Охрана зрения слабовидящих школьников




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство уделяют большое внимание вопросам обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития. Об этом свидетельствует, в частности, приказ Министерства просвещения СССР "0 мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития" от 27 января 1975 года.

В нашей стране для детей с физическими и умственными недостатками созданы специальные школы-интернаты. Такие школы имеются и для детей с нарушениями зрения. Это школы-интернаты для слепых детей и школы-интернаты для слабовидящих. Согласно инструкции в школы для слепых принимаются дети с остротой зрения 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Приему в школы для слабовидящих подлежат дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.

Вопрос о том, в какой школе следует обучаться ребенку с теми или иными недостатками зрения, решается строго индивидуально. Учитывается острота зрения и состояние других зрительных функций. Принимаются во внимание клиническая форма глазного заболевания, его течение и прогноз.

В настоящее время в нашей стране наблюдается снижение числа абсолютно слепых людей. Это, в частности, объясняется большими достижениями отечественной медицины.

Среди детей с нарушениями зрения большинство составляют слабовидящие. Слабовидящие дети пользуются зрением в качестве основного средства восприятия, в частности во время чтения и письма. Оптимальное использование зрения в процессе обучения и воспитания, слабовидящих возможно только в особо благоприятных условиях. Такие условия созданы в специальных школах-интернатах. Среди этих условий можно назвать повышенные уровни освещенности, рациональную зрительную нагрузку, использование вспомогательных оптических средств коррекции. В этих школах осуществляется ряд лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану зрения детей и его возможное развитие. Кроме того, ведется большая работа по преодолению вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, которые встречаются у многих слабовидящих. Учитывается, что нередко наблюдаются нарушения других органов и систем, которые сопровождаются общей соматической ослабленностью, ведущей к понижению работоспособности и быстрому развитию утомления.

В предназначенном для педагогов и воспитателей специальных школ для слабовидящих детей пособии излагаются следующие вопросы: анатомо-физиологические особенности "органа зрения, основные клинические формы, приводящие ж слепоте и слабовидению, организация лечебно-восстановительной работы, гигиена учебно-воспитательного процесса, гигиенические требования к оборудованию учебных помещений, санитарно-просветительная работа в школе.

 

ГЛАВА I

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АНАТОМИЧЕСКОМ

СТРОЕНИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ

И ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ

 

СТРОЕНИЕ ОРГАНА ЗРЕНИЯ

 

Орган зрения состоит из нескольких частей: глазное яблоко с защитным аппаратом (глазница, веки) и придатками (слезный и двигательный аппараты), проводящие нервные пути, связывающие глаз с головным мозгом, подкорковые зрительные центры, высшие зрительные центры, расположенные в затылочных долях коры больших полушарий.

Глазное яблоко (рис. 1) представляет почти правильной формы шар диаметром около 24 мм. В глазном яблоке различают три оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю.

Наружная оболочка обладает достаточной плотностью, придает форму глазному яблоку, подразделяется на две части - роговицу и склеру.

Роговица представляет собой передний отдел наружной оболочки. Роговица составляет 1/6 этой оболочки. В норме роговица прозрачна, имеет блестящую, зеркальную поверхность, совершенно лишена кровеносных сосудов, но очень богата нервными окончаниями. Поэтому она обладает высокой чувствительностью. Переходит в склеру подобно вставленному в оправу часовому стеклу. Место перехода называете лимбом.

Склера составляет большую часть наружной оболочки. Она непрозрачна. Имеет со слегка голубоватым оттенком белый цвет. Благодаря этому ее иначе называют белочной оболочкой. К ней прикрепляются глазодвигательные мышцы

Средняя оболочка глаза - сосудистая оболочка, или сосудистый увеальный тракт, который играет ведущую роль в питании глаза. Сосудистый тракт подразделяется на радужку, цилиарное (или ресничное) тело, собственно сосудистую оболочку.

Радужка представляет собой передний отдел сосудистого тракта. Она просматривается через прозрачную роговицу. Радужка весьма сложна по своей структуре. В ней содержатся заполненные пигментом клетки. Этот пигмент обусловливает цвет глаз. При большом количестве пигмента глаза приобретают коричневый или карий цвет; при меньшем его содержании - голубой или серый. У альбиносов пигмент в радужке отсутствует.

В центре радужной оболочки имеется круглое отверстие-зрачок. Благодаря мышцам, находящимся в радужке зрачок расширяется (в темноте) и суживается (на свету). Таким образом, регулируется поступление света в глаз. В этом отношении радужку можно сравнить с диафрагмой фотоаппарата.

Наши глаза приспосабливаются к различным условиям освещения путем изменения величины зрачков. Сужение зрачков предохраняет от ослепления. Расширение зрачков при слабом освещении и в сумерках увеличивает количество поступающего в глаз света. Благодаря этому человек, лучше видит. Зрачки расширяются также под влиянием болевого раздражения и сильного возбуждения нервной системы. Реакция зрачков на свет имеет большое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии зрения у новорожденных. Если такая реакция зрачков не выявляется, это указывает на то, что ребёнок слепой.

Цилиарное (ресничное) тело является промежуточным, отделом между радужкой и собственно сосудистой оболочкой. Эта часть недоступна непосредственному осмотру.

Цилиарное тело продуцирует внутриглазную жидкость, питающую такие бес сосудистые части глаза, как роговица, хрусталик, стекловидное тело. В толще цилиарного тела заложена, аккомодационная, ресничная (цилиарная) мышца, которая принимает участие в аккомодации (см. ниже), изменяя кривизну хрусталика.

Радужная оболочка и цилиарное тела имеют обильную сосудистую сеть и большое количество чувствительных нервных веточек.

Собственно сосудистая оболочка (хориоидея) представляет собой заднюю часть сосудистого тракта, состоит из нескольких слоев сосудов разного калибра, обеспечивающих непрерывное питание сетчатки.

Внутренней оболочкой глаза является сетчатка (ретина). Ей принадлежит ведущее место в осуществлении процесса зрения. Она начинается у заднего полюса глазного яблока и заканчивается у места, где собственно сосудистая оболочка; переходит в цилиарное тело. В этих местах они наиболее плотно соединены с подлежащей тканью.

Сетчатка - самая тонкая оболочка. Эта оболочка имеет очень сложное строение. При микроскопическом исследовании в ней различают десять слоев нервных элементов.

Наибольшее значение для зрения имеют светочувствительные клетки сетчатки; палочки (около 130 млн.) и колбочки (около 7 млн.). Таким образом, число палочек значительно превосходит количество колбочек. Колбочки сосредоточены в области желтого пятна (макула), расположенного у заднего полюса глазного яблока. Они функционируют главным образом при ярком свете. С помощью колбочек различают очертания, форму и цвет предметов. Наибольшей чувствительностью к зрительному восприятию обладает центральная ямка желтого пятна.

Палочки располагаются на периферии сетчатки, являются аппаратом сумеречного зрения, обеспечивают восприятие слабого света, и ориентацию в пространстве.

Помимо названных светочувствительных клеток в сетчатке имеются нервные клетки, волокна которых образуют зрительный нерв.

Зрительный нерв представляет собой канатик толщиной 4 мм, начинается он внутри глаза. Место, где начинается зрительный нерв, называют диском зрительного нерва. Эта часть может быть осмотрена с помощью специального прибора - офтальмоскопа. В месте выхода зрительного нерва нет ни палочек, ни колбочек. Поэтому этим местом глаза никакие световые раздражения не воспринимаются. Отсюда и название этого участка - слепое пятно.

От заднего полюса глаза зрительный нерв проходит в глубину глазницы и затем через специальное отверстие - в полость черепа. В полости черепа, в области турецкого седла, зрительные нервы обоих глаз соединяются, образуя, частичный перекрест нервных волокон (хиазма). После хиазмы зрительный нерв продолжается в виде зрительного тракта и идет через подкорковые образования к зрительным центрам, находящимся в затылочной части коры головного мозга (рис. 2).

Содержимое глазного яблока представлено водянистой влагой, хрусталиком и стекловидным телом.

Водянистая влага заполняет собой переднюю и заднюю камеры глаза. Она принимает участие в питании глаза, особенно его бес сосудистых образований (роговица, хрусталик, стекловидное тело), а также поддерживает постоянное внутриглазное давление.

Передняя камера - пространство, находящееся между роговицей и радужкой. Та часть передней камеры, которая соответствует местам перехода роговицы в склеру и радужки - в цилиарное тело, называется углом передней камеры. Угол передней камеры имеет довольно сложную систему, через которую и осуществляется отток водянистой влаги из глаза. Состояние угла передней камеры играет большую роль в происхождении глаукомы.

Задняя камера - узкое пространство, ограниченное спереди радужкой, а сзади - передней поверхностью хрусталика. Образующаяся в цилиарном теле водянистая влага вначале поступает в заднюю камеру глаза, затем через зрачок она поступает в передний угол камеры, оттуда влага оттекает из глаза через систему оттока.

За радужной оболочкой располагается хрусталик. Он представляет собой эластичное тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы, или чечевицы.

Хрусталик выполняет роль преломляющей линзы. На его долю приходится около одной трети всей преломляющей силы глаза. С помощью специальной связки (циннова) хрусталик прикреплен к цилиарному телу. Благодаря цилиарной мышце хрусталик автоматически изменяет свою кривизну и тем самым, подобно объективу, настраивает глаз к ясному видению предметов, расположенных как вдали, так и вблизи (см. аккомодация).

В хрусталике различают капсулу и хрусталиковые волокна, которые у лиц молодого возраста обладают большой эластичностью. С возрастом отмечается некоторая потеря эластичности и увеличение плотности хрусталика, что приводит к понижению способности хорошо видеть вблизи.

Большую часть полости глаза занимает прозрачное студенистое образование - стекловидное тело, которое способствует сохранению формы и определенной упругости глазного яблока.

Световые лучи проходят через прозрачные среды (роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело) и при этом преломляются. Наибольшей преломляющей силой обладают роговица и хрусталик. Роль стекловидного тела и водянистой влаги в преломлении весьма незначительна.

Немаловажное значение для нормального функционирования глаз имеет состояние их защитного и вспомогательного аппаратов. К защитному аппарату относятся глазница, или орбита, представляющая собой костное вместилище для глаз, и веки, которые прикрывают переднюю поверхность глазного яблока.

Вспомогательный аппарат органа зрения представлен шестью глазодвигательными мышцами, которые обеспечивают хорошую подвижность глазного яблока в различных направлениях. Кроме того, к нему относятся слезные органы (слезные железы, слезоотводящие пути), обеспечивающие увлажнение роговицы и механическое вымывание попавших в глаз пылинок.

Итак, орган зрения представляет весьма сложную систему, которая воспринимает и анализирует световые раздражения. Именно свет является адекватным раздражителем для зрительного анализатора.

Зрительный акт является чрезвычайно сложным нейрофизиологическим процессом. В общих чертах он может быть представлен следующим образом. Отраженные от воспринимаемого предмета лучи преломляются в оптических средах и затем достигают сетчатой оболочки. При этом в колбочках и палочках сетчатки возникает сложный фотохимический процесс, способствующий трансформации световой энергии и нервное возбуждение, передающееся через проводящие пути в корковые центры. В них происходит анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий. В затылочную долю коры головного мозга поступают импульсы от сетчатки, радужки, цилиарного тела и глазодвигательных мышц. Здесь же находятся ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами. В целом строение зрительного анализатора обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций.

 

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

 

Зрительные функций - комплекс отдельных компонентов зрительного акта, позволяющих ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном расстоянии, при ярком свете и в сумерках.

Принято различать пять основных зрительных функций центральное, или форменное, зрение, цветоощущение, периферическое зрение, светоощущение, бинокулярное зрение.

 

Центральное зрение

 

Центральное зрение осуществляется колбочковым аппаратом сетчатки. Важной его особенностью является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением.

Снижение центрального, или форменного, зрения нередко является начальным проявлением глазного заболевания. Состояние этой функции считается важнейшим критерием при определении эффективности лечения заболевания глаз и назначении очковой коррекции. Степень сохранности центрального зрения имеет огромное значение при профотборе, экспертизе трудоспособности, решении вопроса о том, в какой школе целесообразно заниматься, ребенку (в массовой, школе слабовидящих или слепых), и т. д.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Острота зрения - способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на минимальном расстоянии. Острота зрения определяется соотношением размеров различных деталей предмета и расстояния до него от глаз. Чем меньше деталь, которую различает глаз, или чем больше расстояние, с которого видна эта деталь, тем острота зрения выше и, наоборот, чем больше деталь, и меньше расстояние, тем она ниже. Взаимосвязь между величиной рассматриваемого предмета и его расположением от глаз характеризуется углом зрения, под которым виден данный объект.

Установлено, что наименьший угол зрения, под которым глаз может различать раздельно две точки, равен одной минуте. Остроту зрения, при которой глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальной, равной единице (1,0). Встречаются люди с остротой зрения 1,5; 2,0 и более единиц.

Для исследования остроты зрения применяют специальные таблицы, на которых в несколько рядов изображены буквы, знаки, кольца с разрывами (кольца Ландольта) или рисунки (для дошкольников). Таблицы построены по десятичной системе: каждый последующий ряд отличается от предыдущего на 0,1 остроты зрения. Исследования по таблице проводят с расстояния 5 м. При остроте зрения 1,0 с указанного расстояния обследуемый хорошо различает знаки десятого ряда. Если же с 5 м десятый ряд не различается, то определяют тот ряд, в котором знаки (буквы, кольца) хорошо видны. Так, если различимы знаки девятого ряда, то зрение равно 0,9, восьмого ряда - 0,8 и т. д.

В том случае, когда с 5 м различимы только знаки верхнего ряда, острота зрения равна 0,1. Знаки этого ряда достаточно велики. При нормальном зрении (1,0) они видны расстояния 50 м. Если исследуемый не различает с 5 м даже первой верхней строки таблиц, то его приближают к таблице до тех пор, пока он не увидит буквы или картинки, расположенные в верхнем ряду. При этом учитывается то расстояние, с которого он увидел данную строку. Расчет в таких случаях ведут по формуле V=d/D, где V - острота зрения; d - расстояние, с которого обследуемый видит буквы данной строки; D - расстояние, с которого глаз, имеющий нормальную остроту зрения, различает знаки этого ряда. Указанные значения (D и V) поставлены слева и справа в каждом из рядов таблиц. Так, например, если исследуемый различает первый верхний ряд только с 3 м, а не с 50 м, как при нормальном зрении, острота его зрения (V) будет равна 3/50= 0,06. Если исследуемый не видит знаки первого ряда даже с расстояния 0,5 м, для характеристики центрального зрения указывается расстояние, с которого он может сосчитать пальцы руки (толщина пальцев приблизительно соответствует штрихам букв или других знаков, расположенных первом ряду).

В том случае, если больной может сосчитать пальцы только тогда, когда они близко поднесены к его лицу, острота зрения обозначается термином "счет пальцев у лица". Когда зрение оказывается настолько низким, что глаз не различает предметы даже на очень близком расстоянии, очень важно установить, есть ли светоощущение. Если больной может различать только свет, острота его зрения равна светоощущению (1/?) (единице, деленной на бесконечность). Если исследуемый правильно определяет направление света, то его зрение равно светоощущению (1/?) с правильной проекцией. Если же больной не может указать, откуда падает свет, то его зрение равно светоощущению (1/?) с неправильной проекцией.

Определение наличия светоощущения и состояния его проекции является важным критерием при решении вопроса о целесообразности оперативного вмешательства, например при помутнениях роговицы, или хрусталика.

Наличие правильной проекции светоощущения свидетельствует о сохранности функции сетчатки и зрительного нерва. Неправильная проекция света указывает на нарушение функции нейрозрительного аппарата глаза. Если больной совсем не может отличить темноту от света, его зрение считается равным нулю, т. е. у такого больного полная, абсолютная слепота.

В медицинской документации остроту зрения принято обозначать термином Visus или латинской буквой V. Обычно указывается острота зрения на каждом глазу отдельно без очков и с очками, т.е. с коррекцией. Острота зрения правого глаза обозначается Vis OD; левого - Vis OS. В некоторых случаях, например при нистагме, важно иметь данные об остроте зрения при рассматривании таблицы двумя глазами.

Следует отметить, что форменное, или центральное, зрение у детей развивается постепенно. Оно начинает обнаруживаться на втором-третьем месяце жизни ребенка, замечает грудь матери, на четвертом-шестом месяце он узнает ухаживающих за ним лиц; после шести месяцев ребенок начинает различать простые геометрические формы и игрушки, а ко второму году жизни - рисунки. В первые годы острота зрения у большинства детей остается ниже 1,0. Так, по данным Е. И. Ковалевского (1980 г.), острота зрения, равная единице, обнаруживается у 5-10% детей трех лет. У детей семи лет она отмечается в 45-55% случаев, у детей девяти лет - в 60% случаев, у детей одиннадцати лет - в 80% случаев и у детей четырнадцати лет - в 90% случаев.

Таким образом, совершенствование и развитие форменного зрения происходит постепенно, с возрастом. Острота зрения не является величиной постоянной. Под влиянием различных моментов она может временно снижаться: при чрезмерной зрительной нагрузке, общем переутомлении, низких уровнях освещенности и т. д. Если при обследовании зрения ребенок плохо себя чувствует, капризничает, он может дать при проверке его остроты зрения более низкие показатели. Поэтому исследование остроты зрения, особенно у детей, нежелательно проводить сразу же после занятий. Как указывалось выше, исследования остроты зрения производятся с помощью специальных таблиц, помещенных в осветительном аппарате. Осветитель с таблицами помещают на стене, противоположной окну, так, чтобы середина таблиц была на уровне глаз ребенка.

Важно обеспечить стабильные условия определения остроты зрения. Особенно важно соблюдать единообразие в исследовании при определении остроты зрения в динамике, например до и после лечения, в начале и в конце учебного года и т. д. В целях соблюдения единообразия при исследовании остроты зрения необходимо использовать одинаковые таблицы, равные условия их освещения и одну и ту же методику.

При определении зрения ниже 0,1 пользуются набором оптотипов Б.Л. Поляка. Этот набор состоит из кольцевых (кольца с разрывами Ландольта) и трехлинейных знаков разной величины, соответствующей остроте зрения от 0,04 до 0,09 при исследовании с расстояния 5м.

Указанные методики исследования остроты зрения кажутся простыми. Однако их использование в процессе исследования зрения у детей с теми или иными отклонениями в психическом развитии оказывается порой затруднительным. Это объясняется тем, что некоторые из детей не могут сконцентрировать свое внимание на предъявляемом объекте, быстро утомляются, плохо вступают в контакт, иногда не понимают предлагаемой им инструкции. Поэтому таких детей еще до начала исследования следует подвести к таблицам и попросить назвать изображенные на них картинки.

Перед тем как определять остроту зрения с помощью изображений колец с разрывом (кольца Ландольта), их надо показать ребенку на близком расстоянии. При этом следует изменять местоположение разрыва (сверху, снизу, справа, слева).

Определение остроты зрения с помощью таблиц представляет собой субъективный метод исследования, так как он основан на ответах самого исследуемого.

В отдельных случаях, например при экспертизе трудоспособности, для оценки остроты зрения используют объективный метод. Этот метод основан на выявлении оптокинетического нистагма (колебательные движения глазных яблок), возникающего во время рассматривания движущихся предметов. Определение появления нистагма производится с помощью нистагмаппарата, на барабане которого движется лента с объектами разной величины. Оптокинетический нистагм вызывается только тогда, когда движущиеся перед глазами предметы различимы.

Большое значение для характеристики состояния центрального зрения имеет определение остроты зрения также и на: близком расстоянии.

Исследование остроты зрения на близком расстоянии производят при помощи специальных таблиц, на которых представлены шрифты разной величины - от № 1 (мелкого) до № 10 (самого крупного). При этом используется специальный прибор, обеспечивающий постоянное освещение таблиц. Данные таблицы рассчитаны на исследование остроты зрения с расстояния 33 см.

Острота, зрения на близком и дальнем расстоянии не всегда одинакова. Иногда выше оказывается острота зрения на близком расстоянии. Бывает и наоборот. Поэтому для характеристики зрительных возможностей слабовидящих данные о состоянии зрения вблизи чрезвычайно важны.

 

Периферическое зрение

 

Периферическое зрение имеет огромное значение в жизни человека. Оно служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью по отношению к движущимся предметам. Кроме того, периферическое зрение играет большую роль в условиях пониженного освещения - с его помощью различается слабый свет.

Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения - пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении, Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. Установлено, что границы поля зрения у детей уже, чем у взрослых. Лишь у детей школьного возраста они достигают нормальной величины.

Изменение поля зрения может явиться ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга. Динамика его нередко служит критерием для оценки течения глазных и других заболеваний. Поэтому исследование поля зрения для диагностики этих заболеваний имеет исключительно большое значение.

Исследование поля зрения осуществляется с помощью нескольких методов. Наиболее распространенным является определение поля зрения при помощи периметров, которые позволяют установить границы и дефекты периферического зрения. Во всех случаях каждый глаз исследуется отдельно, т.е. монокулярно. Результаты исследования фиксируются на специальной схеме, на которой изображены нормальные границы поля зрения (рис. 3). В среднем они следующие: кнаружи 90°, кнутри 60°, книзу 70°, кверху 60°,

Для ориентировочной оценки периферического зрения используют так называемый контрольный метод. Суть, этого метода состоит в сравнении поля зрения исследуемого с полем зрения исследователя. Поэтому одним из основных условий при указанном методе проверки периферического зрения является наличие у исследователя нормального поля зрения.

При определении состояния поля зрения контрольным методом обследуемый усаживается напротив исследователя (врача). Расстояние между, ними равно одному метру. Глаза того или другого должны находиться на одном уровне. При этом обследуемый закрывает один глаз, а врач - другой. Затем врач передвигает какой-нибудь предмет сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево. Предмет находится от обследуемого на расстоянии вытянутой руки. Ребенка просят сообщить о появлении движущегося предмета в поле его зрения. Если обследуемый увидит объект позже, чем врач, можно предполагать, что у ребенка сужено поле зрения. Затем таким же образом определяют поле зрения на другом глазу.

Определение поля зрения включает в себя установление его границ и выявление имеющихся внутри его дефектов.

Изменения поля зрения могут носить различный характер (рис. 4). В одних случаях отмечается равномерное, концентрическое сужение поля зрения; в других - его сужение в каком-либо определенном участке. Иногда имеются выпадения в самом центре. В этом случае речь идет о центральной скотоме, которая обычно связана с поражением области желтого пятна. Кроме того, различают парацентральную и периферическую скотомы.

При поражении зрительного тракта и хиазмы отмечается двустороннее выпадение половины поля зрения, получившее название гемианопсии. Выявление гемианопсий имеет большое диагностическое значение.

Для исследования центральных отделов периферического зрения и выявления скотом используется метод кампиметрии (исследование поля зрения на плоскости). С помощью этого метода определяют также и размеры слепого пятна, т. е. проекцию в пространстве диска зрительного нерва.

Исследование размеров слепого пятна при некоторых заболеваниях имеет большое диагностическое значение. Оно может быть увеличено при глаукоме, заболеваниях зрительного нерва и т. д.

Изменения поля зрения различаются не только по своему виду, но и по степени их выраженности. Сравнительно небольшое сужение границ поля зрения обычно больным не замечается. В таких случаях имеющиеся изменения периферического зрения вы являются лишь в специальных исследованиях в глазном кабинете. При более выраженных изменениях границ поля зрения больные испытывают определенные трудности во время ориентации и зрительно-пространственного анализа. Если концентрическое сужение поля зрения почти доходит до точки фиксации, говорят о трубочном зрении. Человек с таким полем зрения весьма беспомощен. Чтобы в этом убедиться, можно сделать из плотной бумаги две трубки диаметром примерно 2,0-2,5 см, приставить их к глазам и попробовать передвигаться по комнате. Трубочное зрение может иметь место при патологических изменениях нейрозрительного аппарата (заболевания сетчатки, зрительного нерва, а также при функциональных расстройствах нервной системы).

Лица с сужением поля зрения от 10° относятся к практически слепым и могут быть признаны инвалидами первой группы по зрению.

Дети с выраженным сужением поля зрения направляются в школы для слепых и обучаются там по рельефной системе Брайля.

Наличие в поле зрения отдельных периферических скотом в большинстве случаев не оказывает влияния на ориентацию и не снижает трудоспособности. Даже небольшие центральные скотомы существенно затрудняют зрительное восприятие. Если в этих случаях границы периферического зрения оказываются не измененными, пространственная ориентировка сохраняется. При наличии обширных двусторонних скотом такая зрительная работа, как чтение, рассматривание рисунков и пр., весьма затруднительна, а чаще невозможна. В таких случаях дети направляются в школы для слепых.

У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения. То или иное состояние поля зрения обусловливается характером зрительной патологии и степенью ее выраженности. Учителю и воспитателю весьма важно иметь сведения о состоянии периферического зрения у каждого из учащихся класса.

 

Цветоощущение

 

Цветовому зрению в жизни человека принадлежит большая роль. Благодаря этой зрительной функции человек способен воспринимать все многообразие встречающихся в природе цветов. Различение цветов позволяет лучше познавать окружающий мир. Цвет определенным образом влияет на настроение человека. Так, например, установлено, что красный цвет действует возбуждающе, а зеленый - успокаивающе. Цветовое зрение имеет также и большое практическое значение. Нарушение цветового восприятия препятствует работе в тех отраслях, где возникает необходимость в различении цветов и их оттенков (транспорт, ткацкая промышленность и др.). Велико значение цветового зрения в искусстве.

Цветоощущение, как и острота зрения, является функцией колбочкового аппарата сетчатки глаза. Развитие и совершенствование этой функции идет параллельно развитию центрального зрения. Причем появление реакции на различные цвета у маленьких детей происходит в Определенной последовательности. Сначала они воспринимают наиболее яркие цвета: красный, желтый, зеленый; несколько позже - фиолетовый, синий.

Все наблюдаемые в природе цвета делятся на две группы: ахроматические и хроматические.

К ахроматическим относят белый, черный и все промежуточные между ними серые цвета. Ахроматические цвета характеризуются яркостью, или светлотой, т. е. близостью к белому цвету.

К хроматическим цветам относятся все тона цветного спектра, которые отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности.

Цветовой тон - синоним цвета (красный, зеленый, фиолетовый и т. п.).

Яркость (светлота) характеризуется своей близостью к белому.

Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего.

Механизм цветового зрения чрезвычайно сложен и пока еще окончательно не раскрыт. Для объяснения цветового зрения предлагалось множество различных гипотез и теорий. В настоящее время наибольшее признание получила трехкомпонентная теория цветового зрения. В основу этой теории легли исследования М.В. Ломоносова, Юнга и Гельмгольца. Согласно этой теории в сетчатке имеются три вида цветоощущающих компонентов, каждый из которых воспринимает тот или иной основной цвет. Однако каждый из цветоощущающих компонентов воспринимает также и другие два цвета. Поэтому при цветослепоте на какой-либо основной цвет частично понижается цветоощущение и на два остальных цвета. Следовательно, нормальное цветоощущение возможно только при полноценном функционировании всех трех цветоощущающих компонентов.

Нарушения цветового зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Согласно трехкомпонентной теории цветового восприятия нормальное ощущение цвета называется нормальной трихромазией. Людей с таким зрением называют нормальными трихроматами.

Выпадение одного из цветовоспринимающих компонентов называется дихромазией. Лиц с указанной патологией называют дихроматами. Впервые дихромазию описал английский ученый Дальтон, который страдал этим расстройством цветового зрения. Поэтому нарушение цветоразличения иногда называют дальтонизмом. Встречаются три вида дихромазии: протанопия (слепота на красный цвет), дейтеранопия (слепота на зеленый цвет), тританопия (слепота на синий цвет).

Неспособность различать цвета называется ахромазией. Люди с таким дефектом называются ахроматами. Ахромазии обычно сочетаются с нарушением других зрительных функций, прежде всего центрального зрения.

Установлено, что врожденные расстройства цветоощущения чаще встречаются у мужчин (около 8%); у женщин они отмечаются значительно реже (0,5%). Врожденные нарушения цветоощущения нередко передаются по наследству.

Приобретенные нарушения цветового зрения возникают в результате заболеваний сетчатки зрительного нерва. При этом расстройства цветоощущения отмечаются в одном или обоих Глазах. Такие нарушения изменчивы. С улучшением состояния нейрозрительного аппарата цветоощущение может восстановиться. Исследование цветоощущения производится по полихроматическим таблицам проф. Е.Б. Рабкина, а также с помощью специального прибора аномалоскопа.

Полихроматические таблицы состоят из кружков определенного цвета, которые образуют цифру или фигуру на фоне кружков другого цвета. Яркость кружков одинаковая.

В некоторых таблицах имеются скрытые цифры и фигуры, которые различаются при нарушении цветоощущения и не видны при нормальном цветовом зрении.

У слабовидящих детей встречаются как врожденные, так и приобретенные формы патологии цветоразличения, которые особенно часто отмечаются при заболеваниях нейрозрительного аппарата.

Хотя состояние цветового восприятия не является основным показателем при решении вопроса о выборе типа школы для детей с нарушениями зрения (школа для слепых или слабовидящих), необходимо иметь сведения об их цветоразличительных возможностях. Это особенно важно учитывать при демонстрации цветных репродукций, картин и т. д.

При проведении профессиональной ориентации слабовидящих необходимо учитывать состояние их цветового зрения. Надо помнить, что учащимся, имеющим расстройство цветоощущения, недоступны некоторые профессии.

 

Светоощущение

 

Свегоощущение - способность зрительного анализатора воспринимать свет и различать его яркости. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения. Светоощущение связано с работой палочкового аппарата сетчатки. Эта функция является весьма чувствительной ко многим патологическим процессам в глазу. Причем иногда она нарушается раньше, чем появляются другие зрительные расстройства. Полностью же световая чувствительность угасает позже других зрительных функций.

Одной из особенностей световой чувствительности является световая и темновая адаптация, т. е. приспособление к различным уровням освещения. Световая адаптация - приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности. Она протекает довольно быстро (50-60 с). Так, если человек выходит из темной комнаты в ярко освещенную, то возникает временное ослепление, которое быстро исчезает.

Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Такое состояние нередко сочетается с врожденной полной цветослепотой.

Темновая адаптация - приспособление органа зрения к условиям пониженного освещения. Она наблюдается, например, при переходе из светлого помещения в затемненное. Предметы начинают различаться спустя некоторое время.

Темновая адаптация происходит довольно медленно.

Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения. Подобное состояние называется гемералопией или куриной слепотой.

Гемералопия нередко является одним из наиболее ранних симптомов заболеваний нейрозритсльного аппарата. Гемералопия может возникнуть также и вследствие отсутствия или резкой недостаточности витамина А. В этих случаях прием в необходимых дозах витамина А устраняет гемералопию. Изредка встречае<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: