Тип проекта: Познавательно-творческий
Продолжительность: 1 недели
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели
Возраст детей: 5-7 лет.
Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта:
- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
- познакомить детей с особенностями народного быта;
- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;
- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;
- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;
- познакомить детей с разными видами народного творчества;
- развивать художественно — творческие способности детей;
- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;
- беседы, вопросы, разъяснения.
Значение проекта:
1. Для детей:
- Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
-Познакомить детей с русской народной игрушкой;
-Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
-Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
-Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
-Воспитывать патриотические чувства у детей.
2.Для педагогов:
- углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;
-формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.
3.Для родителей:
-Консультация на тему «Русские народные традиции»
-Проведение русских народных праздников (Масленица, Пасха)
-Оганизация выставки детского творчества.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, матрешка, освоение техники рисования узоров;
- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;
- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;
- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Для педагогов:
- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;
Для родителей:
- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;
- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами;
-заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный
Разработка проекта.
1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
II этап - основной
План работы над проектом по образовательным областям:
Познавательное развитие:
1.Беседы:
- Беседа: «Народные традиции»;
-Тематическая беседа «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);
-Беседа «Золотая хохлома»;
- Беседа «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой».
2.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель», «Филимоновские игрушки», «Дымка».
Социально-коммуникативное развитие:
1.Сюжетно-ролевые игры:
- Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»;
2.Беседы:
-Беседа «Чудо-мастера Руси»;
- Беседа-обсуждение жизни наших предков.
Игровая деятельность:
1.Тетрализованные игры:
-театрализованная игра «теремок»;
- настольный театр «Волк и семеро козлят»;
-театрализованная игра «Колобок».
2.Дидактические игры:
-дидактическая игра «Собери матрешку»;
-дидактическая игра «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.
-дидактическая игра «Составь сказку». Учить составлять сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.
- лото «Русские узоры»
Речевое развитие:
-Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек, небылиц;
-Загадки о народных промыслах;
-Рассматривание и рассказывание дымковских игрушек, посуды хохломской росписи, гжели;
Физическое развитие:
1. Русские народные игры: «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
2.Пальчиковая гимнастика: «На ладошки мы подуем», «Сороконожки», «Оладушки».
3.Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Дудочка».
4.Гимнастика для глаз: «Чудеса».
5.Физминутки: «Заводные игрушки», «Матрешки».
Художественно-эстетическое развитие:
-Рисование «Хохломская роспись»,
-Рисование «Роспись дымковского петушка»,
-Аппликация «Русская матрешка»,
- Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).
Чтение художественной литературы:
Стихотворения (А. Барто «Игрушки», Некрасова «Веселые матрешки», И. Чернидская «Матрешки»)
Русские народные сказки: «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка сестричка и волк», С. Маршак «О матрешках», «Лиса и заяц»)
III этап - заключительный
-Обработка результатов по реализации проекта;
-Выставка детских работ.