Работа автомашин в течении смены может осуществляться по закрытому или открытому циклу. В первом случае за каждым экскаватором закрепляется определенное количество автомашин работающих с ним всю смену. Во втором случае машины в каждом рейсе направляются диспетчером к тому забою, где они могут быть загружены с наименьшими потерями времени. При открытом цикле снижаются простои экскаваторов и автомашин, однако применение его требует организации на карьере четкой диспетчерской службы с непрерывно поступающей информацией о местонахождении всех машин и условиях погрузки в каждом забое.
Режим работы автомашин в течении суток обычно принимают двухсменный. При круглосуточной работе карьера график выхода на линию строят так, чтобы одна смена отводилась для осмотра и ремонта машин.
Сменная производительность автосамосвала определяется по выражению:
где Т – продолжительность смены, час;
Тр – время рейса, мин.;
Р – грузоподъемность автосамосвала, т.;
η – Коэффициент использования сменного времени, равный отношению времени работы к продолжительности смены (η = 0,7 – 0,9).
Время рейса автомашины определяется по выражению:
где t п- время погрузки, мин; t дв – время движения груженой и порожней автомашины; t р –время разгрузки (1 – 1,2 мин); t м – время маневров при погрузке и разгрузке (1,5 – 3 минуты); t о – время простоев в ожидании погрузки и разгрузки, принимаемое равным 0,5(t п + t р ).
Время погрузки определяется по выражению:
где T ц – продолжительность рабочего цикла экскаватора, с; nк –число ковшей, загружаемых в кузов автомашины.
Число загружаемых ковшей рассчитывают по грузоподъемности машины и по емкости её кузова:
|
где Е – емкость ковша экскаватора, м3 ;
Кр и Кн – соответственно коэффициент разрыхления породы и наполнения ковша экскаватора;
γ – плотность породы, т/м3;
V – емкость кузова автомашины, м3 .
Рассчитанные по выражениям (1) и (2) значения nк округляют до целых чисел и принимают меньшее из них.
Время движения автомашины:
L г и L п – расстояние транспортирования соответственно в грузовом и порожнем направлениях, км;
υср.п. и – υcр.г. - динамические скорости движения соответственно порожних и груженных машин, км/час.
Среднетехническая скорость движения определяется в зависимости от количества и длины участков дороги с разным дорожным покрытием и скорости движения по ним:
где l1; l2; …; ln -длина участков дороги с одинаковыми условиями движения, км;
υ1; υ2 ; …; υn – скорости движения на этих участках дороги, км/час.
Для упрощения расчетов трасса карьерной автодороги может быть разделена на четыре характерных участка, в пределах которых скорость движения автомашины принимается постоянной:
- по рабочим уступам;
- по капитальным съездам и траншеям;
- по поверхности карьера;
- по отвалам.
Годовая производительность автомашины:
где nсм - число смен работы машины в сутки;
nсут – число дней работы машины в год (240 – 260).
Число автомашин в работе в связи с неодинаковыми расстояниями перевозок от отдельных экскаваторов и условиями погрузки определяют как сумму машин, необходимых для обслуживания всех экскаваторов:
где N1; N2;…;Nn – число машин, необходимых для обслуживания первого, второго, n -го экскаватора, определяемое по выражению:
|
где Q э.с.- сменная производительность экскаватора, т;
Qк –сменная производительность карьера, т/см:
Nэ - число рабочих экскаваторов;
Кн - коэффициент неравномерности работы карьера (Кн = 1,15 – 1,2).
Рабочий парк машин определяют с учетом числа смен работы их и карьера в сутки:
где n cм.к.- число смен работы карьера в сутки.
Инвентарный парк автомашин:
где Кт.г. – коэффициент технической готовности автопарка, равный отношеничисла технически исправных автомашин к их общему числу в автопарке (Кт.г. = 0,7 – 0,9).
Содержание карьерных
Дорого.
К работам по содержанию карьерной дороги относятся сезонные работы по уходу за ней с целью обеспечения ее сохранности и нормальной эксплуатации автотранспорта. Очистка дорог от снега производится с помощью бульдозеров, автогрейдеров и снегоочистителей. Наряду с очисткой дорог от снега ведутся работы по борьбе с гололедом, которые имеют целью удаление льда или придание шероховатости обледеневшей дороге без удаления льда. Лед удаляется путем посыпания поверхности обледенелой дороги солью. Однако этот метод удаления льда обладает существенными недостатками: хлористые соли разъедают бетонное покрытие и металлические части автосамосвалов. При гололеде на дорогу часто подсыпают абразивные материалы (песок, шлак.и др.) для увеличения сцепления колес автосамосвалов с поверхностью дороги. Практикой установлено, что оптимальная крупность частиц абразивного материала составляет 1 – 6мм. Недостаток указанного способа состоит в том, что сухой песок почти полностью сдувается с поверхности дороги после 200 – 300 проездов автосамосвалов по обработанному участку. Для лучшего закрепления абразивные материалы иногда предварительно подогрвают или в них добавляют соль.
|
На большенстве карьеров временные дороги имеют щебеночное покрытие, поэтому запыленность воздуха на них весьма значительна как в летнее, так и в зимнее время. Для борьбы с пылью на карьерных дорогах применяется орошение их водой с помощью поливочных машин. Недостатками такого способа является ухудшение состояния дорог (из-за размыва их полотна, образования выбоин и вспучиваний) и низкая эффективность поливки в жаркие летние дни. Наиболее эффективным средством борьбы с пылью является обработка дорог различными реагентами (в частности, раствором лигносульфаната кальция), обеспечивающими увлажнение дорог на длительное время.
К работам по обслуживанию автосамосвалов относятся заправка горюче-смазочными материалами, борьба с налипанием и намерзанием пород, мойка и мелкий ремонт автосамосвалов. Для своевременного технического обслуживания и текущего ремонта автосамосвалов применяются топливо- и маслозаправщики и передвижные мастерские. С целью предотвращения примерзания горной массы большегрузные автосамосвалы оборудуются устройством для обогрева их кузова отработавшими газами. Очистка кузова автосамосвалов, не оборудованных таким устройством, производится с применением средств малой механизации (небольших дизельных экскаваторов с оборудованием обратной лопаты). Иногда для очистки используются скребки, которые монтируются на раме бульдозера. Очистка производится при движении бульдозера задним и передним ходом. Для предотвращения налипания и примерзания горной массы кузов автосамосвалов обрабатывается различными профилактическими средствами.
Перемещение пород
Конвейерами.