ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ




ОТ АВТОРА

 

Общее развитие и воспитание дошкольников требует особого внимания, так как именно в этом возрасте формируются физические, умственные и нравственные стороны будущей личности.

Советская дошкольная педагогика исходит из того, что систематические занятия и подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на общее развитие детей. У малышей, с которыми регулярно проводятся упражнения, рост, вес, окружность грудной клетки и другие показатели, как правило, выше, чем у их ровесников, не занимающихся физкультурой.

Настоящее пособие составлено в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» на основании большой исследовательской работы, получившей одобрение практических работников. Цель пособия - помочь воспитателям правильно организовать занятия по физической культуре с детьми полутора-трех лет.

Книга состоит из двух разделов, в которых раскрывается методика проведения занятий с детьми второй группы раннего возраста (1-2 года) и первой младшей группы (2-3 года). В каждом разделе даны примерные конспекты занятий по физической культуре на весь учебный год, что поможет воспитателям в планировании работы по физическому воспитанию.


ВВЕДЕНИЕ

 

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное в это время компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Можно проследить некоторые изменения в физическом развитии ребенка 2-3 лет (в среднем за год).

Из таблицы видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии его движений и двигательной активности.

Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2- 3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки: У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исключать упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и Частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня,, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.

Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

В связи с этим хорошие результаты дает обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение), что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его заниматься - принуждение вызываем естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3-летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения и т. д.), взрослый во время занятий следит за правильным чередованием процессов возбуждения и торможения, не перегружает их однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после нагрузок и быстрое восстановление сил. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в младших возрастных группах.

Правильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет еще не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно - они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, новые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрослым и по его показу.

Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребенка и при необходимости, например, в увлекательной, интересной игре даже заставляют сдерживаться в нужный момент. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система: совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. К полутора годам малыш произносит примерно 30-40 слов, а к двум с половиной - уже до 200-300 слов.

В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнообразен. Лишь, немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и меньше между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых и робких новичков, поступивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнить нужное движение. Нервно-психическое и физическое развитие ребенка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребенка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения. Движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям.

Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позднее, так как это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых, от обучения и воспитания. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие - в 2 года и даже старше.

На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т: д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается-развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.

Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание.

Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Он складывается из научно обоснованных принципов, разработанных советской педагогикой на основе практики работы с детьми. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях строится на систематичности занятий, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», и их последовательности (от легкого к более трудному материалу).

Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Обучение движениям - воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры[1] и т. п.

 


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ ГРУППЫРАННЕГО ВОЗРАСТА (1 -2 ГОДА)

 

СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

 

«Программой воспитания в детском саду» предусмотрены еженедельно 2 занятия по физической культуре (по 10-15мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми до полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими, от полутора лет, занятие проводится в первую половину дня, когда дети младшей подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.

Необходимыми гигиеническими требованиями проведения занятий являются влажная уборка пола, чистый воздух (t° +'19,-20), привычная обстановка, облегченная, не стесняющая движений одежда (по сезону)[2]. Начиная с полутора лет малышей приучают надевать майку, трусы, носки или тапочки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель проводит занятия в спортивной форме.

Детей до полутора лет, и даже до 1 года 8 месяцев, объединяют в подгруппы по 2-4, а более старших, до 2 лет, - по 5-7. Определяя ребенка в младшую или старшую подгруппу, следует учитывать не только возраст, но и общее развитие, его умение двигаться. Кроме того, малыши, впервые поступившие в детский сад, определяются сначала, как правило, в младшую подгруппу (даже если они старше полутора лет), так как здесь воспитатель сможет уделить больше внимания новичку и постепенно приобщить его к занятиям группы. Все это относится также.и к „детям, долго не посещавшим детский сад.

В этой возрастной группе (второй год жизни) нецелесообразно деление занятия на части, как это имеет место в более старших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей подгруппой вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений.

Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т. д. Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для, развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение 2 недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Комплексы упражнений для детей второй группы раннего возраста воспитатель может составлять сам или использовать приведенные ниже. Планируя занятия, следует:

помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые необходимо чередовать;

избегать длительного статического положения, ожидания;

соблюдать последовательность в нарастании трудности упражнений и увеличении нагрузки в соответствии с совершенствованием двигательных умений малыша;

методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

умело вызывать у ребенка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение;

иметь в виду ограниченную двигательную самостоятельность детей этого возраста;

учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

Моторная плотность[3] занятий детей второго года жизни находится в пределах 40-70% всего времени занятия. Общая плотность[4] занятия выше, но даже при умелой организации и педагогическом мастерстве воспитателя она не превышает 80% общего времени занятия. Это объясняется тем, что, особенно в начале учебного года, дети в возрасте до 1 года 6 месяцев выполняют упражнения большей частью по одному с помощью взрослого.

Учет двигательной активности показывает, что в начале года в течение 8-10-минутного занятия у детей фиксируется (с помощью шагомера) 50-180 движений, а к концу года - уже 300-500. Постепенное увеличение расстояния, которое должен пройти ребенок, чтобы выполнить нужное движение, повторение упражнений и активные игры положительно влияют на развитие его двигательной активности.

Занятия по физической культуре во второй группе раннего возраста предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении.

Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением общеразвивающих упражнений или перед основными видами движений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, мог удовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность.

Малыши этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве, они только начинают осваивать передвижение по прямой линии и смену направления. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Необходимо продумать, как использовать групповую комнату, чтобы с большей пользой провести занятие, облегчить ребенку ориентировку в пространстве, помочь лучше усвоить определенный порядок. Например, сидеть всегда на одном и том же месте у стены.

Некоторые упражнения воспитатель может*, провести по-разному. Например, дает задание - ползти до бревна и перелезть через него (бревно лежит на середине ковра, на расстоянии 3-4 м от детей). Малыши выполняют задание и возвращаются на свои места или, справившись с препятствием, садятся на стулья, заранее расставленные в противоположной стороне, а затем по сигналу воспитателя ползут обратно.

Во время подготовки пособий для следующего упражнения дети сидят на стульях (на скамейке) и слушают, что говорит воспитатель, отвечают на его вопросы. Например, воспитатель берет обруч и говорит: «Это обруч, сейчас Оля, Игорь, Юра и Наташа будут держаться за обруч и приседать. Оленька, покажи, где обруч? Юра, что это?.. Правильно. Это обруч. Иди сюда, держи его. Наташенька, встань рядом с Юрой, держи обруч» и т. д. Постепенно взрослый приучает детей называть пособия, помогать расставить и убрать их на место и т. п.

Принцип индивидуального воздействия, поощрения и непосредственной помощи остается основным в работе с детьми второго года жизни.

С накоплением двигательного опыта и развитием речи количество детей в подгруппах увеличивается. Чтобы дать необходимую нагрузку и обеспечить двигательную активность всех детей, в занятия постепенно вводятся поточный и фронтальный методы организации (в начале года малыши ползают по одному, взрослый каждому показывает движение и помогает его выполнить; постепенно они начинают ползать один за другим или все вместе способны самостоятельно и одновременно выполнить упражнение).

Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ

 

Ходьба и равновесие. Дети начинают ходить к концу первого- началу второго года. Одни делают первые неуверенные шаги уже в 8-месячном возрасте, другие начинают самостоятельно переступать только в 13 месяцев.

Начальный период ходьбы имеет свои характерные особенности: чтобы удержать равновесие, малыш широко расставляет ноги, разводит в стороны руки, протягивает их вперед или поднимает вверх, покачивается из стороны в сторону. Туловище его наклонено вперед, ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни развернуты внутрь, косолапят, так как дети неуверенно выносят ноги вперед. Шаг неравномерный, семенящий, короткие.

Ребенок ставит пока еще недостаточно развитую стопу прямо, а не с пятки на носок. Часто во время ходьбы, особенно при ускорении, малыши падают из-за того, что расположение центра тяжести не обеспечивает достаточной устойчивости во время движения.

В процессе разнообразных игровых упражнений, например «Иди ко мне», «Принеси куклу», «Подойди к столу», ребенок проходит 2-3-5 м без остановки. Расстояние и продолжительность ходьбы постепенно увеличиваются. Ребенка приучают изменять направление, переступать через лежащие на полу препятствия (веревку, ленту, рейку и т. д.).

На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном*ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку - малышам она не под силу. Заинтересовывают, хорошо закрепляют умение ходить игровые подражательные упражнения «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д.

Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия.

Необходимы многократные упражнения в ходьбе по дорожке, доске, ребристой или наклонной плоскости и их повторения в новых сочетаниях и ситуациях. При первых попытках малыши осторожно выполняют такие задания, требуют помощи, смотрят под ноги, идут неуверенно, робко приставным шагом. Однако часто они не соблюдают ограничений (веревки, рейки, края дорожки), наступают или переступают их. Воспитатель доброжелательно направляет ребенка, помогает ему идти по дорожке, держит за руку, подбадривает его и, если нужно, идет рядом.

Воспитатель приучает детей ставить поочередно сначала одну, затем другую ногу, поднимаясь на гимнастическую доску, скамейку, ящик, и также спускаться, избегая при этом спрыгивания на пол, так как прыжок в глубину не соответствует возможностям детей этого возраста.

Упражнения в ходьбе хорошо развивают внимание, если они проводятся эмоционально, в игровой форме с использованием предметов и игрушек: «Иди по дорожке к кукле», «Пройди по мостику к мишке». Взрослый многократно называет предмет, а малыши повторяют название, обогащая тем самым свой активный словарь.

Постепенно в игровых упражнениях «Идите ко мне», «В гости к куклам» и т. п. дети осваивают ходьбу небольшими подгруппами. В дальнейшем темп ходьбы ускоряется, малыши делают попытку побежать, выполняя задания «Бегите ко мне», «Догоните собачку (куклу)» и т. д.

Составной частью каждого занятия во второй группе раннего возраста становятся разнообразные упражнения в ходьбе с помощью взрослого и самостоятельная ходьба.

 

Примерные упражнения

 

Первое полугодие. Ходьба: к цели по прямой;

по дорожке (ширина 30-25 см, длина 2-3 м)\

по дорожке из линолеума (ширина 30 см, длина 3-5 м);

по гимнастической доске (ширина 30-25 см) с помощью взрослого и без него;

через лежащую на полу ленту, веревку палку;

подняться на. ящик (высота 10-15 см) и сойти с него с помощью взрослого;

переступать через ленту (веревку, палку), лежащую на полу.

Второе полугодие. Ходьба:

между стульчиками, кубами, булавами, кеглями;

через кубы, кегли, обручи, палку (высота от пола 5, 10, 15 см)\

из обруча в обруч;

по наклонной доске вверх и вниз;

по гимнастической скамейке с воспитателем;

с предметом в руках;

с изменением, направления;

за мячом, (после катания);

подняться на ящик (высота 15-20 см), гимнастическую скамейку и сойти с нее;

подражательная (как солдат, мышка, собачка, птичка, медведь).

 

Ползание и лазанье. Ползать ребенок начинает с 5-6 месяцев. При передвижении на четвереньках у ребенка уменьшается нагрузка на позвоночник (достаточно сильная, когда малыш сидит во время приема пищи, на занятиях, играя с предметами), укрепляются, мышцы спины, живота, формируется правильная осанка.

Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в этом виде движения (ползании, подползании, переползании) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.

Нередко в начале второго года жизни, чередуя ходьбу с ползанием, дети иногда нарушают координацию движений, теряют равновесие, падают, поэтому их не следует торопить.

Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом за взрослым, который помогает им правильно двигаться. Если у ребенка не получается движение, воспитатель занимается с ним отдельно. «Олечка, сейчас поползем к мишке в гости. Он нас ждет», - обращается воспитатель к девочке.

Чтобы повторить упражнение в ползании и увеличить нагрузку, можно провести его одновременно для всей подгруппы: на противоположной стороне (на расстоянии 2-5 м) расставить игрушки (по числу детей) и предложить ползти к ним всем вместе.

Ползание целесообразно сочетать с переползанием через бревно, гимнастическую скамейку,а также подползанием под веревку, рейку, дугу и т. д. любым способом, удобным для ребенка.

Более сложное упражнение - ползание на четвереньках но наклонной доске или гимнастической скамейке - включается в занятия во второй половине года.

Лазанье дети второго года жизни осваивают медленнее, так как они боятся высоты: поднявшись на первую рейку лестницы, тотчас сходят на пол. Обучая каждого ребенка этому движению, воспитатель должен быть особенно внимательным и следить, чтобы малыш, пытаясь взяться за следующую рейку, не отпускал сразу обе руки, не опирался о перекладину предплечьем, не наклонял голову, поочередно переставлял руки и ноги, двигался произвольно, в удобном ему темпе, постепенно привыкал к высоте.

В лазанье удобнее всего упражняться на лесенке-стремянке, занимаясь индивидуально.

 

Примерные упражнения

 

Первое полугодие. Ползание:

на четвереньках по прямой с подлезанием под рейку, веревку, дугу, стульчик;

с переползанием через бревно;

между двумя параллельно положенными веревками (по дорожке) - и пролезание через* обруч.

Второе полугодие. Ползание: с перелезанием через гимнастическую скамейку; с подлезанием под гимнастическую скамейку; за мячом, который катится;

вверх по наклонной доске, по гимнастической скамейке; лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз, приставляя одну ногу к другой.

 

Бросание и катание. На втором году жизни ребенок начинает осваивать упражнения в метании, которые укрепляют мышцы рук, плечевого пояса и туловища, развивают глазомер, пространственные представления, согласованность движений, меткость и ловкость.

Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и переносить предмет двумя и одной рукой. Ребенка заранее знакомят с некоторыми свойствами предметов, показав, что, например, мешочек с песком падает, мячик подскакивает и катится. Так, сначала детям предлагают подержать предмет, поиграть с ним, воспитатель несколько раз повторяет название. Затем воспитатель просит показать предмет, где он находится: «Ирочка, покажи мне, где мяч, где мешочек с песком», - зовет детей поиграть вместе, бросает маленький мяч обеими руками вверх, вперед, катает его, ударяет об пол; мешочек с песком перебрасывает из одной руки в другую; рассыпает вокруг себя мячи и шарики (по количеству детей) с тем, чтобы каждый мог взять мяч, принести и положить его в определенное место. При этом используются мячи разных размеров. Большие мячи дети берут и несут двумя руками, маленькие - одной.

После этого начинается индивидуальное ознакомление: каждый ребенок держит мяч в обеих руках и учится бросать его вперед, катать мячи или шары одной и двумя руками. Взрослый следит, чтобы малыши не цепко держали предмет, не тянули руки вперед, соблюдали указанное направление. Например, воспитатель дает ребенку мяч, предлагая держать его свободно и с усилием оттолкнуть от себя.

При многократном повторении дети на втором году жизни осваивают скатывание, катание, бросание одной и двумя руками вперед. Затем их учат делать бросок, энергично отталкивая предмет в определенном направлении.

В форме игровых, увлекательных упражнений бросок -осваивается индивидуально с каждым, а потом всей подгруппой. Малыши перебрасывают взрослому (мишке, зайке) мяч, мешочек с песком через скамейку или ленту на расстояние 2-3 м. Чтобы дети не выбегали вперед, можно ставить их на гимнастическую скамейку (ленточку, натянутую на уровне пояса или груди ребенка).

Бросание одной рукой или обеими руками снизу и из-за головы требует сосредоточенности, согласованности движений, некоторого силового напряжения, однако по сравнению с другими эти способы наиболее доступны детям второго года жизни. Надо лишь следить за тем, чтобы и правой и левой рукой ребенок бросал одинаковое количество раз. Положение туловища при этом произвольное.

Несколько сложнее детям катать, отталкивать мяч обеими руками, но во второй половине года они с этим заданием успешно справляются.

Метание в цель по своему способу выполнения наиболее трудное движение для детей второго года жизни; как правило, они стараются приблизиться к ящику, корзине, обручу и положить предмет или бросают, не умея выбрать правильную позу, и даже стоя лишь в полуметре от цели, не справляются с заданием. Многие и к 2 годам не умеют целиться, определять направление броска, соразмерять его силу и дальность. Поэтому метанию в цель малышей второй группы раннего возраста обучать не следует, целесообразно только ознакомить с этим видом действия.

Детям второго года жизни не доступны упражнения в ловле мяча. Поэтому они не включаются в занятия.

Примерные упражнения

 

Первое полугодие. Бросание и катание: держать мяч обеими и одной рукой;

собирать разнообразные мячи и шар-ики, самостоятельно класть их в корзину (ящик); катать шары;

бросать мяч двумя руками вперед. Второе полугодие. Бросание и катание:

перебрасывать мяч (мешочек с песком) через гимнастическую скамейку (ленту) на уровне груди ребенка двумя и одной рукой; катать мяч двумя руками; класть мяч в определенное место (цель);

бросать мяч в горизонтальную цель (расстояние 50-60 см, диаметр цели не менее 50 см).

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

В работе с детьми второго года жизни общеразвивающие упражнения используются мало. Большинство из них проводятся с предметами, которые помогают ребенку выполнить упражнения. Иногда проводятся упражнения имитационного характера. Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационные. Например, лежа на спине, ребенок поднимает ноги до палки, которую на определенной высоте держит воспитатель.

Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения: напряженное прогибание спины, наклоны туловища вперед и в стороны, приседание и последующее выпрямление на носках с подтягиванием вверх, поднимание выпрямленных ног до палки и т. д.

Упражнения для детей этой группы отличаются простотой и включаются в содержание каждого занятия. Исходное положение при их выполнении преимущественно сидя или лежа.

Проведение общеразвивающих упражнений с детьми второго года жизни требует особого подхода. Воспитатель помогает каждому ребенку принять правильное исходное положение - сесть или лечь на коврик (ковровую дорожку); взяться обеими руками за палку (обруч); сесть верхом на гимнастическую скамейку и т. д., так как от этого во многом зависит правильность выполнения упражнения. Взрослый выполняет упражнение вместе с детьми. Например, держась за обруч или длинную палку, приседает или только регулирует темп упражнения - поддерживает обруч с противоположной стороны, а дети, держась за него, садятся и ложатся.

Учитывая, что на втором году жизни дети лучше понимают речь взрослого, особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения, причем само движение малышам более понятно. Поэтому объяснения должны быть конкретными, краткими, четкими. Слово должно точно соответствовать действию. Дети привыкают к определенному - порядку, если он систематически повторяется и закрепляется. Например, на занятии воспитатель обращается к ним: «Все сядем на коврик. Олечка, садись, Юра, ты тоже садись; Вовочка, ты сядь здесь» и т. д., предлагает всем взяться за длинную палку и помогает это сделать, а затем говорит: «Держитесь за палку крепко. Теперь поднимите руки вверх и... опустите вниз. Подняли руки... и опустили», выполняя движения с малышами. Некоторые из них повторяют за воспитателем слова, это надо поощрять. Спустя несколько занятий большинство детей начинает активно реагировать на знакомые слова: «сесть», «лечь», «встать», «взяться за обруч, палку».

Такие пособия, как флажки, ленточки, погремушки, платочки, в этой возрастной группе применять не следует, а те, которые используются на занятиях, должны быть знакомы детям. Поэтому предварительно предметы даются детям, чтобы они могли рассмотреть и поиграть с ними.

Постепенно все приучаются выполнять упражнения одновременно, каждый согласовывает свои движения с движениями других. В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности. Например, лежа на спине, дети поднимают ноги до палки (ее держит воспитатель) и опускают, стараясь при этом не сгибать их, однако это требование не является обязательным, ноги могут быть несколько согнуты в коленях. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.

Упражнения с длинной палкой1

1.И. п: лежа на спине, держаться обеими руками за палку (хватом сверху), руки вытянуты. По сигналу «сядем» воспитатель поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся, по сигналу «ляжем» палка медленно опускается, и дети возвращаются в исходное полож_ение (рис. 1).

2.И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, воспитатель держит палку на высоте выпрямленных ног детей. По сигналу «'поднимите ноги, достаньте палку» дети поднимают ноги до прямого угла с туловищем (рис. 2) и опускают их. (В начале года, когда дети не понимают словесных указаний, следует прикоснуться палкой к студиям ребенка, побуждая его удержать палку пальцами ног.)

И. п.: лежа на животе, держаться за палку обеими руками хватом-сверху. Воспитатель немного приподнимает палку, и вместе с нею дети приподнимают корпус; палку медленно опускает, и дети возвращаются в исходное положение (рис. 3).


Рис. 5

Рис. 7

 

4.И. п.: сидя, держаться за палку обеими руками, хватом сверху. Поднять руки вверх и опустить. Воспитатель вместе с детьми поднимает и спускает палку (рис. 4).

5.И. п.: стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть (каждый приседает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться (рис. 5).

6.И. п.: сидя верхом на гимнастической скамейке держаться за палку (с каждой стороны). Воспитатель сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновременно или попеременно - одна рука продвигается вперед, другая подтягивается к туловищу, палка движется вперед-назад (рис. 6).

7.И. п.: то же. Наклоняться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево левая рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные (рис. 7).

 

 

Упражнения с обручем

1.И. п.: сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: