Образовательная деятельность
в средней группе на тему:
«А ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНИ В ПУСТЫНЕ?»
Подготовили и провели
воспитатели высшей
квалификационной категории
Толмачева Н.И.
Лошина И.В.
Цель:
Формирование первичных представлений у детей среднего дошкольного возраста о пустыне, как объекте окружающего мира и его природных особенностях.
Задачи:
· дать детям первоначальное представление о природных зонах земли (пустыня);
· познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его некоторыми свойствами;
· расширять представление детей о животном мире пустыни,
· учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
· продолжать учить детей отгадывать загадки;
· развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования и умение делать выводы;
· воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, интерес и стремление ее изучать.
Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая».
Оборудование:
книга Д.Теплова «Моя первая книга о природе»;
картинки животных пустыни: верблюд, черепаха, змея, варан, скорпион; стаканчики с песком и трубочки для проведения опыта,
Ход образовательной деятельности
Однажды Нелли, девочка нашей группы, принесла в группу игрушку – верблюжонка. Дети с интересом рассматривали игрушку, и Нелли с гордостью сказала, что это верблюжонок. А Саша спросила:
- А где живет это животное?
- В пустыне – ответил Тема.
- А что такое пустыня? – спросила Катя.
Дети притихли.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда произошло название «пустыня»?
Дети: Потому что там пусто!
|
Воспитатель: Значит, там нет жизни? Так ли это?
Дети: Нет! Там верблюд, змеи, колючки.
Воспитатель: Вы знаете,многие думают, что пустыня – это такое место, где пусто, где ничего не растет, и никто не живет, где только песок и горячее солнце. Интересно а, где и как, нам узнать о жизни в пустыне? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, можно спросить у родителей или у старшего брата, попросить их найти книги о пустыне. А еще?
Дети: По телевизору посмотреть! В зоопарке!
Воспитатель: Молодцы! Мы можем посмотреть фильмы, посетить музеи, зоопарк. Кстати, у нас в группе есть одна книга! (Воспитатель достает и показывает детям картинку пустыни в книге Д. Теплова «Моя первая книга о природе», и читает стихотворение)
На север ли, восток,
На запад или юг
Идёшь, и всё – песок,
Один песок вокруг.
Там не видать зверей
И не цветут цветы,
Лишь ящериц и змей
Увидеть можешь ты.
Воспитатель: (Воспитатель, показывая на барханы, спрашивает детей.)
Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие необычные горки? (Ответы детей выслушиваются, но не комментируются.)
Опыт «Барханы »
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас пластиковая баночка с сухим песком и трубочкой для коктейля. Представьте, что каждый из нас — ветер: несильно, но достаточно долго подуйте на песок. (Дети выполняют задание.)
Что с ним происходит? (Ответы детей)
Верно! Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое и у некоторых появился песчаный холмик. Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури.
|
В пустынную бурю, мы с вами превратиться не сможем, а вот стать маленькой пустынной песчинкой получится. Повторяйте все со мной!
Физкультминутка «Пустынная страна» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом под музыку ветра.)
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несётся, как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо куда.
Бредут по ней верблюды-
Степные поезда.
А ветер носит тучи
Горячего песка.
Воспитатель: Песок, ребята, такой раскалённый, что нельзя ходить по нему босиком, иногда он такой горячий, что в нём можно сварить яйцо. В пустыне нет свежего ветра, он такой же горячий, как и песок.
Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.
А какие животные здесь обитают, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Слушайте первую загадку.
1. Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника — … (верблюд)
Кто покажет на картине верблюда? (Ребенок находит и показывает животное. Аналогично отгадывают другие загадки и показывают животных.)
2. Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт – не знаю – в нём!
|
Что за зверь? – Я видел лапу!!
Успокоил меня папа –
Места нет для страха!
Это –... (черепаха)
3. По пригорочку бежит,
Хвостиком-рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!
Убежала!... Хвост в руках… (ящерица)
4. Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я – … (змея).
Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь поиграем в игру!
«Какого животного не стало?»
На мольберте выставляется пять картинок животных. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз.
Физкультминутка (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
В пустыне нет деревьев,
В пустыне нет травы.
Вокруг одни барханы-
Песчаные холмы.
Там бабочек не видно,
И птицы не поют,
Верблюдов караваны
Там в мареве бредут.
Воспитатель: Ну вот, ребята, вы теперь знаете, что пустыня только кажется необитаемой. Хоть и жарко, но растения и животные приспособились к таким условиям жизни.
Ребята, а давайте сделаем самодельную книгу – сказку о животных, которые живут в пустыне, и подарим детям старшей группы! А родителей попросим изготовить макет пустыни с животными и растениями.
Литература:
1. Теплов Д. Моя первая книга о природе: Словарь в картинках. – М.: АСТ – ПРЕСС 2000. – 64 с., ил.
2. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран». М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 112 с.
.