Октябрьская революция 1917 и исторические оценки.




 

24 октября 1917 г. солдаты, матросы и красногвардейцы заняли ключевые пункты столицы, арестовали Временное правительство, а вечером 25 октября II съезд Советов принял первые декреты Советской власти о мире и о земле.

Ключевыми для понимания истории страны и мира за последние 100-150 лет являются события 1917 г. в России. На протяжении восьми десятилетий эта про­блематика была приоритетной для историков, но край­не политизированной. Мощный и сложный револю­ционный процесс оказался расчлененным на три по­чти изолированные части: Февральская буржуазно-демократическая революция, период перехода от Фев­раля к Октябрю, Великая Октябрьская социалистичес­кая революция. И по сей день историки не в состоянии точно сформулировать, что же произошло тогда с Россией. Оценок много, они разноречивы, часто полярно противоположны.

В апреле 1917 г. вождь большевиков В.И.Ленин утверждал, что события вось­ми дней с 23 февраля по 3 марта 1917 г. являются полноценной буржуазно-демок­ратической революцией, которая уже завершилась. Это положение имело принци­пиальное значение в ленинской стратегии и тактике, т.к. он пропагандировал воз­можность перехода к социалистической революции и убедил партию утвердить та­кой курс. Февральские события 1917 г. изучались в советское время мало и оцени­вались в основном в негативно-критическом ключе. Внимание историков было сосредоточено на событиях, связанных с приходом большевиков к власти, которые охватывались понятием "Октябрьская социалистическая революция: "В октябре 1917 г. произошла межформационная, социалистическая революция, которая открыла эпоху перехода человечества от капитализма к социализму (коммунизму) во всем мире".

Подобный подход основан на том, что события 1917 г. рассматривались через призму деятельности партии большевиков, ее лидеров (прежде всего В.И. Ленина). В результате вооруженного восстания в октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков, которая верила в победу мировой пролетарской революции, вырабатывала программу перехода к социализму и пыталась ее реализовать, сти­мулировала революционные процессы во всем мире всеми доступными средства­ми, включая военные.

Однако подобная оценка революции неизбежно уйдет в прошлое. Жизнь сложна, многогранна, она несводима к деятельно­сти партии большевиков. Семидесятилетний путь нашей страны под руководством коммунистической партии невозможно совместить даже с марксистским классовым рабочим социализмом, не говоря уже о социализме как гуманистическом идеале. Социализм как реальное общество невозможен, как невозможен и рай на земле. Социалистическая идея — это общественный идеал, рожденный конфликтами и противоречиями жестокой и жесткой действительности, который играл важную роль в гуманизации человеческого сообщества и развивался вместе с обществом.

Есть и другая точка зрения: в октябре 1917 г. произошла рабоче-крестьян­ская, демократическая революция. Такую оценку защищает та часть обществове­дов, которых принято называть "шестидесятниками". Эти обще­ствоведы, отказываясь характеризовать революцию как прямо социалистическую, тем не менее считают, что она открыла путь для перехода в будущем к социализму в России. После революции задача заключалась в том, чтобы формировать предпо­сылки для этого перехода. Однако большевики, по мнению авторов этой концепции, не сразу поняли содержание этих процессов, наломали дров, поэтому ошибки боль­шевиков теперь нужно исправить и перейти от казарменного социализма к подлинному. Таким образом, в иерархии большевистских ценностей ранг революции не­сколько снижен: она не социалистическая, а демократическая. Движущими силами предлагается считать не только пролетариат и беднейшее крестьянство, но и все крестьянство в целом. Следовательно, революция не пролетарская, а народная. При этом социализм признается конечной целью развития общества, хотя и в истори­ческой перспективе. В итоге фактически получается первая позиция, но слегка осов­ремененная с учетом реалий.

Распространенной, особенно в публицистике, является характеристика рево­люции как военного переворота, совершенного большевиками с опорой на ре­волюционную часть армии и флота. Такая оценка впервые была высказана сразу после победы вооруженного восстания под руководством большевиков. Разделяли ее и сами марксисты. Известный в прошлом деятель большевистской партии А.Бог­данов (Малиновский) назвал в письме к А.Луначарскому вооруженное восстание "солдатским восстанием", "сдачей социализма солдатчине". Эта позиция опирается на реальные факты: роль армии и флота в момент взятия власти большевиками была велика. Однако продержаться сколько-нибудь долго в 150-миллионной мо­заичной стране при помощи одних штыков было невозможно. Значит, были и дру­гие факторы, обусловившие ход событий, которые эта точка зрения не учитывает.

Существует еще одна распространенная точка зрения: Октябрьская револю­ция — это заговор, захват власти кучкой большевистских лидеров, которые навя­зали стране трагический путь развития. Подобная оценка также появилась сразу после октябрьских событий, имела широкое распространение в зарубежной исторической литературе и именно оттуда пришла к нам в годы «перестройки». Похожее утверж­дение находим в книге известного американского политолога З. Бжезинского: "Имен­но из-за отсталости России ни общество в целом, ни относительно малочисленный класс промышленных рабочих не считались готовыми к социализму. Следователь­но, историю надо было подстегнуть при помощи военизированного "авангарда" пре­данных революционеров, точно знающих, в чем суть наказа истории, и готовых по­святить себя служению ей". Россия действительно не была готова к социализму, потому что нельзя подготовиться к райской жизни — сам вопрос о предпосылках социализма лишен смысла. В.И. Ленин действительно тщательно готовил, отбирал, консолидировал круг революционеров-профессионалов, которые должны были взять власть. Несомненно, в момент вооруженного восстания элементы заговора были налицо: разработан план захвата власти, созданы вооруженные силы из рево­люционных солдат, матросов и отрядов рабочей Красной гвардии и т.п. Но элемен­ты заговора, сговора есть в любой революции. Власть никогда не падает в руки слу­чайно, ее берут, вооруженным путем или мирным — другой вопрос.

Однако исторический опыт свидетельствует, что заговор, захват власти узким кругом лиц может быть успешным лишь в условиях относительной стабильности общественной системы или при наличии широкой массовой поддержки (но тогда это уже не заговор). При отсутствии стабильности заговор обречен на поражение, т.к. заговорщики, не имея прочной массовой базы, не смогут обеспечить переход к нормальному функционированию общества. С большевиками дело обстояло иначе — они смогли стабилизировать ситуацию и остановить распад. Следовательно, отражая определенные и неизбежные реалии 1917 г., эта точка зре­ния, сводящая Октябрьскую революцию к заговору кучки революционеров-экстре­мистов, не объясняет в целом крутого поворота в судьбе страны.

И последнее мнение, которое следует упомянуть, заключается в том, что ре­волюция представляла собой анархистский бунт, революцию люмпенов, поэто­му она носила разрушительный характер и отбросила страну далеко назад. Такая оценка встречается у радикальных западников. Действительно, революция 1917 г. многое разрушила и активное участие в ней принимали низы общества. Надо ска­зать, что в любой стране в моменты кризисов, революций люмпенизированные эле­менты играют активную и прежде всего разрушительную роль. Именно они первы­ми начинают погромы и экспроприации, что вполне объяснимо: во время кризиса люмпены стремятся обрести социальный статус и благополучие за счет общества, без труда. Все это так, но приписывать им решающую роль в изменении судьбы не только 150-миллионной страны, но в значительной мере и мира нет никаких осно­ваний. Люмпены способны разрушать, но не способны создавать. Однако после ре­волюции 1917 г. осуществлялось созидание, формировалось прочное и устойчивое общество.

Попытаемся взглянуть на события 1917 г. с позиций сегодняшнего дня. Не требует каких-либо доказательств положение о том, что 1917 г. кардинально по­влиял на судьбу страны (и мира), явился тем поворотным рубежом, который обо­значил новый исторический путь для России. Безусловно, 1917г. — это дата рево­люции. По силе воздействия на историческое развитие эту революцию можно оха­рактеризовать как "Великую". Революционный процесс, началом которого явилось падение самодержавия, сложен, многогранен, включает разные этапы. Здесь, как в любой другой революции, есть все: и мощные стихийные движения, и верхушечная борьба за власть, и тайные интриги, и перевороты, удавшиеся и неудавшиеся (июль­ские события, корниловский мятеж, октябрьское вооруженное восстание).

Революция 1917 г. является русской революцией. Она несет на себе яркий отпечаток менталитета русского народа, демонстрирует трагическую роль расколотости российского общества со времен Петра I. В.И.Ленин, обращаясь 1 февраля 1918 г. к добровольцам, отправляющимся на фронт, сказал: "Я приветствую в вашем лице решимость рус­ского пролетариата бороться за торжество русской революции". Разумеется, это не была революция русских по крови. Понятие "русские" объединяло представителей разных народов, воспитанных в традициях русской культуры. К тому же русская революция разбудила национальные стремления многочисленных народов России, вызвала к жизни, хотя и с запаздыванием, по сравнению с Великороссией, острую борьбу в национальных регионах страны за выбор пути развития.

 

Социолог Висконсинского университета проф. Эдвард Росс в августе 1917 г., находившийся в гуще российских событий, видел, по его словам, что вслед за буржуазно-демократической в этой стране «грянет еще более радикальная революция», ибо ни одна из партий, представленных во Временном правительстве, не исходит в своей деятельности из реальных интересов большинства народа. По его мнению, кадеты выступали лишь от имени зажиточного класса, чьей главной претензией к царизму было то, что он душил свободу мысли и слова; меньшевики «сидели на крышке кипящей кастрюли», считая массы слишком забитыми и темными, неспособными к самостоятельной государственной деятельности. Напротив, большевики «видели в Советах средство осуществления на практике народного управления, и ведомая ими Октябрьская революция была по-настоящему «социальной», в отличие от Февральской, сугубо «политической». Он писал в своей книге «Россия на подъеме» (1919): «Бытует представление о том, что вторая, или большевистская, революция явилась делом рук горстки экстремистов, зачаровавших русские массы своими идеалами. Под неумолимым давлением фактов я пришел к выводу, что это неверно. Ход событий от Февраля к Октябрю 1917 г. был неизбежным. Если бы поезд с Лениным и восемнадцатью другими большевиками, направлявшимися из Германии в Россию, упал бы с моста и все они погибли, события в России приняли бы тот же оборот. Крестьяне захватили бы поместья, а солдаты перестали воевать. Ограбленные и угнетенные массы — сто миллионов мужчин и женщин — шли к осуществлению своих давних чаяний, как поток раскаленной лавы, которую никакая сила не может остановить или направить в другое русло. Это было величественным и захватывающим дух социальным явлением — столь же стихийным, как землетрясение или прилив».

 

Революция 1917г. по своему характеру также и демократическая. Главным ее содержанием было стремление многонациональной России к демократии, соци­альному прогрессу. Страна в трудной борьбе искала формы демократической орга­низации. Обратимся к историческим реалиям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: