Практический материал для занятия по теме «Память»




Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

 

1. Что из перечисленного не является процессом памяти?

а) воспроизведение;

б) переключение;

в) сохранение;

г) запоминание.

 

2. Произвольное запоминание характеризуется:

а) длительностью сохранения информации;

б) сознательно поставленной целью запомнить необходимую информацию;

в) значительным объемом запоминаемой информации;

г) легкостью воспроизведения нужной информации.

 

3. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью;

б) более развита у детей;

в) обладает практически неограниченной длительностью;

г) все ответы верны.

 

4. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений и требующее усилий и старания, - это:

а) узнавание;

б) представление;

г) реминисценция;

д) припоминание.

 

5. При извлечении информации из памяти всегда легче:

а) вспомнить отдельный элемент;

б) распознать элемент информации среди предъявленных других;

в) вспомнить весь информационный объем;

г) ответить на прямые вопросы.

 

6. «Эффект края» - это:

а) повышение продуктивности запоминания конца ряда;

б) повышение продуктивности запоминания начала ряда;

в) повышение продуктивности поминания в начале и в конце ряда;

г) все ответы верны.

 

7. «Кривая забывания» Г. Эббингауза заключается в следующем:

а) в первые часы или дни после запоминания, забывание происходит

интенсивно, затем замедляется;

б) сразу после запоминания информация стирается немедленно, затем

процесс ускоряется;

в) после запоминания информация стирается равномерно, без ускорения или

замедления;

г) все ответы неверны.

 

8. Согласно выявленной П.И. Зинченко зависимости, непроизвольное запоминание:

а) является наиболее эффективным, когда включено в какую-нибудь деятельность;

б) может быть эффективнее произвольного, если включено в выполнение какой-нибудь задачи;

в) эффективнее, если задача связана со смысловой переработкой материала, а не с формой;

г) все ответы верны.

 

9.Человеческой памяти, в отличие от памяти компьютеров, соответствуют следующие особенности (выберите правильные ответы):

а) весь объем материала никогда не запоминается целиком;

б) запоминает строго стандартизованную информацию;

в) весь объем материала может запомниться целиком;

г) процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер;

д) запоминает нестандартизированную информацию.

 

Задание №2. Установите соответствие между типами памяти и особенно хорошо запоминаемым материалом.

 

1. Словесно-логический тип памяти.

2. Наглядно-образный тип памяти.

3. Эмоциональный тип памяти.

А. Абстрактный материал.

Б. Чувства.

В. Зрительные образы.

 

Задание №3. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

 

1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

2. В случае если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.

3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.

4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.

7. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

8. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

9. Процессы памяти не связаны с процессами мышления.

10. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.

 

Задание №4. Определите по приведенным фрагментам, о каких видах памяти идет речь. Какиепризнакинаэтоуказывают?

1. Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне — к мысли о плуге, поле и т.д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом».

2. Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описыва­ет эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов счастливого детства: «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой-настоенный на травах чай». Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем, город с его садами — все выплеснулось из моей чашки чая».

Задание№5. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?

 

1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

2. В фильме «Огни большого города» герой Ч. Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе в гости, но трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь.

3. Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (негра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мнительным характером будет убежден, что «так и должно было случиться».

4. Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчик» девочка Маша, взглядывая на другого героя, Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили». (По О. В. Турусовой)

 

Домашнее задание:

1. Прочитать в учебнике Дубровиной «Психология» главу по теме «Внимание»

2. Выписать в тетрадь:

· Определение внимания

· Его функции

· Виды +по 1 примеру из жизни к каждому виду

· Свойства с расшифровкой +по 1 примеру из жизни к каждому свойству



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: