Материально-техническое обеспечение Службы связи ВМФ СССР в года Великой Отечественной войны




А. А. Глущенко

Всесторонний анализ снабжения оборонных ведомств России в годы Первой мировой войны техникой, вооружением и боеприпасами позволил экономистам и историкам сделать вывод о том, что "для удовлетворения потребностей армии из запасов мирного времени пришлось бы образовывать эти запасы по каким-то сверхнормам, и что вообще снабжение армии должно базироваться, главным образом, не на запасах, а на промышленности, соответствующим образом развитой в мирное время и мобилизуемой по известному плану во время войны".[1] Исходя из данного положения, проследим насколько оно было учтено советским политическим и военным руководством накануне и в годы Великой Отечественной войны, а также (по умолчанию) предоставим материал для размышлений руководителям различного управленческого уровня современной России.

Промышленность средств связи СССР, как военного, так и гражданского назначения, накануне Великой Отечественной войны была представлена 31 предприятием, входившими в структуру 28 наркоматов. Из указанного перечня заводов только 16 производили оконечные средства (телефонные и телеграфные аппараты, микротелефонную гарнитуру) и аппаратуру каналообразования (приёмо-передающие и коммутационные средства), а остальные 15 – источники питания, электровакуумные приборы, кабельную продукцию, электро- и радиоматериалы.[2] При этом бóльшая часть предприятий незадолго до начала Великой Отечественной войны (17 апреля 1940 года) вошла в состав вновь образованного Народного комиссариата электропромышленности (НКЭП).[3] Состав и география наиболее значимых отечественных предприятий слаботочного производства выглядели следующим образом: завод №2 (г. Москва), №3 (г. Александров), №8 (г. Ленинград), №14 (г. Харьков), №191 (г. Щёлково), №193 (г. Харьков), №195 (г. Саратов), №197 (г. Горький), №203 (г. Москва), №208 (г. Ленинград), №209 (г. Ленинград), №210 (г. Ленинград), №211 (г. Ленинград), №512 (г. Люберцы), "Красная заря" (г. Ленинград), "Москабель" (г. Москва), "Электропровод" (г. Москва), "Севкабель" (г. Ленинград), "Электрокабель" (г. Кольчугино), Электромеханический завод НКЭП (г. Калуга), Электротехнический завод НКПС (г. Ростов-на-Дону), Электротехнический завод им. Ф. Э. Дзержинского НКПС (ст. Лосиноостровская).

Общее состояние промышленности средств связи СССР в предвоенные годы характеризовалось следующими количественными и качественными показателями.

Во-первых, из-за недостаточного финансирования отрасли, она ни по количеству предприятий, ни по их производственным мощностям, а следовательно, и по объёмам производства, не могла обеспечить потребности народного хозяйства, оборонных ведомств и социальной сферы страны.[4]

Во-вторых, география предприятий средств связи и отсутствие заводов-дублёров не обеспечивала их мобилизационную безопасность. Из числа наиболее крупных 16 заводов связного профиля 8 располагались в 30 км от советско-финляндской границы (Ленинград), 4 – в пределах Московского региона и по одному в Горьком, Харькове, Воронеже и Калуге.

В-третьих, номенклатура заказываемой оборонными ведомствами продукции средств связи отличалась неоправданной многотипностью, что при слабости научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы промышленности приводило к недопустимому увеличению сроков внедрения в серийное производство новых образцов техники связи.[5]

В-четвёртых, при соответствии многих инженерно-технических идей, заложенных в новые образцы техники связи, мировому уровню развития науки и техники, из-за технологической отсталости отечественного производства, низкого качества комплектующих элементов (конденсаторов, резисторов, катушек индуктивности, переключателей, электровакуумных приборов) и культуры производства принимаемая на вооружение аппаратура по своим характеристикам уступала аналогичным зарубежным образцам.

Говоря о вооружении корабельного состава и береговых частей и объектов флота средствами радиосвязи, следует отметить, что производство радиовооружения для Военно-морского флота (ВМФ) СССР в преддверии Великой Отечественной войны осуществлялось радиозаводами Главного управления радиопромышленности (Главрадиопром) НКЭП: №210 (им. Козицкого, Ленинград), №208 (им. Коминтерна, Ленинград), №197 (им. В. И. Ленина, Горький), №193 ("Укррадио", Харьков), №2 (Москва) и №3 (Александров). К началу 1941 года основные организационные вопросы в радиоотрасли были урегулированы, отработаны образцы выпускаемой предприятиями продукции, произведено профилирование заводов, что являлось важной предпосылкой для плановости в работе радиопромышленности. Кроме того, с начала 1941 года радиозаводы были приравнены по снабжению к заводам 1-й очереди, что в значительной мере должно было способствовать ритмичности работы и выполнению плановых заданий.[6]

Работа радиозаводов НКЭП СССР по обеспечению ВМФ средствами связи и наблюдения в 1-м полугодии 1941 года характеризовалась следующим образом:

– завод №210 являлся крупнейшим радиопредприятием СССР и основным поставщиком морских радиостанций. Предприятие располагало производственными площадями в 60000 кв. м, обширным станочным парком и высококвалифицированными специалистами. 70–80% объема выпускаемой заводом продукции шло на удовлетворение заказов Управления связи ВМФ, годовой объем по линии которого в денежном выражении достигал суммы в 30–35 млн руб. За первое полугодие 1941 года завод выпустил 98 комплектов радиопередатчиков: "Шторм-М" (15 комплектов), "Шквал-М" (13), "Бриз-М" (14), "Бриз-МК" (8), "Скат" (16), "Щука" (10), "Окунь" (22), 13 комплектов радиостанций с комбинированным диапазоном для торпедных катеров "Ёрш", 27 комплектов радиоприёмников "Гроза", "Пурга", "Вихрь", 100 щитков УР, выполнив план на 130,8%. Значительное количество аппаратуры было выпущено, кроме этого, для покрытия потребностей нового судостроения;

– завод №208 к началу 1941 года специализировался, главным образом, на изготовлении подвижных армейских радиостанций ("РАТ" и "РУС-1"). К этому времени он представлял из себя быстрорастущее предприятие и можно было полагать, что с введением в строй нового сборочного цеха (уже выстроенного) объем выпускаемой продукции должен был заметно вырасти. Заказы предприятию на морскую радиоаппаратуру по линии Управления связи ограничивались лишь корабельными радиостанциями "Бухта" и береговым передатчиком "МРК-15", разработанным на заводе и запущенным в производство в 1941 году. Кроме того, морские радиопередатчики заказывались заводу по линии Наркомата обороны и Наркомата внутренних дел, а Управление связи ВМФ получало от завода необходимое количество радиостанций "РАТ" и "РУС-1". За первую половину 1941 года завод выполнил план поставок по заявкам Управления связи ВМФ на 101,9%. За это время было принято: "МРК-15" (1 комплект), "РАТ" (7), "Бухта" (27) и "РУС-1" (5);

– завод №197 имел ярко выраженный профиль предприятия общевойсковой ("РАФ", "РСБ") и авиационной ("РСБ", "РСБМ") радиоаппаратуры. К началу войны завод являлся крупным мощным радиотехническим предприятием с ярко выраженной перспективой дальнейшего расширения производственных площадей и объёмов производства. В первой половине 1941 года план поставок предприятия по заказам Управления связи ВМФ был выполнен на 73%. К этому времени от завода было принято "РАФ-авто" (8 комплектов), "РСБ"-авто (25) и "5-АК"-авто (31).

– завод №193 специализировался на изготовлении слежечной и радиопеленгаторной аппаратуры общеармейских образцов и являлся, по существу, небольшим предприятием, с трудом выполняющим плановые показатели. Из заказов Управления связи ВМФ завод поставлял радиопеленгаторы типа "Бурун". За первую половину 1941 года завод выполнил план поставок изделий по линии Управления связи ВМФ на 95,2% (в основном за счет выпуска "старой", ранее освоенной продукции – "45-ПК-1"). В первом полугодии 1941 года заводом были поставлены флоту "45-ПК-1" (317 комплектов), "Чайка" (8), "Бурун" (3), "51-ПЛ-1" (10), "55-ПК-3А" (2).

– поставка для нужд оборонных ведомств радиостанций малой мощности (типа "РБ") Главрадиопромом была возложена на завод №203 (имеющий большой опыт производства) и на завод №3, специализировавшийся ранее на выпуске широковещательных радиоприёмников. Это сказалось на сроках и объёмах поставок радиоаппаратуры указанными предприятиями: завод №203 выполнил план первого полугодия 1941 года на 100%, а завод №3 из плановых заданий на 500 комплектов радиостанций не поставил ни одной, так как перепрофилирование предприятия шло с большим трудом.

Суммарное выполнение плана поставок радиоаппаратуры для ВМФ в 1-м полугодии 1941 года в денежном выражении выглядело следующим образом:

– запланировано – 20119,0 тыс. руб.;

– поставлено – 22323,2 тыс. руб.;

– процент выполнения – 110,9%.

С 1939 года корабли и береговые объекты флотов начали перевооружаться новейшей техникой радиосвязи серии "Блокада-II". В целом отечественная промышленность к июню 1941 года имела производственные мощности радиостроения, позволявшие обеспечить ежегодный выпуск до 125 комплектов мощных радиостанций, до 500 комплектов радиостанций средней и малой мощности и до 250 радиоприёмников различного назначения.[7] К 22 июня 1941 года степень укомплектованности кораблей и частей ВМФ средствами радиосвязи, по документам Управления связи ВМФ, была вполне удовлетворительной, а средствами электролинейной связи – примерно на 75–80%.[8]

Однако ввиду того, что промышленность медленно осваивала новые образцы радиоаппаратуры и выпускала их в виде опытных партий и в небольших количествах, эти поставки шли на удовлетворение потребностей исключительно нового кораблестроения и замены старых образцов радиоаппаратуры при капитальном ремонте кораблей. В остальном же для покрытия потребности в отдельных средствах связи Управление связи ВМФ вынуждено было идти на заказ промышленности аппаратуры устаревших типов (серия "Блокада-I"), имеющих уже отлаженный технологический процесс производства и необходимый запас комплектующих. Например, из образцов радиоаппаратуры "Ураган-М", "Бриз-МК", "Рейд-М", "Вихрь", "Пурга" и "Гроза" по плану заказа 1940 года промышленностью ни одного комплекта флоту поставлено не было; по большинству из них шло отставание и в первом полугодии 1941 года. Вместо новых радиостанций "Рейд-М" и "Ёрш" довольствующие органы флота заказывали промышленности устаревшие образцы "Рейд" и "Штиль-К".[9]

Таким образом, положенной по табелям комплектации новой радиоаппаратурой корабли и части ВМФ в полной мере укомплектованы не были, и их часто заменяли устаревшими типами. В итоге на кораблях и в частях на вооружении находились десятки разнообразных по устройству, мощности и диапазону средства радиосвязи – 17 типов радиопередатчиков (из них 9 корабельных типов), 13 типов радиоприемников (из которых 8 корабельного типа), 12 типов гидроакустической аппаратуры связи и наблюдения.[10] Состояние укомплектованности кораблей и частей средствами связи и наблюдения к началу Великой Отечественной войны приведено в табл. 1.

Таблица 1

Укомплектованность кораблей и частей ВМФ средствами связи согласно утвержденных номенклатур*

  Номенклатура Показатели укомплектованности
требуется на 1941 г., шт. имеется на 19.6.1941 г., шт. планируется получить в 1941 г., шт. недостает, шт
радиопередатчики
Шторм-М        
Шквал-М        
Бриз-М        
Щука        
11-АК        
РБ        
радиоприемники
Гроза        
Вихрь        
радиопеленгаторы
Бурун-П        
Бурун-К      
радиолокационные станции
РУС-2      
гидроакустические средства
Марс-8        
Марс-12        
Марс-16        
Сириус        
Тамир        
средства электролинейной связи
Коммутатор Р-20        
Коммутатор Р-60        
Аппарат УНА-И        
Аппарат УНА-ФИ        
светосигнальные приборы
Фонарь СП-250        
Фонарь СП-95        

* ЦВМА Ф. 9. Оп. 1. Д. 987. Л. 253.

 

Хотя с 1939 года Управление связи приступило к созданию неприкосновенного (НЗ) и мобилизационного (МЗ) запасов средств связи и наблюдения, к 1940 году накопленные запасы оказались весьма небольшими, не удовлетворявшими и 30% необходимой потребности флотов и флотилий. В первом полугодии 1941 года процент обеспеченности запасами был несколько повышен. В итоге на складах связи флотов и флотилий к началу боевых действий имелись запасы средств связи и наблюдения общим количеством более 300 железнодорожных вагонов; кроме того, до 395 вагонов связного оборудования хранилось на центральных складах (главным образом, в Ленинградском военном порту).[11] Однако, по данным Группы контроля при НКВМФ, состояние работы по формированию запасов едва ли можно назвать удовлетворительным (табл. 2). Как отмечалось в акте проверки, "...неприкосновенный запас ни по одному виду аппаратуры полностью не заложен, а к созданию мобилизационных запасов, по существу, еще не приступали".

Таблица 2

Количественные показатели работы по формированию неприкосновенного и мобилизационного запасов*

  Наименование аппаратуры Показатели работы по НЗ Показатели работы по МЗ
требовалось заложить, ед. заложено на 1.6.1941, ед. требовалось заложить, ед. заложено на 1.6.1941, ед.
по 17 типам РПДУ        
по 7 типам РПУ        
по 2 типам пеленгаторов        
по 9 типам ГАС        
по 2 типам ТФ станций        
по 3 типам ТГ апп-тов        
по 3 типам ТФ апп-тов        

* ЦВМА Ф.9. Оп. 1. Д. 987. Л. 254.

 

На рассвете воскресного дня 22 июня 1941 года Советский Союз подвергся агрессии со стороны Германии. На основных участках советско-германской границы немецкие войска начали боевые действия в 3 часа 15 минут. С первыми залпами немецкой артиллерии началось осуществление "плана Барбаросса"[12], предусматривавшего исчезновение СССР с карты мира через 4–6 недель после начала войны. В первые же дни в войну против СССР на стороне Германии вступили Румыния, Финляндия, Италия; а в июле к ним присоединилась Венгрия. Военные действия на границе с Финляндией начались 29 июня, на границе с Румынией – 1 июля.

Итоги летне-осенней кампании 1941 года для СССР были катастрофическими. Уже в первые месяцы войны Красной армии пришлось оставить Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, западные части Украины. 1 сентября немцы взяли станцию Мга, и Ленинград оказался в кольце блокады. 16 сентября советские войска оставили Новгород, а немцы перерезали в районе г. Чудово Октябрьскую железную дорогу, соединявшую Москву с Ленинградом. Пал 19 сентября окружённый Киев, 16 октября – Одесса, 24 октября – Белгород, 25 октября – Харьков, 2 ноября – Курск, 16 ноября – Керчь. Однако, благодаря большой организаторской работе политического руководства страны, мужеству и героизму бойцов и командиров армии и флота, удерживающих рубежи обороны до последней возможности, мобилизации всех внутренних ресурсов на отпор врагу германский план молниеносной войны был сорван.

В результате потери важнейших административно-экономических центров и регионов к концу 1941 года страна потеряла треть железнодорожных путей, треть самого плодородного клина пахотной земли, имея теперь хлеба и мяса на душу населения вдвое меньше, чем до войны. Производство жизненно важных для военной индустрии алюминия, меди, марганца упало на две трети. Потеря трёхсот военных заводов привела к резкому сокращению поступления в армию и на флот снарядов, мин, бомб, в том числе и средств наблюдения и связи. Кроме того, летне-осенняя кампания 1941 года характерна не только потерей экономически важных регионов и объектов, но и масштабными потерями военной техники и вооружения, разрушением линий и узлов связи.

Сокращение объёмов производства средств связи произошло также из-за эвакуации предприятий слаботочной промышленности на Восток страны. 11 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) СССР принял Постановление об эвакуации промышленных предприятий Ленинграда. Аналогичные постановления ГКО были приняты и по другим предприятиям слаботочного сегмента электропромышленности. Экстремальные условия эвакуации, недостаточная её продуманность и низкая эффективность руководства ею, большой объём оборудования, комплектующих и персонала, подлежащий эвакуации, приводили к тому, что это сложнейшее мобилизационное мероприятие было выполнено руководством как центральных властных структур, так и директорами большинства предприятий с большими упущениями. Представляется, что во многом несовершенство мобилизационных планов можно объяснить ошибками в идеологии и оборонной доктрине СССР, не предусматривавших ведения боевых действий на своей территории, а тем более захват её противником.

Из-за несовершенства мобилизационных планов эвакуация предприятий на Восток страны происходила в авральном режиме, прибывшие заводы размещались в местах новой дислокации на площадях, не приспособленных для полноценного производственного процесса, не обеспеченных иногда потребными мощностями электросетей. Так, в результате неорганизованности и лимита времени на подготовку к перемещению вглубь страны, комплект инструмента и приспособлений, необходимых для производства морских радиостанций заводом №210 были вывезены разрозненно; станочное оборудование прибыло к новому месту дислокации завода некомлектно. Если учесть при этом весьма ограниченные размеры производственных площадей (здания Педагогического института и городского кинотеатра площадью 14000 кв. м вместо прежних 60000 кв. м), полученных заводом в г. Омск, разбросанность их по различным районам города и полнейшую неприспособленность предоставленных площадей под монтаж станочного оборудования, станут понятными причины, почему завод – основной поставщик радиооборудования для ВМФ – на долгое время фактически вышел из строя.

Более организованно эвакуировался в г. Новосибирск завод №208. Получение более приспособленных для производства помещений (здания Педагогического института, Сельскохозяйственного института и мебельной фабрики) и оперативность в работе руководства завода позволили ему, наряду с оборудованием цехов, приступить к сборке радиостанций из деталей, вывезенных из Ленинграда. С ноября 1941 года завод №208 постепенно начал подавать свою продукцию заказчикам.

Позже всех предприятий эвакуировался в г. Кисли завод №193, который вывез из Харькова бόльшую часть станочного оборудования. Единственным заводом, не подвергнувшимся эвакуации, являлся завод №197 (г. Горький), на который и легла задача частичной компенсации недоданной другими заводами продукции.

Падение объёмов производства военной техники и вооружения продолжалось до конца года. Выпуск самолётов сократился с 2,3 тыс. в сентябре до 627 в ноябре. С лета 1941 года отправлена на фронт лишь половина запланированного количества танков. Объём валовой продукции промышленности уменьшился в 2,1 раза. В связи с эвакуацией на Восток страны радиотехнических и электротехнических заводов, войска Красной армии и силы флота испытывали острый дефицит в средствах связи. Например, по заявке НКО СССР в НКЭП на поставку к 5 июля 1941 года 8100 полевых телефонных аппаратов промышленность смогла предоставить лишь 1957 (41%), из запрошенных 130 коммутаторов было поставлено лишь 49 (38%), на поставку 6000 км телефонного кабеля ПТФ-7 и 1300 км телефонного кабеля ЛПТК промышленность смогла поставить только 2385 км (39%) и 320 км (24,6%) соответственно.

В первые недели и месяцы войны Управление связи ВМФ и отделы связи флотов и флотилий столкнулись с рядом трудностей в обеспечении командования средствами связи и наблюдения.

Так, развитие боевых действий преимущественно на суше и в прибрежных районах морей, рек и озёр привело к необходимости интенсивного формирования различных сухопутных и береговых частей ВМФ, а это, в свою очередь резко повысило потребность в полевых средствах связи (полевые радиостанции, полевые телефоны и коммутаторы, полевой кабель, элементы питания). Имевшихся на местах и подаваемых из Центра запасов по отдельным типам средств связи оказалось недостаточно. Резко возросла потребность штабов в подвижных радиостанциях (особенно на автомобильных шасси), применение которых в предвоенные годы для управления силами не практиковалось. Отмобилизование гражданских судов в количествах гораздо бóльших, чем предусматривалось предвоенными мобилизационными планами, также создало трудности в их вооружении средствами связи и наблюдения. Оказалась также на низком уровне мобилизационная готовность этих судов – значительная часть их поступила на флот вовсе не имея средств связи или оборудованных устаревшей разнотипной техникой. Дополнительные трудности в материально-техническом обеспечении флотов и флотилий в начальный период войны были вызваны также перебазированием как флотских тылов, так и промышленности вглубь страны.[13] Из-за этого резервы Управления связи, вывезенные из Ленинграда, не могли быть оперативно переданными флотам, а пополнение запасов путем поставок от промышленности прекратилось.

Несмотря на сложившиеся трудности, Управлению связи все же удалось провести отмобилизование флотов и обеспечить управление силами в боевых действиях на море и на суше. С началом войны флотам и флотилиям было передано значительное количество средств связи из запасов Центра (более 500 комплектов радиостанций и радиоприемников, 95 комплектов телеграфной аппаратуры, 216 коммутаторов полевых, около 2000 полевых телефонов, свыше 7000 км полевого кабеля). Недостаток полевых средств связи на флотах покрывался за счет рационализации на местах и мобилизации местных ресурсов, ремонтом и введением в действие техники связи устаревших образцов, изготовлением полевых средств и материалов связи местными силами и средствами (простейшие радиостанции, полевые телефоны из аппаратов МБ, использование в качестве полевого кабеля железных проводов и даже колючей проволоки, железных тросов вместо медного канатика). Для обеспечения потребностей в подвижных радиостанциях на местах (БФ) широко практиковалось оборудование имевшихся в распоряжении отделов связи радиостанций на автомобильных шасси предоставленных в их распоряжение автомобилей.

По заданию Управления связи ВМФ в помощь отделам связи флотов и флотилий НИМИСТ разработал ряд инструкций: "Изготовление маломощных радиостанций", "Изготовление радиостанции на две фиксированные волны", "Инструкция по быстрому развёртыванию радиоузлов" и др.[14]

О реальных возможностях заводов по выполнению заключенных ранее договоров в стоимостном выражении на поставку средств связи для ВМФ свидетельствует, в частности, табл. 3.

Благодаря принятым решительным мерам, с декабря 1941 года падение промышленного производства в стране удалось остановить, а с марта 1942 года – начать быстрое его наращивание. Однако возросшие масштабы производства самолётов и танков потребовали, в свою очередь, оснащения их радиостанциями. В этих условиях радиопромышленность, работавшая на пределе производственных мощностей в мирное время, не смогла справиться с новыми масштабами производства. В сложившейся ситуации НКЭП, учитывая удовлетворительное состояние радиовооружения кораблей ВМФ, резкое сокращение программы военного кораблестроения на 1942 год, а также трудности с производственными мощностями радиотехнических предприятий и их кадровым составом, резко сократил выпуск морских радиостанций, и особым Постановлением ГКО СССР переориентировал завод №210 на изготовление танковых и самолётных радиостанций. Неоднократные обращения наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова в НКЭП, СНК и лично к И. В. Сталину (декабрь 1941) с озабоченностью по поводу прекращения производства радиоаппаратуры для флота ощутимых результатов не дали.

Таблица 3

Сведения о поставках промышленностью СССР средств связи для ВМФ за период с 1.7.1941 г. по 31.12.1941 г.

Название предприятия Сумма по договору, тыс. руб. Фактически поставлено, на тыс. руб. Процент выполнения
Завод №210     13,6
Завод №208      
Завод №197     15,4
Завод №193 3013,7   15,1
Завод №2 242,7 242,7  
Завод №3     18,2
Завод "Электросигнал" 2937,5 48,3 1,5
Завод №209 60,8    
Всего     15,13

* ЦВМА Ф. 9. Оп. 1. Д. 994. Л. 173.

Если к началу второго квартала 1942 года промышленность средств связи начала работать в целом ритмично и заводы приступили к плановому выпуску продукции, то заводы-смежники ставили под угрозу выполнение этих планов. Наиболее неблагоприятное положение сложилось в электровакуумном секторе производства. Из-за неналаженности работы ламповых заводов выпуск их продукции значительно сократился, несмотря на все возрастающую потребность в них. Проблемы с поставками радиоламп лихорадили радиотехнические заводы до конца войны. Не менее тяжелое положение сложилось со снабжением преобразователями напряжения и двигателями внутреннего сгорания для мобильных радиостанций.

Для обеспечения ВМФ радиоаппаратурой специальным указанием начальника связи ВМФ был проведен скрупулезный переучёт дефицитных деталей на складах и в частях флотов и флотилий с целью оказания помощи промышленности недостающими комплектующими.

Общая картина материально-технического обеспечения кораблей и частей ВМФ в годы войны средствами связи различных родов, видов и типов выглядела следующим образом.

Мощные (1 кВт и более) радиостанции. К данной номенклатуре относились радиопередатчики типа "Ураган", "Ураган-М", "Шторм-М" и их предшественники "Шторм" и "Скат", количество которых к началу войны равнялось примерно 100 комплектам, установленным на кораблях (40%) и береговых объектах (60%). С началом войны производство данных радиопередатчиков прекратилось и, по существу, до конца войны возобновлено не было. Несмотря на отсутствие новых поступлений, обеспеченность ВМФ данным типом аппаратуры оставался довольно высокой, так как, с одной стороны, убыль радиостанций не всегда вызывала равноценную потребность в них, с другой стороны, прекращение тяжелого судостроения в годы войны не актуализировало производство мощных радиопередатчиков для вооружения новых кораблей. При необходимости морские радиопередатчики данного типа могли быть заменены общеармейской радиостанцией "РАТ", хотя ее поставки для нужд флота в годы войны были единичными.

Учитывая неизбежность возобновления мощного кораблестроения, вооружения восстановленных узлов связи на освобождаемых территориях, повышения надёжности связи с подводными лодками Управление связи ВМФ предпринимало меры по возобновлению производства мощных радиостанций. В результате ходатайств НКВМФ, ГКО обязал НКЭП организовать работы по производству мощных (15 кВт и более) береговых радиостанций, были поданы заявки на получение мощных импортных береговых радиопередатчиков, в соответствии с решением ГКО НКЭП получил задание на изготовление опытных образцов с перспективой дальнейшего серийного производства корабельных радиостанций "Скат-И" (КВ диапазон) и "Шторм-И" (КВ-ДВ диапазон).

Радиостанции средней (0,5 кВт) мощности. К основным типам этой группы радиостанций из имевшихся на вооружении ВМФ (более 600 комплектов) относились "Шквал", "Щука", "РАФ" и "11-АК", из которых треть находились на кораблях и две трети – на узлах связи. Степень укомплектованности данным типом радиостанций как в предвоенное время, так и в годы войны была удовлетворительной. Боевая убыль радиостанций не вызывала напряженности с их недопоставками, так как тяжёлое кораблестроение с началом войны было свернуто. На береговых объектах эти радиостанции оставались в течение всей войны материальной основой организации всех межбазовых сетей и направлений, связи с кораблями в море и с авиацией в воздухе. В силу этого война привела к росту потребностей флота в этих радиостанциях для обеспечения береговой связи, а возможности их получения от промышленности были весьма ограничены.

Если в начальный период войны некомплект этих радиостанций для берега достигла 186 единиц, то в результате подачи промышленностью для флота за 2,5 года 188 комплектов радиостанций типа "РАФ" и "11-АК", к 1944 году некомплект был существенно уменьшен и даже появилась возможность создавать резервы на дополнительное развертывание и компенсацию убыли. Старые радиостанции "11-АК", несмотря на изношенность, оказались технически надёжными и в большинстве своём не подлежали замене на новые "РАФ".

В результате конструкторской доработки радиостанции "РАФ" был создан её корабельный вариант под шифром "Дельфин". Мощность передатчика этой радиостанции была несколько меньше корабельных передатчиков "Щука" и "Шквал", но КПД был выше за счёт лучшего согласования выходного каскада с корабельными антеннами. Серийный выпуск радиостанции "Дельфин" планировался на конец 1944 года и предназначался для обеспечения нового судостроения.

Помимо работ по доработке радиостанции "РАФ" к корабельным условиям эксплуатации, Управлением связи ВМФ и НИМИСТ были разработаны ТУ на аналогичные работы по применению армейских радиостанций "Жук" (завод №210) и "Клапан" (завод №327). Последний шаг преследовал и другую, перспективную цель, – сохранить научные, производственно-конструкторские и экономические связи с заводами-изготовителями.

Радиостанции малой (от 25 до 100 Вт) мощности. Исключительно высокую надежность при технической эксплуатации за годы войны показала радиостанция "Бухта", являвшаяся самой массовой радиостанцией на всех кораблях и во многих береговых частях. Эта радиостанция была единственной, производство которой не прекратилось в годы войны (завод №208). Столь высокая ее популярность объясняется, отчасти, еще и тем, что разработанные на смену ей радиопередатчики "Бриз-М" и "Бриз-МК" в довоенное время были изготовлены в небольшом количестве, а с началом войны выпуск их прекратился вовсе. Радиопередатчик "Бухта" образца 1942–1944 годов все же имел отличия от своего предшественника – он имел мощность почти в 2 раза большую, более высокую стабильность частоты и др.

Из общевойсковых радиостанций этой группы в течение войны выпускалась "РСБ", уступавшая по мощности передатчику "Бухта", но вполне его заменяющая во флоте. Она являлась материальной основой радиосвязи в СНиС, ВВС, ПВО, БО, морской пехоте и др. Проблема заключалась в том, что "РСБ", находившая широкое применение в звеньях управления Красной армии, для флота выделялась в единичных экземплярах.

В годы войны сложилась своеобразная обстановка с катерными радиостанциями. В связи с ростом количества катеров и расширением характера решаемых ими задач возникла потребностью в совершенствовании их радиовооружения. Находившиеся с довоенного времени на вооружении катеров станции "Штиль-К" не обеспечивали потребности управления в боевых условиях как по мощности, так и из-за лимита рабочих волн. Заменить устаревший "Штиль-К" в предвоенные годы на Ёрш" не получилось.

Кроме технического совершенствования катерных радиостанций в годы войны возросла и количественная потребность в них, достигшая к 1944 году 1625 комплектов. Так как с перепрофилированием производства завода №210 на выпуск армейской радиоаппаратуры поставки радиостанций "Ёрш" для флота были прекращены, для катерных условий была конструктивно приспособлена армейская радиостанция "РСБ". В итоге получилась корабельная радиостанция "Скумбрия". Новая радиостанция имела общий диапазон частот с радиостанцией "Бухта", несколько уступала ей по мощности, но значительно превосходила по этому параметру передатчики "Штиль-К" и "Ёрш".

На вооружении береговых объектов в качестве радиостанций малой мощности использовались "5-АК" и "РСБ".

За время войны на флоты и для нового судостроения было подано около 1500 комплектов радиостанций малой мощности. К 1944 году общее количество радиостанций "Бухта", "РСБ" и "Скумбрия" на флотах достигло 1612 комплектов, а с учетом более старых образцов "Ёрш" (113), "Штиль-К" (650), "5-АК" (732) и небольшого количества импортных радиостанций типа №9 и др., эта цифра равнялась 3690 единиц при потребности в 3629 комплектов.[15] С учетом радиостанций, подлежащих замене более современными и мощными, некомплект радиостанций малой мощности составлял 750 комплектов.

Подвижные радиостанции. К началу войны флоты располагали парком подвижных радиостанций на автомобилях в количестве около 200 штук. С начала войны характер боевых действий (преимущественно в прибрежной полосе, во взаимодействии с войсками Красной армии, маневренность и подвижность пунктов управления, воздействие противника с воздуха) привел к резкому росту потребностей в подвижных радиостанциях, поступление которых на флот ограничивалось, главным образом, недостатком автомобилей. Если удавалось получить автомобили, на них монтировались "Ёрш", "Бриз-МК", "Бухта", "Щука" (ЧФ, БФ). В течение 1943 года флот получил 20 радиостанций на автомобильном шасси, чем можно было обеспечить только самые необходимые потребности в управлении. Управление связи ВМФ заказывало Управлению связи Красной армии радиостанции "РАФ" и "РСБ", смонтированные в КУНГ, что облегчало их последующий монтаж на автомобильные шасси (если удавалось найти автомобиль). К 1944 году количество подвижных радиостанций ВМФ составляло 300 единиц, что не обеспечивало фактические потребности.

Полевые радиостанции. К началу войны потребность ВМФ в портативных полевых радиостанциях исчислялась в 1900 единиц, а фактическая обеспеченность составляла около 75% (на 33% за счет "РБ" и на 66% за счет "6-ПК").

С началом боевых действий потребность в полевых радиостанциях начала быстро расти, а вследствие неполной укомплектованности в предвоенное время и недостаточных поставок из Центра на флотах и флотилиях проявился "голод" на этот тип радиостанций. Потребность в них возрастала с каждым днем, а промышленность (заводы №641 и №590) ещё <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: