Критерии эффективности управления рисками




Структура аналитического отчёта об управлении рисками

Типовой аналитический отчёт об управлении рисками на проекте состоит из трёх частей.

В первой части описывается сам проект, приводится его код, руководитель проекта, лицо, управляющее рисками, команда проекта и спонсор проекта. Далее описываются первоначальные и фактические рамки проекта, а также указываются отклонения от рамок и их причины. Затем по усмотрению составителя отчёта приводится описание открывшихся возможностей с указанием того, какие из них были использованы на проекте, а какие были упущены.

Во второй части необходимо дать расширенные ответы на следующие вопросы:

  • Что было сделано правильно, а что нет?
  • Какие ошибки были допущены?
  • Что можно было сделать лучше?
  • Что можно было сделать иначе?
  • Какие «сюрпризы» не были предвидены?
  • Пришлось ли тратить резерв на исправление ошибок?
  • Пришлось ли отходить на запасные позиции?
  • Какие уроки можно почерпнуть на будущее?

Третья часть состоит из отчётов лиц, управлявших конкретными рисками. В данных отчётах должно быть указано, реализовался ли риск, и если реализовался, то по какой причине. Также должно быть указано, как в процессе работы над проектом менялись показатели риска, за которыми вёлся мониторинг, и, если показатели начинали приближаться к зоне реализации риска, какие методы предупреждения использовались.

Критерии эффективности управления рисками

В следующей таблице представлены критерии успешности процесса управления рисками на проекте:

Класс проекта Эффективно Малоэффективно Не эффективно
Высокорискованный Реализовалось менее 10 % рисков Реализовалось менее 25 % рисков Реализовалось более 25 % рисков
Рискованный Реализовалось менее 20 % рисков Реализовалось менее 50 % рисков Реализовалось более 50 % рисков
Среднерискованный Реализовалось менее 30 % рисков Реализовалось менее 60 % рисков Реализовалось более 60 % рисков
Низкорискованный Реализовалось менее 50 % рисков Реализовалось менее 75 % рисков Реализовалось более 75 % рисков

 

25. ISO 10006:2003. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов.

Данный международный стандарт сам по себе не является руководством по УП. В нем приведены руководящие указания по качеству процессов УП.

В стандарте приводятся основные принципы и практические методики, которые влияют на качество разработки и реализации проектов. В нем процессы по проекту сгруппированы в две категории: процессы УП и процессы, связанные с продуктом проекта.

Стандарт применим к проектам различной степени сложности, небольшим или большим, краткосрочным или долгосрочным, выполняемым в различных окружающих условиях безотносительно к виду продукта или процесса.

В стандарте разделяются понятия процессов управления и фаз реализации проекта. Проект может быть разделен на различные взаимозависимые процессы и фазы в качестве средств планирования и контроля за реализацией целей и оценкой связанных с этим рисков.

Фазы делят жизненный цикл проекта на управляемые стадии, такие как разработка концепции и проектной документации, реализация, сдача в эксплуатацию.

Всего в стандарте выделено 11 групп процессов:

стратегические (определение направления проекта);

относящиеся к ресурсам и персоналу;

касающиеся взаимосвязей;

касающиеся области применения;

касающиеся времени;

связанные с затратами;

связанные с передачей информации;

касающиеся рисков;

связанные с закупками.

Восемь принципов менеджмента качества:

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство руководителя;

3) вовлечение работников;

4) процессный подход;

5) системный подход к менеджменту;

6) постоянное улучшение;

7) принятие решений, основанное на фактах;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

26. PMI. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide). Руководство к своду знаний по управлению проектами.

РМВОК Guide является американским национальным стандартом УП и широко используется в мире. В основу стандарта положена процессная модель описания деятельности по УП.

В качестве основных целей разработки Руководства называют унификацию терминологического пространства и использование данного документа в качестве базового справочного пособия для сертификации профессионалов по управлению проектами (РМР).

В Руководстве определяются:

• структура УП (часть 1). В данной части содержатся основные сведения об УП, определены основные термины и общий обзор глав Руководства. Особое внимание уделяется понятиям жизненного цикла проекта, организационным структурам и окружению проектов;

• стандарт УП (часть 2) включает описание пяти групп управленческих процессов: 1) инициация, 2) планирование, 3) организация исполнения, 4) контроль и 5) завершение. В рамках данных групп процессов описываются 44 базовых управленческих процесса и взаимосвязи между ними;

• области знаний по УП (часть 3) состоят из девяти областей знаний: управление 1) интеграцией, 2) содержанием, 3) сроками, 4) стоимостью, 5) качеством, 6) человеческими ресурсами, 7) коммуникациями, 8) рисками, 9) поставками проекта. В данной части приводится детальное описание для каждого из 44 управленческих процессов, включая общее описание процесса, входной и выходной информации, а также перечисление рекомендуемых методов и инструментов.

В РМВОК Guide включено описание перечисленных ниже управленческих процессов:

· Управление интеграцией проекта;

· Управление содержанием проекта;

· Управление сроками проекта;

· Управление стоимостью проекта;

· Управление рисками проекта;

· Управление качеством;

· Управление человеческими ресурсами;

· Управление коммуникациями проекта;

· Управление поставками проекта.

Одним из направлений развития стандарта РМВОК стала его адаптация к отраслевой специфике. В настоящее время выпущены расширения стандарта для правительственных и строительных проектов.

27. Projects in Controlled Environments (PRINCE2).

Стандарт, регламентирующий управление отдельными проектами, разработан в Государственном департаменте коммерции в Великобритании PRINCE2. Данный стандарт регламентирует также процессы управления и параметры контроля на уровне отдельного проекта. В стандарте хорошо прописана связь управленческих процессов с требованиями к структуре и характеристиками создаваемого в рамках проекта продукта.

Стандарт широко используется в государственном и частном секторе в Великобритании и все чаще применяется на международном уровне.

Относительно новая область стандартизации — процессы управления такими объектами, как программа и портфель проектов.

На протяжении уже почти десяти лет стандарты, выпущенные в Великобритании Государственным департаментом коммерции используются в правительственных программах, а также для сертификации менеджеров программ.

28.Стандарт управления портфелем проектов. Институт управления проектами, США.

Основные цели разработки стандарта — формулирование понятийного пространства управления портфелем проектов, определение типовых процессов и их результатов без привязки к отраслевым особенностям бизнеса, а также описание ключевых ролей управления портфелем, зон ответственности и полномочий. Важное значение придается стратегии организации, возможности отслеживания достижения целей через процессы интегрированного управления портфелями проектов, программами и отдельными проектами. Раскрывается взаимосвязь с функциональными областями управления: финансами, маркетингом, корпоративными коммуникациями, управлением персоналом.

Процессы управления портфелем представлены двумя группами:

· группа процессов формирования портфеля;

· группа процессов мониторинга и контроля.

29. Международные требования к компетенции менеджеров проектов. IPMA Competence Baseline.

Основной стандарт, разработанный IPMA, — ICB (IPMA Competence Baseline, 3-я версия выпущена в 2006 г.). Этот стандарт определяет требования к квалификации специалистов в области УП и является основой для международной сертификации. В соответствии с правилами и требованиями IPMA в России разработаны национальные требования к компетенции менеджера проекта и программа сертификации специалистов по управлению проектами. Специалисты, прошедшие сертификацию по этой системе, получают сертификаты международного образца, которые признаются во всем мире.

Международные требования к компетенции менеджеров проектов, а также основанный на них российский национальный стандарт, выпущенный Российской ассоциацией УП СОВНЕТ, определяют требования к знаниям и квалификации специалистов, а также к процессу их сертификации по четырем уровням квалификации в области проектного менеджмента:

1) специалист по проектному менеджменту;

2) менеджер проекта;

3) ведущий менеджер проекта;

4) директор программы.

Международные требования к компетенции специалистов по УП (ICB) содержат три группы взаимосвязанных элементов знаний, включающие:

1) 20 технических элементов знаний, относящихся к содержанию проектного менеджмента;

2) 15 поведенческих элементов знаний, относящихся к межличностным отношениям между индивидуумами и группами, участвующими в проектах, программах и портфелях;

3) 11 контекстуальных элементов знаний, относящихся к вопросу взаимодействия проектной команды в контексте проекта и организаций, инициировавших и участвующих в проекте.

30. Стандарт управления проектами и программами в организации Р2М.

P2M — один из наиболее авторитетных современных стандартов в области управления проектами и программами, рекомендованный специалистами в качестве международного. Его положениями руководствуются в управленческой практике множество национальных и интернациональных корпораций.

Исходная идея концепции стандарта Р2М заключается в представлении проектов и программ в качестве основополагающих элементов стратегического управления организацией.

Стандарт включает как разделы, детально описывающие общие концепции и терминологию управления проектами и программами, так и одиннадцать основных сегментов (областей) управления.

В разделе, посвященном управлению программами, приводятся определения и система взаимосвязей основных понятий. Процессы управления программами включают управление интеграцией проектов в программе, направленное на их оптимизацию. Базовый аппарат управления программами состоит:

• из методологии управления отдельными проектами;

• интегрального менеджмента (интеграция проектов и программ друг с другом и с окружением);

• управления по сегментам;

• общей методологии управления программами (разработка миссии, определение ценности, формирование команды исполнителей, участников и заинтересованных сторон программы, разработка системы показателей для отслеживания хода выполнения программы, создание ее архитектуры и платформы).

УП по сегментам включает следующие области управления:

• стратегическое;

• финансами;

• системами;

• организационной структурой;

• достижением целей и показателей;

• ресурсами;

• рисками;

• информационными технологиями;

• взаимоотношениями участников проекта;

• коммуникациями;

• управление проектом, направленное на совершенствование.

31. Модель зрелости организации в области проектного менеджмента ОРМ3.

В конце 2003 г. PMI выпустил модель зрелости организационного управления проектами ОРМ3, которая изначально позиционировалась как международный стандарт в данной области.

По определению PMI, организационное УП — это систематичное управление проектами, программами и портфелями проектов, направленное на достижение стратегических целей компании. Это использование знаний, навыков, инструментов и техник в проектной деятельности организации для достижения стратегических целей через реализацию проектов.

Понятие «зрелость организационного УП» описывает способность организации отбирать проекты и управлять ими таким образом, чтобы максимально эффективно поддерживать достижение стратегических целей компании.

Основное назначение ОРМ3:

• обеспечивать стандарт для корпоративного УП, определяющий основные элементы корпоративной системы УП на всех уровнях — от стратегии и портфеля проектов до отдельных проектов;

• служить инструментом, позволяющим любой организации определить собственную зрелость в УП, а также выработать направление и конкретные шаги развития корпоративной системы УП.

Стандарт ОРМЗ состоит из свода знаний (в привычном формате книги), а также базы данных и инструментария в электронном виде.

Инструментальная составляющая стандарта состоит из трех взаимосвязанных элементов:

1) знание представляет базу лучших практик по УП (около 600 практик, относящихся к разным объектам управления: портфель проектов, программа и проект, и к разной степени зрелости описания процессов);

2) оценка — инструмент, помогающий пользователям, ответив на опросный лист (более 150 вопросов), самостоятельно оценить текущую зрелость УП в организации, определить основные области компетенций и существующих практик;

3) если организация принимает решение развивать практики УП и переходить на новые, более высокие, уровни зрелости по УП, то в дело вступает элемент улучшение, который помогает компаниям выбрать стратегию и определить последовательность развития системы УП.

32. Сертификация по стандартам Международной ассоциации по управлению проектами.

Международная сертификация специалистов по УП — процесс определения соответствия:

• профессиональных знаний, опыта и навыков кандидата — установленным требованиям к специалисту по УП;

• деятельности кандидата — этическому кодексу менеджера проекта.

Сертификат является подтверждением опыта и профессионализма специалиста в области УП независимым, авторитетным органом.

Система сертификации IPMA основана на международных требованиях к компетентности специалистов по управлению проектами (IBC). Система сертификации предназначена для определения соответствия профессиональных знаний, опыта и навыков кандидатов установленным требованиям, предъявляемым к специалистам в области УП. Сертификационная программа IPMA включает четыре уровня, к каждому из которых разработаны свои требования соответствия. По результатам сертификации специалисту может быть присвоено в зависимости от уровня сертификации одно из следующих званий:

1) директор проекта способен управлять портфелем проектов или программой, а не только отдельным единичным проектом, с использованием соответствующих методологии и инструментов;

2) старший менеджер проекта способен управлять сложным проектом, координировать несколько подпроектов в его рамках;

3) менеджер проекта способен управлять проектом ограниченной сложности. Это указывает на то, что в дополнение к своим умениям применять знания в УП он также продемонстрировал соответствующий уровень опытности;

4) помощник менеджера проекта способен применять знания в области УП и может быть привлечен к участию в проекте в качестве одного из членов команды управления, но его общие знания недостаточны для выполнения более сложных задач.

Сертификация осуществляется уполномоченными сертификационными органами в странах — членах IPMA. Сертификация может проводиться как на базе ICB, так и на базе национальных требований к компетенции специалистов, разработанных в соответствии с требованиями IPMA. IPMA ведет общий реестр сертифицированных специалистов и гарантирует, что сертификаты, выданные в одной стране, действительны в любой другой стране.

33. Сертификация по стандартам американского Института управления проектами (PMI).

Система сертификации PMI основана на стандарте РМВОК. Уровни сертификации:

• профессиональный менеджер проекта (РМР);

• сертифицированный специалист по УП (САРМ).

Сертификация профессионального менеджера проекта РМР требует наличия теоретических знаний в сфере УП и подтверждения практического опыта в применении этих теоретических знаний. Иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 4500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Кандидат также должен иметь не менее 35 часов обучения в области УП. Кандидат может указывать любое обучение в этой области независимо от даты. Кроме того, кандидат должен подписать и соблюдать Кодекс профессиональной этики менеджера проекта.

Завершающим этапом получения статуса РМР является сдача экзамена-теста, 200 вопросов, на которые нужно ответить за 4 астрономических часа. Для успешной сдачи, правильных должно быть примерно 2/3.

САРМ. Этот сертификат предназначен для специалистов, которые имеют знания в области УП, но не имеют еще достаточного практического опыта. САРМ — это практик в УП, продемонстрировавший основные знания, а также умение применять инструменты и методики УП. Как член команды проекта, сертифицированный специалист обычно обращается за руководством, наставлениями и одобрением к более опытным практикам УП.

Чтобы получить степень САРМ, кандидат должен соответствовать требованиям к образованию и опыту, предъявляемым PMI, и демонстрировать высокий уровень понимания и знания УП, подтвержденный экзаменом на степень сертифицированного специалиста по УП. Экзамен по форме аналогичен экзамену на степень РМР, но состоит из 150 вопросов и длится три часа. А также иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 1500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Кандидат должен также иметь не менее 23 часов обучения в области УП.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: