Нефинансовые основы финансовых систем




 

Без вовлечения финансовых ресурсов в процесс обслуживания интересов человека и общества финансовая система развивается по специально выработанным либо навязанным законам, обслуживая интересы владельцев капитала, оплативших её создание, а также государственного аппарата, её легализовавшего и поддерживающего на плаву даже в моменты объективно назревших кризисов, вызванных схлопыванием мыльных «пузырей», либо созданных искусственно в корыстных целях для незаконного получения прибыли на разнице валютных курсов или биржевых котировок на фондовых рынках. А это значит, что существующие финансовые системы (в основном, капиталистическая) направлены на формирование условий избыточного потребления, создание предметов, товаров и услуг, не имеющих отношения к насущным потребностям человека и оторванных от реальной экономики.

Современный капитализм (как и его российская современная противоестественная интерпретация) живет на поощрении страстей: а) жажды богатства; б) жажды потребления; в) безрассудная тяга к использованию кредитов и безответственное отношение к исполнению обязательств по ним при совершенно неадекватных условиях кредитных договоров. Соответственно, большинство людей, нацеленных на удовлетворение неоправданных сиюминутных капризов иметь желаемое «здесь и сейчас», оказались порабощёнными богатством, вещами и долгами, связанными с обладанием ими. Следовательно, чтобы такая экономика продолжала жить и приносила капиталистам прибыли, необходимо всячески стимулировать платежеспособный спрос. А для этого, в свою очередь, необходимо: а) стимулировать желание потреблять; б) обеспечивать народ деньгами для такого потребления. При этом допускаются потребности не только в жизненно необходимых благах, но также во благах, которые обеспечивают комфорт, роскошь, развлечения, а также в совершенно не жизненно необходимых товарах, но поддерживающих некий «социальный статус» обладателя, также навязанный воротилами бизнеса. В отличие от классического капитализма (с его культом потребления), финансовая система социально ориентированного общества, по нашему глубокому убеждению, должна функционировать исключительно для удовлетворения насущных потребностей человека с разумным уровнем потребления.

В свою очередь, финансы предприятия (по сравнению с государственными финансами) составляют основу финансовой системы страны, так как именно предприятия создают наибольшую долю валового внутреннего продукта.

В структуре основных функций финансов (распределительная, контрольная, регулятивная, стимулирующая) отсутствуют функции накопления, спекуляции, товарные. Последние функции были навязаны финансовой системе, но уже сегодня значительно нивелируют её основные функции. Основная роль, функция финансов заключается в стимулировании экономического и социального развития в государстве, в оптимизации распределения материальных ресурсов. Реализуется эта основная функция через финансовые институты, механизмы, инструментарий и субъекты хозяйствования, которые позволяют использовать экономические рычаги управления и контроля, методы хозяйствования, позволяющие реализовывать стратегии и программы общественного развития на всех уровнях управления – от кооператива, предприятия до региона и государства.

Рынок, искусственно созданный для условий наличия спекулятивного и заемного капитала, в условиях социально ориентированных предприятий, немонетарных методов хозяйствования утрачивает своё назначение, актуальность и, соответственно, финансовую власть.

Сегодня уже все признают, что сформированная в последние годы финансовая система пробуксовывает, не выполняет своих основных функций. Уже члены правительства заявляют, что необходимо начинать поиски новой линейки финансовых инструментов и механизмов взамен существующих. К этому мнению мы всецело присоединяемся и убеждены, что вышеназванный поиск необходимо начать с мировоззренческих критериев, с рассмотрения социально-экономических систем как целостных явлений, что значительно сузит поле поиска. Без обращения к глубокому обоснованию критериев, этими критериями могут являться:

рассмотрение финансовой системы как неотъемлемой части целостных социально-экономических систем;

поэтапный отказ от использования ростовщического капитала;

недопущение спекулятивной деятельности, то есть деятельности, не направленной на создание реального общественного богатства, на создание необходимых обществу продукции и услуг;

приоритет интересов государства, общества, собственников, человека над интересами распорядителя и владельца капитала, распорядителя механизма и инструментария финансирования;

ненанесение вреда человеку через финансирование создания вредных и опасных производств, экологически «грязных» производств;

запрет непроизводственного обогащения за счет использования активов, общественной собственности;

исключительно использование национальной валюты для внутренних и внешних целей субъектов хозяйствования;

максимальное обеспечение финансовой самостоятельности и независимости;

использование решений, механизмов исключительно для финансирования социально ориентированных проектов и программ.

 

Задачами, с которыми предстоит столкнуться для формирования и развития финансовой системы социально ориентированного общества, являются:

совершенствование законодательства в сфере регулирования всех видов финансовой деятельности;

широкое использование немонератных методов хозяйствования, начиная с территориальных и отраслевых образований и распространяя их на регионы и отрасли;

создание системы дифференцированных ставок налогообложения для различных видов финансовой деятельности при приоритете стимулирования деятельности на создание реального общественно-значимого продукта/услуги/деятельности;

создание целостной системы разнообразных источников финансирования, механизмов, инструментов и институтов, ориентированных на гармоничное развитие общества;

формирование элементов финансовой системы для организации финансирования социальных проектов и программ;

формирование инвестиционной и финансовой инфраструктуры для отраслевых и региональных партнеров;

формирование источников генерирования неростовщического капитала и инструментов обслуживания этого капитала;

создание комфортной финансовой среды для реализации проектов в отраслевых областях в сфере финансирования программ развития, обеспечения развития кооперативного сектора экономики;

формирование институтов, инфраструктуры и механизмов, обеспечивающих комплексное обслуживание инвестиционных и финансовых ресурсов;

создание эффективного инструментария обеспечения инвестиционных ресурсов и повышение кредитоспособности выпускаемых ценных бумаг и другого финансового инструментария;

использование промышленных и нематериальных активов, материалов и финансового инструментария с высокой удельной стоимостью для организации финансирования инновационных проектов, социальных программ;

выбор комплекса оптимальных инвестиционных технологий организации финансирования проектов и программ, в том числе с вовлечением свободных средств населения, создавая основы народной экономики;

создание системы комплексного обслуживания инвестиционных и финансовых ресурсов.

 

Важным в формировании финансовой системы, соответствующей вышеназванным критериям и принципам, является логика, последовательность её развития. Понятно, логика – от малого к большому. Необходимо сначала сформировать экономическое пространство, которое будут обслуживать механизмы и инструментарий финансовой системы. А это изначально уровень народных предприятий, кооперации, социального предпринимательства, финансовые институты их обслуживания, бизнес-сообщества и их проекты. И только после этого возможно (при устойчивости содеянного, его жизнеспособности и перспектив развития) создание крупных форм – инвестиционных банков и компаний, а также страховых организаций.

На наш взгляд, поэтапная логика формирования финансовой системы может быть следующей:

1. Подготовка методологической базы формирования основных элементов, механизмов и инструментария её финансовой системы. Формирование стратегии и программ развития с ориентацией коллективные форм и механизмы хозяйствования. Создание стартового набора механизмов финансирования проектов таких стратегий (даже на уровне регионов и отдельных территорий) с использованием собственных фондов развития, фондов социального предпринимательства, некоммерческих целевых фондов, фондов целевого капитала, систем социального заказа на продукцию и услуги.

2. Создание хозяйственных ячеек на основе проектов, вышеназванных мировоззренческих критериев с учетом исторического опыта, высокотехнологичных решений, коллективных форм собственности; распространение и пропаганда соответствующего опыта в региональных и отраслевых сообществах; отработка процедур финансирования социально ориентированных региональных проектов. Подготовка условий для практического внедрения социально ориентированных проектов и программ, программ развития кооперации, широкого использования немонетарных методов хозяйствования как элементов хозяйственной парадигмы в масштабах регионов и всей страны.

3. Широкое распространение базовых социальных проектов в масштабе регионов страны, формирование инвестиционной, методической, организационной и коммуникационной баз для тиражирования этих проектов и выстраивания из них региональных социально ориентированных комплексов и целевых программ, народных стратегий развития регионов, кооперации и народных предприятий.

4. Переход к реализации региональных социально ориентированных программ и проектов для обеспечения продовольственной, экономической, энергетической и экологической безопасности населения, обеспечения населения доступным жильем и качественными продуктами питания. Формирование нормативно-законодательной базы реализации социальных региональных программ на принципах финансовой модели на базе успешных и развитых форм реализации социальных проектов на уровне отдельных хозяйственных ячеек. Создание крупных форм и регионально значимых механизмов реализации социальных проектов (инвестиционные компании, банки, общества взаимного кредитования).

5. Использование региональных социальных проектов и программ как основы решения государственных задач в области социально-экономического развития, с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство, с формированием соответствующих государственных механизмов реализации задач истинно социального государства.

 

Развитая, целостная система механизмов и инструментария финансовой системы – основа для формирования общественных форм управления хозяйством, через коллективные формы принятия решений. Владение источниками финансирования (не ростовщическими) даёт возможность принимать решения в соответствии с критериями формирования финансовой системы, формировать реального социального заказчика проектов и программ, обеспечивать гармоничное развитие общества.

 

Координаты для связи

и для предложений:

info@ip-sun-stream.com



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: