлений:Созревание предпосылок перехода к уч деят отстает от момента начала шк обучения и тогда кризис появляется только в первом классе как следствие непринятия ребенком уч деят-ти. Созревание опережает момент формального перехода в школу и то­гда кризис появляется в старшем дошк возрасте, как резуль­тат неудовлетворенности игрой. Л.С.Выготским было намечено трех фазное строение критических возрастов. Модель кризиса 7 лет в старшем дошк возрасте. Докритическая фаза: ребенок не удовлетворен чистой игрой, хотя не осознает причин этого. Предпосылки перехода от игры к учению практи­чески сформированы. Критическая -реб осознает себя не маленьким, появляет­ся субъективная готовность к школе. Возникает внутреннее эмоц - личностное неблагополучие и внешняя негативная симптоматика.Посткритическая фаза - начало шк обучения,; осознание своего нового положения, исчезновение негативной симптоматики. У школьников: докритическая фаза - ребенок удовлетворен игрой и занимаемой позицией в обществе. В процессе подготовки к школе формируется фор­мальное желание пойти в школу. Критическая фаза - трудности в учебе, утрачивает к ней интерес, на этой основе возникает негативная симптоматика. Происходит деформиро­вание предпосылок к учебе. Посткритическая фаза. Постепенное освоение учебной деятельно­сти, осознание своего нового положения, исчезновение негативной симпто­матики.

 

10 Проблема адаптации детей к обучению в школе Школьная адаптация - это процесс успеш приспособл учащихся к системе школьных требований, к темпу усвоения уч про­грамм проявляется в сл показателях: 1.ровной школьной успеваемости 2. в бес­конфликтных отношениях с учителями и сверстниками,3. в общем эмоц-псих благополучии реб.

Наиболее важное значение проблема школьной адаптации имеет в первые годы обучения. По данным А.Н.Винокурова признаки функционально-органической недостаточности Ц.Н.С. обнаружи­вают свыше 70% новорожденных, среди поступающих в первый класс удельный вес детей повышенного риска к возникновению школьной деза­даптации составляет примерно 60%, а число детей, не справляющихся с требованиями шк программ за последние 25 лег возросло более чем в 2-2,5 раза, достигнув 30% от числа учащихся начальных классов.

Адаптационные способности ребенка определяются разными биоло­гическими, соц и псих факторами. Особое место принадлежит псих факторам, ибо они в большей степе­ни, чем другие, поддаются управлению и целенап воздейст, прежде всего со стороны учителя: неблагоп учебные ситуа­ции, личностные особенности учащихся и учителя, а также тип взаимоотношений между учителем и учениками, во многом определяющий общий психологический климат в классе.

Управление процессом шк адаптации требует от учителя серь­езной психологической подготовки, умения разбираться в психо­логии учащихся, учитывать индивидуальные и возрастные особенности психики каждого ребенка. Одна из важнейших задач, учителя нач клас­сов, обеспечить и облегчить процесс адаптации ребенка к школе. Учитель должен: исключать стрессовые моменты в уч деятельности - оценка скорости чтения; воспитывать у детей толерантность к фрустрации; создавать благоприятные условия для формирования позитивной самооценки и положительного отношения к школе в целом.

 

№11 Характеристика уч ситуаций оказ негативное влияние на адапта­цию ребенка к школе.

Примером стрессовых момен­тов в уч деят мл шк явл проверка у уч навыков чтения, оценка скорости чтения. С псих точки зрения такие и подобные задания, вып-е в условиях дефицита времени, заведомо ставят уч в неравные условия, ибо скоростные хар-ки (моторики, речи, любого психического процесса) зависят от темперамента ребенка. Т. о, при одинаковом уровне развития проверяемых уч навыков, дети с разным типом нервной системы могут показать разные результаты. Другим психол фактором, влияющим на ре­зультат таких проверок, является тревожность реб. Ограничение времени, при вып контр работ, превращает уч ситуацию в стрессо­вую. В таких ситуациях испытывают медли­тельные, тревожные, эмоц-неустойчивые дети, что негативно ска­зывается на результатах их работы.

Аналогичное влияние на процесс адаптации оказывают ситуации фрустрации и, соответственно, состояния фрустрации - эмоц со­стояния, возникающие при блокаде значимого, актуального мотива, то есть при постигшей человека неудаче. Основной и наиболее важной причиной фрустрации в уч про­цессе явл плохая отметка. Низкая оценка для большинства шк означает неудачу, вызывая острую негативную эмоц реакцию. Поражение, неудача в уч деят - сигнал фрустрации. Результатом частых неудач может стать снижение интереса к учебе, потеря самоуважения. Фрустрация несет в себе угрозу самооценке личности и поэтому вы­зывает активизацию механизмов психй защиты: агрессия,, недисц, враждебности к тем лицам и обстоятельствам, которые препятствуют достижению цели, к тем, кто осуждает и наказывает, вместо того, чтобы помочь и посочувствовать, регрессия,; аутизм (уход в себя); депрессия. Довольно часто возникает поиск обходных средств достйжения желаемой цели (списывание, обман). Т.о, стресс и фрустрация, являясь неотъемлемым псих компонентом уч деят оказывают на шк психотравмирующее воздействие и могут стать причиной школьной деза­даптации, прежде всего у учащихся с низкой стрессоустойчивостью и сла­бой толерантностью к фрустрации.

 

 

№15 Формировние позитивной самооценки Активное формирование самооценки происходит именно в младшем школьном возрасте. Согласно Эриксона, главной линией развития в млад­шем школьном возрасте является форм-е уверенности в себе, чувст­ва компетентности; при отсутствии необходимых условий для их развития закрепляются противоположные качества: комплекс неполноценности, не­верие в свои силы. Большое влияние на формирование самооценки в этом возрасте ока­зывает все та же педагогическая оценка (отметка).

Адекватность формирующейся самооценки во многом определяется объективностью отметки. Снижение оценки усиливает фрустрирующие моменты в учеб­ной деят, ослабляет интерес к учебе. Стремление получить высокую отметку подменяет у некоторых школьников истинную цель учебной деятельности - приобретение знаний, порождает стремление к обману, нарушает теплоту отношений между учи­телем и учащимся. В настоящее вре­мя в 1-2 классах отметки отменены.

Учитель должен организовать обучение так, чтобы дети не боялись сделать ошибку. Допущенная ошибка, негативная оценка не должны вос­приниматься ребенком как признак его интеллектуальной и, тем более, лич­ностной несостоятельности, ибо в действительности они свидетельствуют лишь о пробелах в знаниях, который нужно восполнить. Т.О. Оказывая ученику своевременную поддержку и помощь в учебе, в преодолении трудностей в усвоении материала, в устранении пробелов в знаниях, учитель, тем самым, исключает фрустрирующие моменты в учебном процессе, вселяет в ребенка веру в свои силы, способности; способствует формированию позитивной самооценки, сохранению интереса к учебе; создает условия для успешной адаптации к школе.

№ 13 благоприятный психологический климат в классе как условие адаптации ребенка к школе является: теплота и доброжелательность учителя в отношениях с детьми. Нервный, неуравно­вешенный учитель - серьезная опасность создания неприятной, напряжен­ной атмосферы в классе. Чрезмерная амбициозность, желание поразить дру­гих своими профессиональными достижениями часто побуждают учителя торопиться с прохождением программы, излишне загружать учащихся трудными заданиями, не считаясь с реальными условиями и возможностями школьников, что также усиливает общую напряженность и препятствует созданию спокойной рабочей обстановки в классе. Таким образом, одной из причин школьной дезадаптации могут стать личностные особенности педагога. Поэтому профессионализм в работе учителя связан с умением управлять собственным эмоциональным состоянием, и зависит от степени развития механизмов саморегуляции. Итак, анализ учебного процесса в начальной школе и опыт наблюдения за работой учителей младших классов показывают, что успешность учебной деятельности определяется не только уровнем психической зрелости и готовности ребенка к обучению в школе, но и тем, насколько легко и безболезненно он сможет адаптироваться к новой школьной жизни. К наиболее важным психологическим факторам, влияющим на процесс адаптации, относятся индивидуальные псих особенности учащихся (тип нервной системы, тип темперамента, тревожность, низкая самооценка, уровень притязаний, интеллектуальная зрелость, уровень развития волевых качеств); личностные особенности учителя (эмоц устойчивость, доброжелательность, тактичность и т.п.); псих условия протекания учебной деятельности (стресс, фрустрация, псих климат).

 

16. Учебно – игровая деят как переход форма деятельности детей

Структура уч деят-и возникает не сразу, а постепенно: одни компоненты появляются раньше, другие - позднее. Одним из компонентов уч деят: 1 мотив (по А.Н.Леонтьеву), - знаемая сторона - реб знает, что надо учиться, но смыслообразуемая сторона мотива ещё не сформир 2.Задача фиксирует конкретный объект деят, заранее очерчи­вает его результат и задает требования к нему3. Способ - это система действий, направленных на решение задачи и предполагающих использование средств: орудий - для совершения практи­ческих действий, знаков и знаковых систем (математической символики) -для совершения умст действий. 4. Специфический способ уч деят - воспроизведения действий обучающего (по показу или инструкции). Продукт уч деят - это реальное осознаваемое самим ребенком приобретение или повышение уровня имевшихся ЗУН. Продукт уч деят-и нуждается в объективной оценке, фиксирующей продвижение в ней ребенка. Для уч деят старших дошк и начинающих шк характерно, что она осущ руков зрослого: он задает смыслообразующие моти­вы; ставит задачу, показывает способы ее решения, оценивает продукт. Исследования показывают, что уч-игровая деят, является более эффективной, чем включение просто игровых приемов, Уч-игровая деят протекает в форме познават за­нятий. Во вводной части занятия педагог ставит перед детьми познаватель­ную задачу и создает проблемно-игровую ситуацию, (помочь Незнайке, найти спрятанный клад, сшить платье и т.п.). В основной части происходит решение поставленной задачи. В заключ части педагог вместе с детьми ана­лизирует полученные результаты, способы выполнения с точки зрения про­блемно-игровой ситуации

 

19 Особенности игр деят в младшем школьном возрасте.

Игра продолжает занимать большое место в жизни ребенка.

Важным условием развития ролевой игры является наличие интереса к ней взрослых: учителя, родителей. Мл шк, по сравнению с дош, больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенап их выбирают. В играх дети приобретают опыт коллективной жизни и умение самост разре­шать, конфликтны ситуации. Особое внимание учитель должен обращать на организацию игр, на­правленных на определение умения общаться друг с другом.

Мл шк с удовольствием играют в дид игры. В этих играх происходит переход от игровых мотивов к познав.Интерес учеников к познават содержанию игр начинает пре­обладать над интересом к ней самой. Происходит перестройка игровой дея­ дея­тельности на основе не только игровых побуждений, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развились в ходе игры. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что центральным моментом дид-й иг­ры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми спосо­бами деят. То, что раньше служило условием игры и второстепен­ным элементом деятельности, приобретает для ребенка более содержатель­ное значение, все более независимое от игры. Дид игры создают условия для развития познав интересов. Значительное место занимают подвижные игры. В мл школьном возрасте игра используется как средство орга­низации и облегчения уч и трудовой деят. В процессе обучения игра вызывает у детей полож эмоции, повышает их познавательную активность. Мл шк с удовольствием выполняют те трудовые зада­ния, которые носят игровой характер. Игра формирует самост и творчество детей.

 

 

17 Характ особенност уч деят мл школьника.

(Эльконин) Реб становится шк тогда, когда приобретает соответст­в внутр позицию. Внутр позиция складывается из двух потребностей: познавательной (стремление к познанию); социальной (стать школьником). Реб включается в уч деят как наиболее значимую для него и ориентируется на обществ ценность того, что он делает. Утрата интереса к игре и становление уч мотивов связаны с развитием самой игровой деят:если дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры; то 5-6 не только от процесса, но и от результата, т.е. выиг­рыша. Игр мотивация постепенно уступает место учебной, при кот действия выпол ради получения знаний и уме­ний. В мл шк возрасте уч деят становится ве­дущей. Она имеет структуру (по Эльконину): первый компо­нент - мотивация многообразная. Если мотивы адекватны уч задачам, то работа ученика становится осмысленной и эффективной. Реб д. быть мотивирован не только результатом, но самим процессом уч деят. Это также мотив собствен роста, са­мосоверш-я, Второй компонент - уч задача - система заданий, при кот ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учеб задачу не­обходимо отличать от отдельных заданий. Н: морфосемантический ана­лиз. Ребенок должен установить связь между формой и значением слова. Для этого ребенок усваивает общие способы действия со словом: изменить слово; сравнить с вновь образованным по форме и значению; выявить связь между изменениями формы и значения. Третий компонент – уч. операции - входят в состав способа дей­ствий. Операции и уч задача считаются основным звеном структуры уч деят. Четвертый компонент - контроль. Сначала уч работу детей контролирует учитель, но постепенно контр сами. Пятый компонент – оценка -мл шк высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много време­ни, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся более критически, чем к своей.

14.Психологич ососбенности детей 6-7 летОт 6 до 7 лет происходит перестройка развитии детей, что дает основание выделить этот возрастной этап как особый и переломный. Эта перестройка связана с зарождением и закреплением важных пси­х новообразований, развитием внимания, памяти, мышления, вооб­ражения, формированием внутреннего плана действий, умением становится на точку зрения товарища, взрослого. Шестилетним детям присущи черты дошк: 1.Преобладание игры как ведущего вида деят внутри кото­рого складываются важные псих образования. 2.Образный характер познават процессов: образная память, образное мышление. 3.Практ отношение к поставленным перед ним задачам, ха­рак-я стремлением добиться конечного результата, а не выяснять, как этот результат достигается. Шестилетки отличаются ростом произволь, управляемости поведения, развити­ем познават интересов, появлением новых форм общения со взрос­лыми и сверстниками. У шестилеток обнаружены ряд особенностей, которых нет у семилетних детей: 1. Среди шестилеток устойчиво выделяется группа детей с замед­ленным развитием (от 7 до 15-20%). 2. Доминируют внешние мотивы учения: В уч ситуациях возникают познаватель­ные мотивы, 85% детей рассматривают оценку своей деятельности как оценку личности в целом (завышенная самооценка). 3. Использование - порицаний, замечаний должно быть ограничено, иначе у них формируется заниженная самооценка, отрицат отношение к школе. 4. Шестилетки испытывают значительные трудности в общении со сверстниками. 5. Поведение неустойчиво и часто зависит от эмоц со­стояния. Отношения в классе строятся на симпатиях и ан­типатиях. 6. Дошк направлен на получение результата, а не на усвоение способов учебной деят (не найти ответ при решении за­дачи, а спланировать ее решение). 7.Строго регламент общение, основанное на четких пра­вилах (обычное для 1-го класса) у шестилеток приводит к повы­шению тревожности, 8. Дети не могут внимательно слышать и слушать взрослого, принимать и удерживать задачу, сосредоточится на учебном действии.

 

12 Психоло особенности разв мл школьников.

В мл шк возрасте (6,5-11 лет) изменяется соц статус - реб становится школьником. ведущей деят становится целенап познав деят, переход от нагл-дейст к логическому мышлению; память становится произвольной. Развитие мышления.Ж.Пиаже период стадией конкр операций с предме­тами. Главная особенность этого периода происходит экстероризация: внутренние умст действия переносятся во внешнюю. Происходит про­гресс в трех областях интел роста ребенка:консервации - способность видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен (количество жидкости не изменится, если пе­релить ее в другой сосуд); классификации - способность группировать по какому - либо при­знаку; сериации - способность располагать набор элементов в соответст­вии с имеющейся связью. Развитие речи. Изучение речи становится целенап деятел-ю.Знакомится с новым видом речи - письменной, которая бо­лее произвольна, ее легче понимать, но это более сложная форма речи. Развитие восприятия.В период дошк возраста складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Происходит развитие представлений. Развитие внимания. Оно становится произвольным. Развивается объем, устойчивость, переключаемость и концентрация. Развитие памяти. развитие произ­вольной памяти. Главной особенностью развития когнитивной сферы мл шк является переход псих познават процессов на более высокий уровень: произвольности псих процессов, форм-и логического мышления и обучения письменной речи. Эмоционально-личностная сфера. По мнению Д.Б. Эль­конина в мл шк возрасте у детей, наблюдается обобщение пе­реживаний, связанных с оценкой окружающих, развитие самоконтроля. По мнению И.В.Дубровиной три группы трудных детей, агрессивные дети.- эмоц-расторможенные (слишком бурно реагируют). - застенчивые, обидчивы, тревожные (слишком сдерживают эмо­ции).Характер проявления эмоц реакций связан с типом темперамента.Общим для этих групп является то, что эмоц реакции но­сят защитный, компенсаторный характер. Учитель должен: научить детей адекватным формам реагирования на ситуации;Самооценка мл шк зависит от оценок учителя. Низкой самооценке способствуют и низкие оценки других учени­ков. Ребенок переносит их на оценку своей личности. Учитель должен диф­ференцировать свой подход к ученикам, используя для этого разные прие­мы подкрепления.

 

 

№ 21 трудностей обучения в начальной школе их коррекция и профилакт Проявл - в неразвитости познават интересов; отсутствии познават мотиваций; ребенок не осознает целей и смысла уч деят;недостаточно развита позн активность (низком ее уров­не).Причинами трудностей в учебе:Недостатки в подготовке к школе.Соц-пед запущ. Длительная псих депривация. Состояние здоровья ребенка.

Запаздывание в развитии отдельных псих функций. Двигательные нарушения. Эмоц расстройство. Эти причины можно назвать факторами «риска». На состояние успеваемости и поведения реб отражаются особенности межличностных отношений учащегося. Отверже­ние реб сверстниками или его самоотвержение приводит к глу­боким негат переживаниям, к. деформируют его личность. Коррекция и профилактика шк трудностей должна вклю­чать: целенап воздействие на семью; лечение и проф сомат расстройств;коррекцию интел-х, эмоц и личн на­руш; создание нормального псих климата в уч коллективе, нормализацию межлич отношений.

Дети, со школьными трудностями, нуждаются в коррекции характе­ра, психики, отношения к миру и окружающим. Коррекции должно предшествовать изучение ребенка - выявление сильных и слабых сторон личности. Наблюдение (уроки, перемены, свободное общение); анализ характера и результатов уч деят беседы с родителями и самим реб. В результате устанавливаются причинно-следственные связи. Основу корр-восп работы составляет установка на эмоц - лич концепцию обуч и восп в противоположность авторитарно-дисц-ному.Средствами пед коррекции являются: понимание ребенка сочувствие; умение снимать псих напряжение; Методы: метод личностной перспективы, доверие к ребенку; анализ конф ситуаций; личный пример; полож стимул-е мотивов учения; подчеркивание самых маленьких достижений; полож от­ношение к его усилиям, использ наглядных опор в обучении; метод поэтапного форм умств действий. Правила корекц работы с трудными детьми:

установить доверит контакт;создавать ситуации успеха, опираясь на успешную деятельность и интересы;не ругать и не стыдить перед другими детьми;анализ поступки не вообще, а в конкретных ситуа­циях;не перекладывать на плечи ребенка свои трудности и меньше жало­ваться на них ребенку; не демонстр нетерпимость, раздраж, не унижать, проявлять душевную чуткость и искреннее желание помочь ему;в беседе с род не впадать в поучительный тон, строить беседу на равных;

 

 

№2 Неуспевающие мл. школь причины Псих причины неуспеваемости мл школьников:Недостаточная готовность к школьному обучению. Неуверенность в себе, повышенный конформизм. Оценка достижений не по реальному продвижению в учебе, а по успеваемости (в сравнении с лучшими учениками). Средний общий подход к успеваемости, мешающий оценить воз­можности каждого ребенка. Сложность учета индивидуальных потребностей и возможностей всех детей.Отсутс спец работы при обучении нестандартных де­тей. Настроенность учителя на определенную методику урока, которая может не отвечать потребностям детей.Неспособность учителя гибко изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Влияние среды тем больше, чем моложе ученик. Для неуспевающих детей важны поддержка, внимание, ласка родителей и учителя. Для способ­ных - положительное отношение родителей к образованию. А.М.Гельмонтом выделены причины неуспеваемости трех категорий мл школьников:1. категория - глубокого и общего отставания. – 2. частичная, но устойчивая неуспеваемость.3- эпизодическая неуспеваемость. Причины первой категории: физ дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отсутствие работы родителей, недостатки воспитания (лень, недисциплиниро­ванность) и слабое умственное развитие. Для второй:

отсутствие преемственности в обучении, недостаточный интерес ученика к предмету, слабоволие. Для третьей:недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на них, нерегулярное выполнение домашних заданий.

 

№ 18межличностные отношения мл школьника с учителем и однокл

По мере освоения школьной действит-и у ребенка складывает­ся система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредст­венные эмоциональные отношения со сверстниками и учителем. Развитие общения со сверстниками способствует формированию но­вой стадии эмоционального развития - способности к эмоциональной де-центрации (способность воспринимать чувство другого человека). В 5-7 лет - друзья это те, с кем ребенок сидит, кого видит чаще дру­гих. Выбор друга определяется внешними причинами: сидят вместе или живут. Дружеские отношения непрочны. В 8-11 лет - друзья - кто помогает, отзывается на просьбы, разделяет интересы.В 9-10 лет - дети острее переживают замечания, сделанные при свер­стниках. Они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и сверстников. Неудовлетворительное положение среди сверстников переживается ребенком остро и бывает причиной неадекватных эмоциональных реакций(грубости, дразнит). Важным явл отношения с учителем. Авторитет учителя основан на его личн качествах, а не професс. Подражают авторит взрослым, к 3-4 кл начин подраж авторит сверстн.

 

 

№4 Проблема мотивации учебной деятельности младшего школьника

Н.В. Пророк выявлены1. Познават: а)по содержанию,б)процессу учения.

2. Соц-е:а) широкие - долга и ответств,б)мотивация благополучия - стремление получить одобрение учителя, родителей, одноклас-в, получить хорошие отметки, в)позиционные мотивы, избегание неприятн. Соц мотивы. В 1 классе доминир мотивом и в течение 1 года обучения явл статусный или позиционный мотив «быть учеником». Мотив хорош отметки. Более чем у половины мл шк-в, это ведущий мотив. Мотив утверждения в коллективе класса, стремление к превосход­ству и признанию сверстниками. Вначале обучения мотив превосходства (быть лучше всех) преобладает, что свидет об эгоцент-ой позиции реб. уровни мотивации учения. Выс уровень мотивации учения хара-я: ориентацией на содержательно-познават сторону шк жизни, преобладают процессуальные мотивы, мотив - отметки. Среди значимых: мотив соц и учебный. Высокий уровень познават активности. Мотивы устойчивы. (33%)Средний уровень (36%) ориентация и на формально-внешнюю и на содержательно - уч сторону шк жизни; среди реально-действующих преобладают процессуальный, игровой и избегания неприятностей. Средний уровень познават активности. Мотивы уче­ния неустойчивы.Низкий уровень (33%) ориентация на формально-внешнюю сторону шк жизни (интерес к атрибутике, к играм и развлечениям); к реально - действующим - мотивам относится мотив избегания неприятностей, к значимым - игровой и социальный. Познават активность низкая. Пути решения: с детьми низкого и среднего уровня следует придерживаться тактики достижения полимоти­вированности учения; с детьми с высоким уровнем во втором по­лугодии можно больше опираться на познавательные мотивы учения. Для форм-я положит мотивов учения у 6 леток необходимо проводить комплексную работу на развитие по-требностно - мотивац, интел-й, эмоционально - волевой сфер личности при гуманистическом отношении учителя к детям. Важнейшие потребности 6-леток - это потребности в признании и одобрении, в полож-х эмоц-х контактах, общении, само­утверждении, новых впечатлениях. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специф способностей или недостаточного запаса знаний. В обратном направлении этот механизм не работает (т.е. высокий уровень способностей не способен компенсировать низкую познавательную мотивацию или ее отсутствие).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: