План:
1. Позитивизм.
2. Феноменология
3. Герменевтика
4. Экзистенциализм.
5. Современные направления философской мысли.
Позитивизм О. Конта
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Создатель позитивизма, введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт.
Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт пришел к убеждению, что человеческий интеллект проходит три стадии развития. "В силу самой природы человеческого разума, - пишет он, - всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти последовательно три различные теоретические состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное, наконец, состояние научное, или позитивное". Когда-то люди объясняли явления окружающего мира с помощью мифа и религии, затем человеческий разум возвысился до философского (метафизического) объяснения; сейчас, в XIX веке, философское объяснение должно уступить место научному познанию мира. Отсюда вытекает негативное отношение к философии, характерное для позитивизма: философия уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке
Программа позитивистов с учетом ее эволюции может быть изложена в следующих пунктах: 1) познание должно быть освобождено от всякой философской (ценностной) интерпретации; 2) вся "традиционная", то есть прежняя философия как "метафизическая" должна быть заменена либо непосредственно специальными науками (наука - сама по себе философия), либо обобщенным и "экономным" обзором системы знаний, либо учением о соотношении между науками, об их языке и т.д.; 3) в философии не может быть деления на материализм и идеализм, поскольку различие между сознанием и материей достаточно условно.
Феноменология
Гуссерль Эдмунд (1859 - 1938) – основатель феноменологии (феномен - явление).
Феноменология – направление в философии в основе которого лежит изучение феноменов, понимаемых как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Гуссерль считал ее строго научной.
Цель философии – построить науку о науке. Он стремился отыскать последние самоочевидные логические принципы и очистить сознание от эмпирического опыта с помощью редукции т.е. сведения высшего к низшему, простому. В этом Гуссерль видел метод постижения сущности событий. Правда сущности при этом выступают как «значения», не обладающие собственным, самодостаточным статусом существования.
Герменевтика
Герменевтика - истолкование, понимание текстов.
Это не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования человеческого бытия вообще.
Основателем герменевтики можно считать немецкого романтика Шлейермахера (1768 - 1834). Он представлял гевменевтику как искусство понимания чужой индивидуальности. Вильгельм Дильтей (1833-1911) использовал ее как метод исторической интерпретации и положил в основу школы истории духа и понимающей психологии (потом использована в понимающей социологии Вебера). Задачу философии он видит в том, чтобы понять "жизнь" исходя из нее самой. Понимание родственное интуитивному проникновению в жизни он противопоставил метод объяснения, применимый в науках о природе и доказательный. Понимание чужого мира осуществляется путем вживания, сопереживания.
Основную проблему герменевтики он видит в раскрытии ценности индивидуальности как предмета общезначимого объективного познания.
Гадамер Ганс Георг (1900-2002) - немецкий философ. Придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в суть философии.
С точки зрения герменевтики предметом философии является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. В этой области протекает повседневная жизнь и создается культура.
Экзистенциализм
Экзистенциализм - философия существования. Достигла расцвета между мировыми войнами. Больше выражена в художественных произведениях писателей (Достоевский, Ж.П. Сартр, А. Камю, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк).
Сьёрен Кьеркегор (1813 - 1855) - датский философ, основатель экзистенциализма.
Неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
Подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
Подлинное существование и есть экзистенция.
В философии главным выразителем идей экзистенциализма является немец Мартин Хайдеггер (1880-1976). Задача философии заниматься не столько науками, сколько вопросами индивидуального человеческого бытия.
Существование человека характеризуется озабоченностью, страхом, осознанием приближающегося конца своего бытия. Наиболее важно для человека ответить на вопросы о смысле жизни.
Хайдегер считает, что вопрос о смысле бытия несправедливо забыт философами и ставит его во главу угла. Нельзя пытаться осмыслить мир и при этом забывать самого осмысляющего-человека.
Личность остро переживает временность своего бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а ограничение настоящим приводит к тому, что мир вещей заслоняет от личности ее конечность. Забота, страх, вина выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем и смертность.
Он предлагает сосредоточиться на индивидуальном начале бытия - личном выборе, ответственности, поиске собственного Я, при этом уделяя внимание связи с внешним миром.