Сущность и принципы государственной политики в сфере общего образования.




Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Два примера ярче всего докажут необходимость качественного образования.

Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. Во многих развитых странах на него существенно увеличены государственные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастет. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу. Один из президентов США в этой связи сказал: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты». В докладе Совета по науке Белого Дома говорится: «Благополучие американского общества непосредственно связано с положением дел в университетах».

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, — это система образования для молодежи. Причем больше для молодых женщин, Нежели для мужчин. Казалось бы, это противоречит здравому смыслу. Но дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы, играют решающую роль в воспитании детей, а это — фундамент будущего процветания страны.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Новым и значимым акцентом государственной политики, том числе в сфере образования, является введение понятие «инновационное развитие экономики». Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества. Исходя из этой логики, в процессе модернизации системы образования необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, отечественную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации.

Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, основного и дополнительного профессионального педагогического образования, как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предполагает решение следующих приоритетных задач:

1) обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями (организациями). Для решения этой задачи необходимо осуществить ряд практических мер:

- расширить использования современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения;

- модернизировать систему образовательных стандартов общего и профессионального образования, с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

- внедрить механизмы оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;

- обеспечить возможности для обучения студентов и учащихся на основе индивидуальных образовательных траекторий путем внедрения модульных образовательных программ;

- обеспечить участие общественности в управлении образовательными учреждениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

- привлечь объединения работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

- перейти к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций;

- развить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.

2) совершенствование структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

- обеспечить полномасштабный переход к уровневому высшему образованию (бакалавр-магистр);

- предоставить поддержку университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития;

- расширить масштабы исследовательской и инновационной деятельности в вузах;

- распространить практику реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всю территорию страны;

- развить профильное обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

- привлечь ведущие университеты России к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

- сформировать механизмы конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающих формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

- развить систему дополнительного образования школьников, включая расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.

3) обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Подчеркнем, что решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня, что, с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования, требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Успешность деятельности педагога в современных условиях определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учителю необходимо осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы образования. Одним из значимых факторов является восприятие педагогом ценностей, целей, приоритетовгосударственной образовательной политики Российской Федерациии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация социального института общего образования носит объективно необходимый характер, она вызвана потребностями российского социума и его возможностями. Вместе с тем, направления, формы и способы её реализации находятся под воздействием субъектов государственного управления и зачастую неадекватны целям модернизации. В этой ситуации предназначение государственной политики, согласно познанным социальным закономерностям, заключается в том, чтобы модернизировать общее образование опережающими темпами, чтобы удовлетворить потребности растущей экономики, развивающейся культуры в человеческих ресурсах, создать условия развития личности.

На основании сравнительного анализа теоретических положений различных научных школ, сопоставления альтернативных точек зрения экспертного сообщества, данных социологических исследований, изучения предложенных государственной властью целей и приоритетов государственной образовательной политики автором построена современная теоретическая объяснительная модель государственного управления модернизацией общего образования как социально-управленческого института реализации социально-образовательных насущных и перспективных потребностей российского общества.

Субстанциональное понимание сущности государственной политики модернизации общего образования в современном российском обществе заключается в том, что она представляется как целенаправленный процесс динамичных взаимодействий различных социальных субъектов в сфере общего образования, среди которых лидирующие позиции занимают государственные структуры. Стратегическая цель модернизации общего образования заключается в формировании социально-профессиональной личности высокого уровня развития, как субъекта высокопродуктивной общественно полезной деятельности и паритетного социального диалога между индивидом и обществом, гражданским обществом и государством.

Основными субъектами реализации образовательной политики являются органы управления образованием различных уровней (федерального, регионального, муниципального, первичного уровня образовательных учреждений), а соисполнителями — институты гражданского общества. В исследовании определены задачи, функции и принципы деятельности всей совокупности субъектов управления школьным образованием. Их задачами являются внедрение новых механизмов управления, которые обеспечат российскому общему образованию опережающе-конкурентный характер.

Анализ практических действий федеральных, региональных и местных органов власти выявил, что они выполняют функции инициации, организации, стратегического планирования, координации и прямого участия в модернизации общего образования. Принимаются меры по адаптации образовательной политики к условиям рыночной экономики, модернизации её содержания и технологий. Заложены правовые основы внедрения инноваций в сфере общего образования, механизмы регулирования нового типа. Создаются новые элементы, и обновляется в целом механизм управления, разрабатываются основные показатели и критерии качества общего образования.

На основании анализа практики реализации государственной политики в сфере образования можно заключить, что в настоящее время нарастает неудовлетворённость общества результатами функционирования системы образования, прежде всего — общего образования. Последствия недостаточной эффективности деятельности органов управления образованием проявляются в снижении доступности качественного образования, непрозрачности финансовых механизмов, неэффективности вложения средств семейных бюджетов в образование. Растут социальные издержки образования, вызванные неравенством условий реализации прав граждан в условиях рыночной экономики.

В результате сравнительного теоретического и эмпирического анализа подтвердилась основная гипотеза исследования о том, что качество и уровень развития общего образования в значительной степени определяются реальными приоритетами государственной образовательной политики и эффективностью механизмов её реализации.

Государственную политику в области общего образования следует формировать в контексте мировых тенденций развития системы непрерывного образования, изменений международного, общероссийского и территориальных рынков труда. Ключевыми аспектами разработки государственной образовательной политики являются, с одной стороны, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности и плюрализм в образовании; с другой - реалии современного российского социума, необходимость его защиты и укрепления ментальных основ. Задача государственной образовательной политики — преодолеть несоответствие образовательных потребностей личности предложению образовательных услуг в условиях кризисно развивающегося рынка и жесточайшего дефицита финансовых средств.

Российскому социуму нужны не только высокообразованные карьероустремлённые индивиды, но личности, обладающие высокими ценностями. На мировом рынке труда конкурентоспособность работника поддерживается профессиональной компетентностью, широким социальным кругозором, гибкостью поведения, высоким уровнем индивидуальной активности, но базироваться данные качества должны на духовно-этических установках личности, её способности вписываться в новые сетевые системы взаимодействия на ценностных основаниях.

Перспективными звеньями модернизации на федеральном и региональном уровнях должны стать реформированные структуры, выполняющие программно-определяющие, информационно-аналитические, контрольно-правовые, прогнозные и мониторинговые функции, организующие процессы обучения и воспитания на высоком качественном уровне. Такими структурами могут стать: государственно-общественные и муниципально-общественные советы по качеству образования; отделы качества в органах управления образованием; специалисты по качеству образования в образовательных учреждениях; консультационно-информационные центры.

Федеральная программа может быть оформлена в виде государственной политики сетевого взаимодействия и может служить дополнением к концепции реформирования образования в той её части, которая относится к организационно-управленческим механизмам и социально-партнерским отношениям. Реализация программ должна сопровождаться взаимной ответственностью социальных партнёров управления образованием на основе соглашений, договоров. Перспективно включение структур гражданского общества в программы, национальные проекты, планы по развитию общего образования в качестве самостоятельных ответственных участников. Организация разработки, регулирование и социокультурный контроль над реализацией программ взаимодействия обоснованно закрепляется за государственными органами управления образованием. Параллельно развивается контроль по ценностям со стороны гражданского общества.

Практическое воплощение разработанного социокультурного механизма государственной политики означает утверждение в качестве действующих, а не только декларируемых, приоритетов: «образование через всю жизнь», «самоорганизация в процессе образования», освоение технологий само менеджмента, самоконтроля. Внедрение инновационных механизмов управления позволит обеспечить повышение эффективности использования ресурсов в системе образования и интеграцию образования и науки управления, что обусловливает реализацию конституционных гарантий получения качественного доступного общего образования как социально-значимого блага. Это, в свою очередь, сможет способствовать переходу к обществу, основанному на знаниях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: