Лекция 6. Средневековая философия




План:

1. Особенности средневекового мировоззрения

2. Патристика

3. Схоластика

4. Номинализм и реализм

 

Особенности средневекового мировоззрения

Все вопросы решались с точки зрения теоцентризма, креационизма, провиденциализма

Теоцентризм (theos – Бог) – источник и причина всего Бог. Он центр мироздания, активное и творящее начало.

Креационизм (creatio – создание сотворение) – Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, пребывающую в постоянном изменении

Провиденциализм (providentia – провидение) - всеми мировыми событиями, историей и поведением отдельных людей управляет божественное провидение, Бог.

Основные черты философии

Тесная связь со Священным писанием, которое является универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории.

Символический характер культуры, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории

Средневековая философия основана на традиции, преемственности, консерватизме, ей чужд скептицизм

Дуализм божественного и человеческого, небесного и земного

Философия лишилась статуса самостоятельной области знания, обрела форму религиозной философии, стала служанкой богословия.

 

Патристика

ПАТРИСТИКА (pater – отец) - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви» и их коментарии.

Августин Блаженный Аврелий (354-430 гг.) - христианский теолог и философ, один из Отцов христианской церкви, родоначальник христианской философии истории.

Авторитет и влияние Платона.

Царство дьявола – государство — это царство греха.

Царство Бога – церковь, основана на любви к Богу.

Церковь (” Град Божий”) и государство противопоставлены друг другу: государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме.

Высшее блаженство – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины

История человеческого общества знает начало, имеет смысл и предполагает свой финал. Глобальный смысл истории заключается в победе христианства во всемирном масштабе.

Бог – вне материальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Он сверхприроден.

Судьба – промысел Божий.

Время есть мера движения и изменения.

Все сотворенное Богом – добро.

В диалектике бытия трудно разобрать что добро, а что зло.

 

Схоластика

Схоластика (shola – школа) – направление в средневековой философии, сторонники которого стремились к рациональному познанию бытия Бога.

Центральный вопрос – о соотношении знания и веры, веры и разума. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их.

В рамках схоластического мышления сочетались догматические предпосылки с рационалистической методикой.

Особым вниманием пользовалась формально-логическая проблематика.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, канонизирован католической церковью.

Связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля и интерпретировал его идеи согласно Священному писанию, поставив веру выше разума.

Форма – целевая причина образования вещей. Бог – чистая форма.

Вещь существует одновременно вне нас в своем бытии и внутри нас в качестве образа.

Сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Индивидуальность – единство души и тела.

Человек общественное существо.

Номинализм и реализм

Основная проблема – проблема универсалий т.е. природы общих имен или понятий.

Обладают ли понятия самостоятельным бытием или они – всего лишь имена для обозначения единичных вещей.

НОМИНАЛИЗМ - универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении.

Номиналисты (Беренгер, Росцелин, Абеляр) отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи». Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

Универсалии - суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса (Росцелин).

Универсалии реально не существуют. Это только множество индивидов, обозначенных одним общим именем, словом (Пьер Абеляр).

РЕАЛИЗМ - Подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.

Универсалии (общие понятия, роды) существуют независимо от мысли, реально в виде некой сущности, независимо от человека.

Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский, основываясь на положениях Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий:

«до вещей» - в божественном разуме,

«в самих вещах» как их сущность, или форма и

«после вещей», т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции.

Крайний реализм - общее существует только вне вещей (Ансельм Кентерберийский).

Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Объясните термин «патристика».

2. Объясните термин «схоластика».

3. Как Августин объяснял время и пространство?

4. На труды какого философа опирался Августин?

5. На труды какого философа опирался Ф. Аквинский?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: