Полотенце в российском быту





A.B. Федорова

В Оренбурге есть замечательная коллекция старинных полотенец. Она
хранится в Историко-этнографическом музее Оренбургского государственного аграрного университета. Полотенца здесь на любой вкус - домотканные и промышленные, льняные и хлопчатобумажные, с вышивкой и
кружевом. Собрание рушников Историко-этнографического музея Оренбургского государственного аграрного университета демонстрируется в музеях, университетах, Домах культуры Оренбургской области более десяти лет. Университетская коллекция дважды выставлялась в Оренбурге: в областном губернаторском историко-краеведческом музее, в «Галерее пухового платка». «Музейный сказ о полотенце» — так называлась экспозиция, которая открылась 5 марта 2013 года в Оренбургском губернаторском историко - краеведческом музее.

Несколько крупных университетских выставок полотенец и рушников были устроены в Московской, Брянской, Псковской, Нижегородской, Челябинской областях. Коллекция рушников состояла из экспонатов университетского музея и личного собрания А. В. Федоровой.

Орнаменты полотенец, геометрические, растительные и сюжетные, удивляют вновь и вновь. Полотенце с орнаментом было призвано служить оберегом от дурных сил, поэтому оно всю жизнь сопровождало человека.
Рождался ребенок — повитуха, приняв роды, заворачивала младенца в приготовленное для него полотенце, венчались молодые, стоя на полотенце, крестили ребенка в храме - вновь с полотенцем, вытирали руки в быту рукотерником, умирал человек - на отпевание в церковь несли полотенце, гроб опускали на погребальном полотенце. Река жизни кончалась —полотенце клали в могилу.

Полотенца имели и разные названия, в зависимости от их применения. Были полотенца — утирка, рукотерка, утиральник — куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с обрядовым праздничным полотенцем. Моя мама Анастасия Алексеевна Полина, уроженка Новохоперского уезда Воронежской губернии, постоянно полотенце называла утиркой, чем раздражала меня. И лишь занявшись историей полотенца, я поняла, что для ее родного региона (Воронежской области) это являлось нормой, а для меня, родившейся в Грузии, — это было непонятно. «Утирки» (утёрки) использовались по хозяйству и от частого употребления становились ветхими. Экономная хозяйка отрезала вышивку, пришивала ее к новому холсту и утёрка получала новую жизнь.

Очень много было обрядовых полотенец. Обрядовое полотенце имело еще одно название рушник, который использовался на Рождество,
Масленицу, Троицу. Рушник при ширине около 35-40 сантиметров имел длину 2,5 - 5 метров и украшался вышивкой, красными лентами, браным ткачеством, кружевом. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца развешивали вдоль стен, на окна и на божницу, украшали зеркала. Полотенца приносили в церковь для украшения икон, вешали в часовни, украшали ими праздничные березки, придорожные и намогильные кресты.

На полотенцах подносили хлеб-соль гостям. В Добровском регионе Липецкой области, проходя проведать роженицу и ребенка, родственники приносили хлеб и соль, завернутые в полотенце.
Красивыми, яркими узорами украшалось полотенце, на которое во время крещения принимали из купели. Когда ребенок плакал и болел, его умывали от сглаза и вытирали именно крестильным полотенцем. Полотенце для крестин обязательно должна вышить мать. Она вышивала его в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка была счастливой и радостной.
Оригинальный крестильный рушник хранится в Пензенском музее народного творчества. Полотенце использовалось и при похоронах человека. Орнамент похоронных полотенец был более строгий, чем у праздничных рушников, расписывался нитками черного цвета. Считается, что траурный (горюшный) черный цвет в вышивке — цвет земли, а белый — символ небесного.
Впереди траурной процессии несли икону, украшенную расписным полотенцем. Снизу икона поддерживалась не голыми руками, а через это похоронное полотенце. На особых полотенцах, более прочных и длинных, чем праздничные, несли гроб на кладбище, на тех же полотенцах его опускали в могилу.

Самые яркие, красочные и богато украшенные были свадебные рушники.

Великолепные образцы крестьянской вышивки характерны для Весьегонского уезда Тверской губернии. Искусных рукодельниц в Весьегонском уезде называли «проворными», и они оставили нам образцы вышивок разноцветной шерстью и шелком. Богаче всего украшали свадебные полотенца: их «долгие» концы украшались полосками вышивки, наиболее кружевами, узорным ткачеством, ситцем, кумачем, лентами. В нарядных полотенцах концы состояли из десяти-двенадцати узорных полотен. Расшитыми ярким орнаментом полотенцами украшали сватов, направляющихся в дом родителей невесты.

Невеста в Воронежской губернии должна была украсить своими рушниками стены дома. Когда приходили сваты, они видели, насколько талантлива невеста. Нередко жили большими семьями, поэтому женщины договаривались, на какой праздник какая невестка будет вывешивать свои рушники в доме. Существовали специальные спицы, чтобы развесить полотенца для украшения.

Когда приходило время сватовства в селе Панино Добровского района Липецкой области,, невеста и ее подруги вешали себе на шею полотенца, приготовленные в приданное, а если не хватало подруг, приглашали еще и детей, и все ходили вокруг села, демонстрируя мастерство невесты.

В Бежецком уезде Тверской губернии популярны были прекрасные белые полотенца с изображением большой птицы — «посыльные», которые дарились женихам через сватов в знак согласия на брак.

До 70-х годов прошлого столетия существовала традиция подвязывать рушниками сватов. В семейном архиве хранится свадебная фотография моего двоюродного брата Алексея Полина. Сват Иван Николаевич Рясков, молодой крупный мужчина, подвязанный полотенцем, стоит рядом с вышедшими из церкви молодоженами. Снимок сделан в селе Троицкое Новохонерского района Воронежской области в 1963 году, почти шесть десятилетий назад. В некоторых селах и в настоящее время можно увидеть перепоясанных обычными полотенцами дружку или подружку молодых.
Сегодня их заменили лентами для свидетелей и свидетельниц.

Невеста с женихом при венчании в церкви вставали на специальное полотенце — подножник. «Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы возвышенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их супружества».
Ha многих полотенцах вышиты инициалы молодоженов своеобразный оберег. Другие сопровождаются словами «Совет да Любовь», «Сирдъчна Дарю Навечна Каво Люблю Таво Дарю Люблю», «Два голуба. Белый пух. М. З.» и др.

Рушники в селе Перехваль Данковского района Липецкой области в знак уважения подавались для вытирания рук после застолья почетным и дорогим гостям. В некоторых районах есть святые колодцы и родники: после купания в них, очистив душу и тело, человек оставлял полотенце на дереве возле колодца.

В селе Екатериновке Добровского района этой же области каждая женщина приносила из дома свое самое лучшее полотенце и во время пляски вешала его на шею, размахивая руками, хвалилась своим вышитым замысловатым узором, украшенном по краю атласными лентами и кружевом.

Российские музеи продолжают работу по выявлению и сохранению рушников и полотенец. Привлекают внимания льняные полотенца из собрания музея «Смоленский лен». Одно из них, вышитое «крестиком», датируется началом 20-го века. На одном конце полотенца слова из русской народной песни потешки: «Уж как я ль мою коровушку люблю, сытна пойла я коровушке налью». На другом конце полотенца слова: «Молодец коня поил, к красной девке приводил», из народной хороводной песни, в которой молодец просит девушку сберечь его коня, а девушка отказывает, потому, что:

«Не твоя, сударь, слуга!

Не держу твоего коня.

Когда буду я твоя,

Сберегу тогда коня».

Девушка просит молодца определиться, готов ли он взять ее в жены. Буквы «П» и «Б» - инициалы, так же вышитые на полотенце. Мастерица изобразила девушку, наливающую в кадку воды для своей коровушки на фоне крестьянской избы.

Интересна вышивка и другого полотенца этого из Дорогобужского уезда Смоленской губернии, датированного началом 20 века. На одном конце вышито «крестиком»: «Кого люблю, того дарю». Слово «дарю» не поместилось, остался только первый слог. На другом конце полотенца слова: «Лицо утирай, меня не забывай». Так как слово не помещалось, то от слова «лицо» осталась лишь буква «o».

Организация выставок и экспозиций способствует пополнению фондов музеев работами российских мастериц. Выставка «Шитое полотенце Омского Прииртышья конца 19 — 20 веков. Полотняный путь» объединила собрания 10 районных краеведческих музеев, 10 центров русской традиционной культуры. В ней участвовали частные лица из 20 районов области, которые разместили на экспозиции свои коллекции. На выставке было представлено более ста тканых и вышитых полотенец, отражающих этнические особенности славянской культуры. Все экспонаты отличает уникальная техника исполнения и оригинальное орнаментальное решение. Выставка работала в Сибирском культурном центре в Омске.

Организация выставок полотенца достигла и Дальнего Востока. Более
семидесяти экземпляров различных рушников демонстрировались на выставке в музее истории города Арсеньева, филиале музея истории Дальнего Востока. Она работала летом 2012 года.

Уникальная коллекция полотенец собрана в Перми - более ста экземпляров старинных полотенец 18-го - начала 20-го вв. Начало коллекции Веры Рожковой положили рукотворные изделия ее бабушки Анны, мамы Пелагеи, двух ее старших сестер Клавдии и Марии, в девичестве
Конюховых, уроженок села Перемское Добрянского
района Пермской области.

Моя личная коллекция насчитывает около ста полотенец и рушников. Из каждого путешествия в город или село стараюсь возвращаться с приобретением. Тайна старинных узорных полотенец всерьез увлекает меня. и рушников. В сборе рушников помогают родственники, коллеги, живущие в разных российских областях, друзья, бывшие ученики.

Изюминкой собрания являются чувашские полотенца. К Международному дню музеев в 2021 году в старинном чувашском
селе Верхнеигнашкино Грачевског района работала выставка «Чувашской вышивки мотив». Верхнеигнашкинцы проявили большой интерес к подлинным вековым раритетам - домотканым и вышитым вручную полотенцам.

Год спустя выставку чувашских полотенец принимал Абдулинский городской музей (февраль 2022г.)

Полотенца составляют самую большую группу среди декоративных тканей. Объясняется это тем, что они были не только предметом украшения интерьера жилищ. У чувашей, так же как и у многих других народов, полотенца широко использовались в обрядовых и культовых действиях, связанных с проведением народных праздников, а также свадеб и похорон.

Тканые полотенца отличались разнообразием узоров. Орнаментация узоров декоративных полотенец осуществлялась теми же техническими приемами, что и в изделиях повсеместного обихода. Однако декоративные полотенца выделяются более богатым и красочным орнаментом.
Чувашские полотенца из университетской коллекции
впечатляют своей красотой и древностью орнаментальных мотивов. Выставка чувашского полотенца обязательно сопровождается музейными
предметами, характеризующими оренбургских чувашей. Это фотографии, головные уборы, женские национальные костюмы, нагрудные украшения. Из головных уборов представлена шапочка полусферической формы — «тухью», которую в старину по праздникам носили у чувашей девушки. Внимание посетителей выставки привлекает «хушпу». Этот женский головной убор имеет «хвост», спускающийся на спину. «Тухью» и «хушпу» украшены монетками, бусинами, бисером. «Хушпу» готовили к свадьбе, но женщина носила его и после свадьбы, пока была молодой.
Экспонаты университетского собрания свидетельствуют
о высокоразвитой технике художественной орнаментации тканей y оренбургских чувашей. Полотенца, предлагаемые посетителям выставки отличаются один от другого не только размерами, но и узорами, колористическим решением орнаментов и эмблем. Кроме утилитарной и декоративной, они выполняли целый ряд других функций: ритуальных, обережных и др.

Экскурсантов знакомят с азбукой чувашских орнаментов и эмблем. Чаще всего на полотенцах встречается узор солнца. Он одновременно толкуется как «гармония, согласие». Кроме того в орнаменте изделий мастериц используется узор «око Бога», который объясняется как «прозрение. В полотенцах сохранены знаки древней рунической письменности, родовые знаки, символы. Обожествляя явления природы древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте полотенца. Интересно отметить, что в чувашском орнаменте почти не встречаются антропоморфные мотивы, то есть изображения человека.

Оренбургские рукодельницы стремились сохранить национальный колорит Узоры мастерицы заимствовали со старинных изделий. В полотенцах живет «связь времен, то есть чувство красоты не только одного автора, но мастериц многих поколений». В старину чуваши для окрашивания пряжи использовали растительное сырье: дикую марену
красного цвета, разнолистный чертополох и серпуху — для желтого, ольховую, черемховую, березовую ивовую кору—для коричневого, сок васильков, ягоды черники и голубики — для голубого. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения.

Наиболее распространенным красителем, дававшим красный цвет была марена. Ее сушили, толкли в ступах или мололи на жерновах. После добавления воды все содержимое отправлялось в горячую печь. Ha следующий день марену долго кипятили при этом непременно вновь подливали воду и добавляли золу. Мастерицы также использовали цветочные
головки душицы, собранные весной, молодые листья яблони. П.С.Паллас отмечал, что полученные растительные краски давали хороший цвет.

Экспозиция чувашского полотенца ранее не была организована оренбургскими музеями. Заметим, что и ученые не всегда обращали свои взоры на данный предмет быта чувашей. Так, в 1987 г. состоялась комплексная научная экспедиция сотрудников Чувашского научно-исследовательского института в чувашские селения Башкирской ACCP и Оренбургской области. По итогам работы экспедиции опубликовали монографию «Чуваши Приуралья: культурно бытовые процессы», в которой ни слова не сказано о полотенцах.

B собрание рушников университетского музея вошли русские, украинские, белорусские, татарские изделия мастериц. Достойное место нем занимает коллекция чувашских тканых полотенец, узоры которых поражают гармонией. Она формировалась более двадцати лет. Основная часть экспонатов поступила из Абдулинского района. Пополнили коллекцию Николай Павлов студент агрономического факультета (2001г.), Кирилл Михайлов, обучавшийся на отделении «Экономическая безопасность» (2015 г.) и др. Дарья Патутина подготовила подробный материал для проведения экскурсии по выставке, изучив научную литературу по истории культурной жизни чувашей. Все эти полотенца бытуют на территории Оренбургской области и являются маленькими произведениями искусства. Ожили краски на бабушкиных холстах, радуя посетителей пленительной красотой и художеством мастериц…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: