История развития ребенка с РДА (ранний детский аутизм).




Самостоятельная работа студентов.

Задания.

Составить конспект лекции «Дети с патологией поведения и аномалиями развития личности».

План.

1. Психопатии:

1.1. Понятие и критерии психопатии.

1.2. Причины психопатий.

1.3. Проявления и динамика психопатий.

Психопатоподобные состояния.

3. Патохарактерологические реакции.

4. Патологическое (патохарактерологическое) формирование личности:

4.1. Понятие и варианты патологического формирования личности.

4.2. Виды неправильного воспитания.

5. Акцентуации характера: понятие и отличие от психопатий.

 

Составить конспект лекции «Дети с неврозами».

План.

Понятие, причины и механизмы неврозов.

2. Отличия неврозов от психопатий, общие признаки неврозов.

3. Виды неврозов.

4. Отличия неврозов от психопатоподобных состояний.

 

Составить конспект лекции «Дети с начальными проявлениями психических заболеваний».

План.

Дети с эпилепсией.

Дети с шизофренией.

3. Дети с ранним детским аутизмом (Каннера, Аспергера).

Составить конспект лекции «Коррекция и семейное воспитание аномальных детей».

План.

1. Ошибки в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии.

2. Коррекция отклонений в развитии и участие родителей в коррекционной работе.

3. Консультирование родителей аномальных детей.

4. Особенности семейного воспитания детей с различными дефектами.

(Саенко Ю.В. Специальная психология: учебно-методическое пособие / Ю.В.Саенко. – Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2002. – 142 с.)

История развития ребенка с РДА (ранний детский аутизм).

Случай представлен педагогом-психологом ГОУ № 1831 Москвы К.А.Максимовой.

В специализированную школу для детей с РДА обратилась за помошью мать девочки Кати Л., которой к моменту обращения было 6 лет 10 мес.

На первичном приеме мать описала особенности развития девочки следующим образом. Когда Кате было три месяца, мать обратила внимание, что девочка ни на что не реагирует: ни на звуки, ни на игрушки, ни на людей. У нее был блуждающий взгляд, она улыбалась сама себе, иногда была сверхспокойной, а иногда могла кричать целый день. Катя пугалась кроватки, сначала любила быть на руках, а потом полюбила быть одна. На мокрые пеленки не реагировала. Плохо ела, плохо набирала вес. Навыки опрятности появились поздно. Мать отмечала, что девочка не фиксировала взгляд на предметах. До года не выделяла мать.

На момент обследования девочка очень избирательна в контактах, с трудом переносит смену обстановки. Не терпит прикосновений, издает внезапные резкие крики. Отвергает любые попытки взрослых чему-то ее научить. Не любит, чтобы рисовали ее рукой. При этом любит листать книжки, смотреть по телевизору музыкальные передачи, по подражанию делает зарядку.

На электроэнцефалограмме отмечаются патологические изменения электрической активности в корковых отделах височной области левого полушария.

Диагноз «ранний детский аутизм» был поставлен в 5 лет. До этого ставили диагноз «задержка психического развития».

С целью подготовки девочки к принятию ситуации школьного обучения были сформулированы коррекционные задачи:

1) установление эмоционального контакта;

2) определение возможных направлений обучения;

3) формирование «стереотипа обучения».

Были разработаны следующие программы, направленные на введение ребенка в ситуацию обучения:

1) следование простейшим инструкциям;

2) имитация движений;

3) соотнесение одинаковых объектов, соотнесение объектов с изображением;

4) различение цветов;

5) следование расписанию занятий, представленному наглядно в виде фотографий и схематических изображений;

6) замена крика и плача как привычных способов выражения своих желаний на социализированные формы запроса о помощи.

Занятия с девочкой проводились 5 раз в неделю в индивидуальной форме, а также в паре с другим ребенком.

На начало занятий: частичная потеря тонуса во время занятий; не контролирует позу, положение тела в пространстве, валится со стула или ложится на стол, улыбаясь при этом. Для девочки характерна дурашливость: неожиданно может залиться смехом. Периодически отводит глаза вверх вбок и замирает в таком положении с остановившимся взглядом. Наблюдаются звуковые аутостимуляции в виде мычания.

После трех месяцев занятий повысился психический тонус, однако временами наблюдается резкое его снижение, что заставляет увеличить количество «переменок» и заполнить их физкультминутками. В целом же у девочки появился интерес к выполнению учебных заданий. Увеличился набор выражаемых ею чувств. Так, при нежелании выполнять задание девочка активно выражает это, отталкивая предлагаемые предметы; при получении желаемого — радуется.

На фоне развития эмоционального контакта у Кати наметился прогресс и в развитии других сторон психики. Она научилась выполнять задания на сортировку по признаку «большой — маленький», увеличился диапазон звуков и слогов, которые она произносит по подражанию, улучшилась мелкая моторика и зрительный контроль за выполнением заданий, в частности связанных с четким следованием определенному алгоритму (рисование простейших дорожек, вышивание). При этом более успешно выполняются те задания, которые включают однообразные монотонные последовательные действия.

В то же время сохранилось и своеобразное поведение девочки: она может закричать в любой обстановке, избегает прямого контакта «глаза в глаза», остаются крики при выполнении повседневных действий, связанных с прикосновением (одевание, раздевание, причесывание), остаются звуковые аутостимуляции, возможны проявления повышенной утомляемости и расторможенности в учебных заданиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: