Отличия между понятиями «сенсорная система» и «анализатор»




Районное методическое объединение педагогов-психологов

образовательных организаций

 

 

Выступление

на заседании РМО педагогов-психологов г. Белебея

на тему: «Сенсорно-перцептивный профиль ребенка с РАС»

 

 

подготовила

педагог-психолог

высшей квалификационной

категории

Горбунова В.Р.

 

 

Белебей, 2021

 

С помощью сенсорных сис­тем организм познает свойства предметов и явлений окружающей среды, полезные и негативные стороны их воздействия на орга­низм.

(СЛАЙД 2)

Можно сказать, что сенсорные системы — это «информационные входы» организма для восприятия им характеристик окружающей среды, а также характеристик внутренней среды самого организма. В физиологии принято делать ударение на букву «о», тогда как в технике — на букву «е». Поэтому технические воспринимающие системы — с Е нсорные, а физиологические — сенс О рные.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

(СЛАЙД 3)

Сенсорная интеграция – это процесс обработки внешней информации, которая поступает от всех органов чувств, для получения результата – правильного реагирования организма. Данный процесс происходит неосознанно в коре головного мозга.

Назовите сенсорные системы организма.

Итак, сенсорные системы - это информационные входы в нервную систему.

Сенсорные системы – это воспринимающие системы организма (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, болевая, тактильная, вестибулярный аппарат, проприоцептивная, интероцептивная).

Осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный аппарат вкус информируют человека о происходящем вокруг и подсказывают, как нужно поступить. Например, вестибулярный аппарат требует занять определенное положение телу, неприятный вкус предупреждает о несвежести продуктов, поглаживания и объятия расслабляют нервную систему. Процесс происходит автоматически и обеспечивает ребенку правильное сенсомоторное развитие

(СЛАЙД 4)

Виды сенсорных систем

1. Слуховая. Адекватный раздражитель - звук.

2. Зрительная. Адекватный раздражитель - свет.

3. Вестибулярная. Адекватный раздражитель - гравитация, ускорение.

4. Вкусовая. Адекватный раздражитель - вкус (горький, кислый, сладкий, солёный).

5. Обонятельная. Адекватный раздражитель - запах.

6. Кинестетическая = осязательная (тактильная) + температурная (тепловая и холодовая). Адекватный раздражитель - давление, вибрация, тепло (повышенная температура), холод (пониженная температура).

7. Двигательная. Обеспечивает ощущение взаиморасположение частей тела в пространстве, ощущение своего тела). Именно двигательная сенсорная система позволяет нам дотронуться, например, рукой до своего носа или других частей тела даже с закрытыми глазами.

8. Мышечная (проприоцептивная). Обеспечивае ощущение степени напряжения мышц. Адекватный раздражитель - мышечное сокращение и растяжение сухожилий.

9. Болевая. Адекватный раздражитель - повреждение клеток, тканей или медиаторы боли.
1) Ноцицептивная (болевая).
2) Антиноцицептивная (обезболивающая).

10. Интероцептивная. Обеспечивает внутренние ощущения. Слабо контролируется сознанием и, как правило, даёт нечёткие ощущения. Однако в ряде случаев люди могут сказать, что ощущают в каком-либо внутреннем органе не просто дискомфорт, а состояние «давления», «тяжести», «распирания» и т.п. Интероцептивная сенсорная система обеспечивает поддержание гомеостаза, и при этом она не обязательно порождает каккие-либо ощущения, воспринимаемые сознанием, т.е. не создаёт перцептивных сенсорных образов.

Понятие сенсорная система шире, чем анализатор. Она включает в себя дополнительные приспособления, системы настройки и системы саморегуляции. Сенсорная система предусматривает обратную связь между мозговыми анализирующими структурами и воспринимающим рецептивным аппаратом. Для сенсорных систем характерен процесс адаптации к раздражению.

Адаптация – это процесс приспособления сенсорной системы и ее отдельных элементов к действию раздражителя.

Отличия между понятиями «сенсорная система» и «анализатор»

1. Сенсорная система активна, а не пассивна в передаче возбуждения.

2. В состав сенсорной системы входят вспомогательные структуры, обеспечивающие оптимальную настройку и работу рецепторов.

3. В состав сенсорной системы входят вспомогательные низшие нервные центры, которые не просто передают сенсорное возбуждение дальше, а меняют его характеристики и разделяют на несколько потоков, посылая их по разным направлениям.

4. Сенсорная система имеет обратные связи между последующими и предшествующими структурами, передающими сенсорное возбуждение.

5. Обработка и переработка сенсорного возбуждения происходит не только в коре головного мозга, но и в нижележащих структурах.

6. Сенсорная система активно подстраивается под восприятие раздражителя и приспосабливается к нему, т. е. происходит её адаптация.

7. Сенсорная система сложнее, чем анализатор.

Вывод:

Сенсорная система = анализатор + низший нервный центр (или несколько центров) + система регуляции.

(СЛАЙД 5)

Сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа.

Родоначальница сенсорной интеграции – американская исследовательница и терапевт Энн Джин Айрес, которая в 1979 году написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция», предназначенную для родителей, имеющих детей с нарушениями восприятия. Американский психолог и эрготерапевт. Она же разработала теорию и терапию сенсорной интеграции

Упорядочивание ощущений – это и есть сенсорная интеграция. Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»).

Интеграция - это вид организации чего-либо. Интегрировать - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

Иногда мы замечаем нарушения обработки сенсорной информации (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные, вестибулярные и проприоцептивные ощущения), которые проявляются в виде не оптимальных реакций человека. Данные нарушения описала и исследовала Джин Айрес. К настоящему моменту проведено множество исследований, разработаны критерии терапии и мировые стандарты обучения специалистов, утвержденные Международной Ассоциацией Сенсорной Интеграции.

По мнению Лоер А. Хоекман, психолога, дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: ребёнок получает слишком много чувственной информации и его мозг перегружен; ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации.
(СЛАЙД 6)

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

 

У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Дети с сенсорными нарушениями кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушениях работы ЦНС.

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности, развивается дисфункция обработки сенсорной информации. То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть кашу, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах каши слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

- Коллеги, по каким признакам у дошкольников можно определить, что у них произошло нарушение сенсорной интеграции? (СЛАЙД 7-11)

СИМПТОМЫДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Гиперчувствительность:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Недостаточная чувствительность:

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Гиперчувствительность:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Недостаточная чувствительность:

Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Сложность оценить собственные силы:
Не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу, когда рисует.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Гиперчувствительность:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Низкая чувствительность:

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

ВКУСОВАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ:

Гиперчувствительность:

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Сниженная чувствительность:

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Гиперчувствительность:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Сниженная чувствительность:

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Гиперчувствительность:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Сниженная чувствительность:

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными.

— Если вы заметили, что ваш ребенок не любит качели и нестабильные поверхности, боится оторвать ноги от земли, то это говорит о повышенной вестибулярной чувствительности.
— Если постоянно раскачивается и прыгает на всем, бегает кругами, и совсем не может усидеть на месте, то чувствительность вестибулярной системы в этом случае, вероятно, снижена. Большое количество вестибулярной информации будет необходимо ему для оптимального уровня активации мозга в целом, и речевых центров в частности, необходимого для развития.
— Если ребенок избегает прикосновений, необычных и новых тактильных ощущений, часто отказывается есть пищу определенной текстуры или надевать некоторую одежду, его раздражают ярлычки – в этом случае повышена тактильная чувствительность.
— Любовь к ощупыванию разных поверхностей, облизыванию, говорит о пониженной тактильной чувствительности, ведь ему хочется получить все больше тактильной информации.
— Если ребенку сложно рассчитать силу движения, он постоянно врезается в предметы, и это говорит о его сниженной проприоцептивной чувствительности (информация о состоянии мышц и суставов).

Когда речь идет о сенсорных проблемах, важно избегать неправильной диагностики. Это нормально, когда человека раздражает и не дает сосредоточиться звук работающего вентилятора, а грубая шерсть свитера царапает кожу. Настораживает, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию. Другим критерием можно считать способность интеграции в нормальную жизнь общества: если сенсорные проблемы мешают учиться и находиться в коллективе, их нужно корректировать.

Некоторые специалисты полают, что под одним общим термином скрываются сразу три группы расстройств:

(СЛАЙД 12)

Расстройство сенсорной модуляции – чрезмерная или, напротив, недостаточная реакция на раздражители. Дети могут или избегать каких-то ощущений, или, напротив, их упорно искать.

Сенсорно-моторные расстройства – проблемы с моторикой, которые вызваны неверной обработкой сенсорных сигналов.

Сенсорная дискриминация – проявляется в рассеянном внимании, неорганизованности и плохих успехах в школе.

Чаще всего наблюдаются расстройства сенсорной модуляции: ГИПО- и ГИПЕР чувствительность. Необычное поведение при данных нарушениях выполняет две основные функции: сенсорной защиты и сенсорной самостимуляции. Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит.

Сенсорные нарушения являются одной из причин появления или усиления у детей с РАС стереотипий. Педагоги и родители могут не подозревать, что ребёнок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для остальных людей раздражителей. Они объясняют его необычное поведение капризами, недостатком воспитания или нарушениями интеллекта, тогда как оно придаёт ребёнку с аутизмом чувство самообладания, безопасности и позволяет получить ощущения, в которых он испытывает недостаток. Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребёнка, поскольку провоцирует усиление сенсорных защит и самостимуляций, их замену на более неадекватные действия. Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме, РАС. Решить эту задачу позволяют, во-первых, организация комфортной для ребёнка с аутизмом и РАС среды жизнедеятельности, во-вторых, индивидуально подобранная и последовательная сенсорная стимуляция.

Никакая педагогическая стратегия не научит ребенка с особенностями развития выдерживать сенсорные сигналы, которые невыносимы и разрушительны для его нервной системы. В этой связи исключение болезненных раздражителей из окружающей среды является необходимым условием нормализации поведения и деятельности. В обратной ситуации, когда ребёнок испытывает сенсорный дефицит, окружающую среду следует обогатить соответствующими раздражителями. В процессе наблюдения за поведением ребёнка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными, а какие – недостаточными. При организации комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности неприятные раздражители, по возможности, устраняются. Педагоги и родители не должны заставлять ребёнка терпеть ощущения, которых можно избежать.

Полностью излечить расстройства сенсорной интеграции на данный момент невозможно, тем не менее, можно смягчить ущерб, который они наносят жизни и здоровью ребенка. Ниже перечислены некоторые конкретные педагогические стратегии модификации сенсорной чувствительности, связанные с организацией среды жизнедеятельности и сенсорной стимуляцией ребёнка с аутизмом

Для того чтобы помочь ребенку справиться с сенсорными проблемами, создать доброжелательную среду и разработать индивидуальную «сенсорную диету», прежде всего, необходимо выявить и оценить имеющиеся у него особенности функционирования сенсорных систем.

Для выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией могут быть использованы методы наблюдения, для выявления особенностей поведения ребенка, так называемый сенсорный профиль, вопросы в котором строятся с учетом особенностей всех сенсорных систем. Для составления наиболее полной картины родителям ребенка предлагается заполнение анкеты.

(СЛАЙД 14)

Сенсорный профиль


Прежде всего, для понимания стратегии работы с ребенком. Чтобы занятие было эффективным, а ребенку было комфортно.
⠀Также нужно понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на допустимые и не допустимые для ребенка.
⠀Необходимо уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка.
Знать, как организовывать окружающую среду (уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений.
⠀Выбирать подходящие обучающие материалы и методы работы
.

Сенсорная стимуляция позволяет ребёнку с аутизмом, РАС накапливать приятный сенсорный опыт в процессе специально организованного педагогического взаимодействия в тех областях, где ему не хватает ощущений или они слишком сильны. Для ребёнка с повышенной сенсорной чувствительностью следует отыскать те раздражители, которые он переносит терпимо и постепенно расширять их спектр. Например, при непереносимости громких, неожиданных, а также речевых звуков, можно предлагать сначала слушать тихие ритмичные музыку и песни, затем потешки и, наконец, стихотворения. Самостимулирующие действия ребёнка с пониженной сенсорной чувствительностью замещаются другими, которые позволяют получить тот же опыт, однако имеют социальное содержание и функциональный характер. Например, стереотипные прыжки заменяются прыжками на батуте, хлопки в ладони – лепкой из пластилина.

 

Для этой цели, я использую опросник, созданный Ольгой Борисовной Богдашиной, который позволяет построить сенсорный профиль для каждого конкретного ребенка

Сенсорный профиль оценивает особенности функционирования сенсорных систем, а именно:

– Зрение.

– Слух.

– Тактильную чувствительность (осязание).

– Обоняние.

– Вкус.

– Проприоцепцию.

– Вестибулярный анализатор.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой сфере, – 20

Чем больше баллов, тем более выражена проблема.

На вопросы должен отвечать человек, который проводит с ребенком много времени и хорошо его знает.

Ключ для оценки результатов

Обозначения

V – Vision (зрение)

H – Hearing (слух)

Tc – Tactility (тактильная чувствительность)

S – Smell (обоняние)

Т –Taste (вкус)

P – Proprioception (проприорецепция)

Vs – Vetstibular (вестибулярная система)

Если результат оценен как «да», следует отметить соответствующую клетку

в правом столбце таблицы 1

 

Затем необходимо заполнить таблицу 2, в которой закрашиваются соответствующие клетки.

Например, если на первый вопрос получен ответ «да», то закрашиваются клетки V 1 и V 6

При положительном ответе на вопрос № 188 следует закрасить клетки P 3 и Vs 3

Далее нужно подсчитать число закрашенных клеток для каждой сенсорной системы и закрасить соответствующее число клеток в таблице 3

 

Кому показаны занятия по методу сенсорной интеграции?

Сенсорная интеграция для детей с расстройствами аутистического спектра поможет справиться с нежелательным поведением, расширить познавательную активность ребенка, увеличить вариативность игр и поведения в целом, снизить тревожность, и улучшить игровое взаимодействие.

Сенсорная интеграция для детей с ДЦП поможет стимулировать движение за счет сенсорного интереса, регулировать мышечный тонус, улучшить зрительно-моторную координацию, ощущение своего тела и равновесия, мелкую и крупную моторику, стимулировать речь.

Сенсорная интеграция для детей с задержкой речевого развития поможет увеличению количества вокализаций, звукоподражания, разнообразия звуков за счет общей активации коры больших полушарий и речевых центров в частности.

Ранняя диагностика дисфункций сенсорной интеграции, особенно в дошкольном возрасте очень важна, поскольку именно в этот период происходит интенсивное формирование психики и моторики на основе тех предпосылок, которые сформировались в более раннем возрасте, и развитие психомоторной организации ребенка в целом на всех ее уровнях и ее различных формах создает психологическую готовность к дальнейшему школьному обучению.

При успешной сенсорной интеграции все 100 % внутренней энергии, внимания распределяется равномерно (в соответствии с требованиями обстановки) между всеми сенсорными системами, и каждая система работает максимально эффективно, человек адекватно реагирует на окружающие обстоятельства и изменения в них



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: