МОГиЧт в НШ
Задания к практическим занятиям
Тема 1. Особенности обучения младших школьников письму букв и их соединений
Цели:
1. Получить теоретические знания по формированию у младших школьников каллиграфического навыка.
2. Ознакомиться с написание строчных и заглавных букв русского алфавита и их соединениями.
3. Научиться объяснять учащимся особенности написания всех букв алфавита.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Значение и задачи каллиграфической работы в начальных классах.
2. Принципы обучения чистописанию.
3. Правила письма. Орудия и материалы для письма.
4. Выработка правильного наклона при письме.
5. Гигиенические условия письма.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить библиографию статей из журнала “Начальная школа” по формированию у младших школьников каллиграфического навыка.
2. Составить аннотацию на две статьи по выбору.
3. Научиться правильно писать все строчные и заглавные буквы русского алфавита и их соединения.
4. Научиться объяснять написание букв.
5. Обобщить опыт В.А. Илюхиной по обучению письму.
Методические задачи
1. На уроке письма заглавной буквы Б учащиеся провели анализ составляющих ее элементов. Затем учитель объяснил написание буквы на доске и попросил учеников обвести указательным пальцем букву из бархатной бумаги (буква наклеена на картон), потом эту же букву написали в воздухе под счет. В чем состоит цель этих приемов? Какие еще приемы вы можете предложить для достижения этой цели?
На уроке учитель предлагает учащимся задания: а) выделить буквы, которые пишутся только на рабочей строке; б) выделить буквы, которые выходят за строку сверху; в) выделить буквы, которые выходят за строку снизу. Какова цель предложенных заданий?
|
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.
2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.
3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.
4. Безруких М.М. Обучение письму. - М., 2004.
5. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.
6. Илюхина В.А. Чудо-прописи № 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2013.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.
8. Программы средней общеобразовательных учреждений Начальные классы УМК «Школа России». - М., 2012.
9. Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4. – М.: Просвещение, 2013.
Тема 2. Особенности обучения младших школьников письму слов и предложений. Совершенствование каллиграфического навыка письма во 2-4 классах
Цели:
1. Приобрести практические умения по написанию слов и предложений.
2. Определить трудности в формировании каллиграфического навыка.
3. Овладеть письмом на доске и в тетради.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Трудности письма. Основные каллиграфические ошибки младших школьников.
2. Обучение письму леворуких детей.
3. Особенности письма на классной доске.
4. Обучение первоклассников комментированному письму и письму под диктовку.
5. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования каллиграфического навыка.
|
6. Обучение письму “в широкую линейку”.
7. Требования к использованию каллиграфических упражнений в системе обучения русскому языку.
8. Содержание и структура занятий по чистописанию во 2- 4 классах.
9.Организация самостоятельной работы в процессе совершенствования каллиграфического навыка
Задания для самостоятельной работы
1. Научиться комментировать письмо слов и предложений.
2. Подобрать предложение для комментирования. Составить фрагмент урока по обучению школьников комментированному письму.
3. Научиться показывать образец письма “в широкую линейку” с учетом норм каллиграфии.
4. Составить фрагмент урока совершенствования каллиграфического навыка во 2, 3 или 4 классе
Методические задачи
1. Определите цель предложенных заданий. На каком этапе формирования каллиграфического навыка письма их целесообразно использовать? Ответ аргументируйте.
1). Перепишите без ошибок следующие строчки:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА…
2). В строчке спрятаны названия животных. Выбери и подчеркни (написано письменным шрифтом). Напиши еще названия 5 животных, которые живут на земле (в воздухе, в воде).
в облужденосокандикенгуруждаборсуканда неалиндабелкавиндобезьяналима
3). Текст написан наоборот – попробуй прочитать справа налево. Запиши правильный текст. Придумай продолжение.
. акножевдем илсенирп укинтохО
. ондобовс ябес лавовтсвучоп а,яслитумс ен коножевдем ытанмок в вапоП.
2. На уроке при отработке соединений буквы н учащиеся записывают прилагательные: зимняя, летнее, осенний, весенние. Охарактеризуйте соединения. Какие грамматико-орфографические и речевые задачи решаются при разборе данного материала?
|
3. На занятиях по чистописанию в 4 классе учитель предлагает для записи следующие строки:
На солнечной опушке Лиловенькие ушки
Фиалка расцвела - Тихонько подняла. (Е. Серова)
Какую предварительную графическую подготовку целесообразно провести?
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.
2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.
3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.
4. Безруких М.М. Обучение письму. - М., 2004.
5. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.
6. Илюхина В.А. Чудо-прописи № 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2013.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.
8. Программы средней общеобразовательных учреждений Начальные классы УМК «Школа России». - М., 2012.
9. Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4. – М.: Просвещение, 2013.
Тема 3. Из истории методов обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в разработке К.Д. Ушинского
Цели:
1.Определить особенности методов обучения грамоте.
2. Познакомиться с наследием К.Д. Ушинского в области методики обучения грамоте.
3. Выяснить сущность современного метода обучения грамоте.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Какие методы использовались в методике обучения грамоте?
2. К.Д. Ушинский о значении отечественного языка в первоначальном обучении.
3. Что такое наглядное обучение по К.Д. Ушинскому?
4.В чем заключается преимущество метода, предложенного К.Д. Ушинским, по сравнению с буквослагательным?
5. Почему К.Д. Ушинский называет свой метод историческим?
6. Как организуется процесс обучения грамоте по методу К.Д. Ушинского?
7. Почему метод К.Д. Ушинского определяется как метод письма-чтения?
8. В чем сходство и различие современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и метода, разработанного К.Д. Ушинским?
Задания для самостоятельной работы
1. Дать характеристику методам обучения грамоте (буквослагательный, слоговой, слого слуховой метод Л.Н. Толстого, звуковой аналитический, звуковой синтетический, целых слов) по плану:
- исторические предпосылки возникновения метода;
- особенности обучения;
- преимущества и недостатки метода.
2. Составить тезисы, характеризующие основные положения метода К.Д. Ушинского по следующим параграфам “Книги для учащих”: “О значении отечественного языка в первоначальном обучении”, “Первые занятия отечественным языком”, “О наглядном обучении”, “О первоначальном обучении грамоте вообще”, “Элементарное письмо”, “Звуковые упражнения, приготовляющие к чтению”, “дальнейшее и совместное изучение письма и чтения по азбуке”.
Методические задачи
1. Раскройте звуковые упражнения, приготовляющие к чтению, на основе которых К.Д. Ушинский определяет последовательность изучения букв
2. Объясните смысл следующего высказывания К.Д. Ушинского о трудностях овладения чтением: “Уяснить детям значение согласной буквы - самое важное и самое трудное дело во всем обучении грамоте. Это ключ к чтению...” (Избранные пед.соч. Учпедгиз, 1968. Т.2. С.117).
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.
2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.
3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.
4. Безруких М.М. Обучение письму. - М., 2004.
5. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.
6. Илюхина В.А. Чудо-прописи № 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2013.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.
8. Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4. – М.: Просвещение, 2013.
9. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию “Родного слова”: Книга для учащих. //Собр. соч. - М.; Л., 1968. Т. 6.
Тема 4. Анализ программы и учебников по обучению грамоте
Цели:
1. Познакомиться с содержанием и структурой программы по обучению грамоте
2. Выяснить требования программы к знаниям и умениям учащихся.
3. Познакомиться с содержанием и назначением материала “Азбуки”.
4. Выяснить возможности учебников для решения задач воспитательного, образовательного и развивающего характера в процессе обучения грамоте.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Как определяются в программе цели и задачи обучения грамоте?
2. Как решаются в “Азбуке” образовательные задачи, а также задачи нравственного воспитания учащихся, расширения их знаний об окружающей действительности?
3. Принципы построения “Азбуки”.
4. Последовательность изучения букв в “Азбуке” и ее обоснование.
5. Характеристика литературного материала для чтения в “Азбуке”.
6. Виды иллюстративного и занимательного материала в “Азбуке”, его назначение.
7. Характеристика методических пособий для учителя.