1.Составить аннотацию на две статьи из журнала “Начальная школа” по теме занятия.
2. Выписать приемы звукового анализа и синтеза.
3. Подобрать конкретный материал для иллюстрации каждого приема.
4. Подготовить сообщение на одну из тем:
- работа над дикцией на уроках обучения грамоте;
- артикуляция звуков;
- применение “ленты букв”, слого-звуковой схемы слова, разрезной азбуки, слогового абака (на выбор) на уроках чтения и письма.
Методические задачи
1. Определите цель каждого из упражнений, связанных с артикуляцией звуков.
А) Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! а! заметили, что рот во втором случае открывается шире? Произнесите сначала тихонько, а потом громче: с! с! Заметили, что язык стремится плотнее примкнуть к зубам?
Б) Понаблюдайте за произнесением звука [ с ]. К чему прикасается язык? Попробуйте принести так, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получается или нет?
В) Крикните: а! о! э! у! и! Легко?
Сердито накричите на своего соседа по парте: п! к! ш! Получилось? Имеет право сосед сказать: “Он накричал на меня”? (Вообще кричат на соседа не стоит, но вы сейчас ставите фонетический опыт, и поэтому можно).
2. Практика применения схем для слого-звукового анализа различна. Одни учителя используют схему как опору для анализа слова на протяжении всего периода обучения грамоте. Другие - на начальном этапе обучения, постепенно переходя к коллективному, а затем индивидуальному составлению схем в ходе анализа. Какой путь обучения считаете более эффективным? Ответ аргументируйте.
3. Назовите операции, которые выполняет ученик в ходе слого-звукового анализа. какова цель каждой из них?
Первоклассникам предъявляются две картинки: на одной изображены осы, на другой - жук. Задание: выбрать картинку, в названии которой один слог. Провести звуковой анализ слова.
- О-о-осы, - произносит ученик, поставляя ладошку под подбородок и наблюдая за его движением. - В этом слове два слога. Оно нам не подходит. На второй картинке жук: жу- у-ук. В этом слове один слог. Поставим картинку на наборное полотно. Ж-ж-жу-у-ук. В начале слова слияние - жу-. Ж-ж-жу. Первый звук в слиянии - [ ж ]: согласный, твердый. Нужна карточка с синим цветом. Жу-у-ук. Второй звук - гласный [ у ]. Ставлю карточку слияния с синим треугольником. За слиянием слышится еще звук: Жук-к-к - [ к ] - согласный, твердый. Ставлю синюю карточку. Проверяю (читает по схеме): жук. Слово получилось, значит, все правильно.
|
На примере 2-3 слов в полном объеме проведите слого-звуковой анализ, имитируя образцовый монологический ответ ученика.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.
2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.
3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя. - М., 2013.
4. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.
5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.
6. Программы средней общеобразовательных учреждений Начальные классы. УМК «Школа России». - М., 2012.
Тема 7. Развитие речи в период обучения грамоте
Цель:
Определить задачи и особенности работы по развитию речи в период обучения грамоте.
|
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Характеристика речи ребенка, поступающего в первый класс.
2. Какие изменения происходят в речевом развитии первоклассников?
3. Возможности “Азбуки” для решения задач развития речи учащихся:
- обогащения словаря;
- овладения предложением;
- развития связной речи.
Задания для самостоятельной работы
1.Составить аннотацию на две статьи из журнала “Начальная школа” по теме занятия.
2. Подобрать конкретный материал с указанием страниц азбуки для иллюстрации ответов на вопрос 3.
Методические задачи
1. Приведите примеры текстов азбуки, в которых требуется уточнение значения слов. Разработайте фрагмент урока.
2. Найдите в азбуке тексты позволяющие предупреждать повторы слов в детской речи. Для 2-3 из них подготовьте соответствующую беседу.
3. Выделите среди текстов азбуки такие, которые позволяют работать над заголовками, а через них - над темой или основной мыслю. Составьте фрагмент беседы.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.
2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.
3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.
4. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.
Тема 8. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте
Цель:
Выявить специфику грамматико-орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Как решается в “Азбуке” пропедевтика основных содержательных линий, которые встретятся в курсе русского языка:
- фонетика, графика и орфоэпия;
- состав слова (морфемика);
- грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;