Тема. Поэзия 1960-х гг . (обзор)




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40-90-х гг. XX в. (ОБЗОР)

Тема. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор)

— Годы Великой Отечественной войны... Страна переживала дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил, мобилизация всех резервов духа помогла отвести беду. «Великая Отечественная война,— писал Г. К. Жуков,— явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей».

Константин Симонов в предвоенные годы заметил, что «перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдёт на штыки». И когда ранним июньским утром в родной дом ворвалась коричневая чума, писатели сменили штатскую одежду на гимнастёрки, стали армейскими корреспондентами: искусство, литература вышли на огневой рубеж.

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа — говорить «мы», поскольку в час самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом — был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу!

Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.

Поэзия. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Отчизна, вера в победувот что под пером разных художников воплотилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения А. Т. Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!». Стихотворение «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача передавало обобщённый образ времени, его суровое и мужественное дыхание:

Пусть ярость благородная Идёт война народная,

Вскипает, как волна,— Священная война!

Поэты обращались к героическому прошлому Родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» М. В. Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Д. Б. Кедрина, «Поле русской славы» С. А. Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность.

В ряде стихов передаётся чувство любви солдата к своей малой родине, к дому, в котором он родился. К тем трём березам, где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К м Симонова) В той же тональности звучат стихи м В Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А. В. Прокофьева («Товарищ, ты видел.»), А. Т. Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов

Серьёзную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов Так, муза А А Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчётливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные создать обобщённо-символический образ сражающегося народа, лишённые бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно особой популярностью пользовались лирические песни на слова М В Исаковского, А. И. Фатьянова, А. А. Суркова, К. М. Симонова и других поэтов, посвящённые дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи — всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома («Землянка» А. А. Суркова, «Огонёк» М. В. Исаковского, «Тёмная ночь» В. Г. Агатова и др.) Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм — эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

Проза. В эпоху Отечественной войны 1812 г. многое, по словам Л. Н. Толстого, определяла «скрытая теплота патриотизма». Массовый героизм, какого ещё не знала история человечества, душевная сила, стойкость, мужество, безмерная любовь народа к Отчизне раскрылись с особой полнотой в период Великой Отечественной войны. Обострённое патриотическое, социальное и нравственное начало определяли строй мыслей, поступков воинов советской армии Об этом и поведали писатели-публицисты тех лет.

Крупнейшие мастера слова — А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов — стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово и Г Эренбург а Важный вклад в публицистику тех лет внесли А. А. Фадеев, В. В. Вишневский, Н. С. Тихонов.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнажённо-рационалистическая манера, зачастую отвлечённо-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 г. публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста — и митинговая нота, и обращение к душевному миру человекаНа завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в «Окнах ТАСС» наряду с графическим исполнением плакатов широко использовался метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства Важная особенность публицистики той поры — широкое использование листовки, плаката, карикатуры

Драматургия. Драматургия тоже не оставалась в стороне. В самые первые недели войны были созданы агитбригады и фронтовые «театры на колёсах», которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях и непосредственно на переднем крае поставили немало агитпьес, как правило сатирических, высмеивавших захватчиков, или лукаво-шутливых и лирических. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей.

За годы войны было создано свыше трёхсот пьес. Не все они увидели свет рампы Лишь немногим посчастливилось пережить своё время Среди них «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона, «Песнь о черноморцах» Б. А. Лавренёва, «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина и некоторые другие.

Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразному жанру, как сатирическая пьеса. Значение пьесы А Е Корнейчука «Фронт» (1942) прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальники. В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению, в большинстве своём эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно-исторического плана. Определённых достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А. Н. Толстого «Иван Грозный», трагедия В А Соловьёва «Великий государь» и др.

В первые же месяцы войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал первые две части новой симфонии. А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Симфония № 7 Д. Д. Шостаковича была исполнена в этом городе — измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии, на которой была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Для исполнения были собраны все музыканты, оставшиеся в городе Их было всего пятнадцать, а нужно было не менее ста! Тогда с Ленинградского фронта были срочно отозваны музыканты, сменившие свои инструменты на оружие, и вскоре оркестр начал репетиции немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг! И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии Тысячи людей, которых не мог вместить зал филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества.

С самого начала войны советские писатели почувствовали себя мобилизованными и призванными. «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» — эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью. Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на последующее развитие литературы. Это выразилось в послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно обращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, возвращая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.

Тема. Русская литература II половины XX в. (обзор)

Следующим крупным этапом в развитии русской литературы был период II половины XX в. Вторая мировая война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряжёнными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы. Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Значительное место в русской литературе второй половины XX в. заняла тема военных действий. Писатели глубоко и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы. В А Некрасов, Б Н. Полевой, В Ф Панова, Э. Г. Казакевич и другие прослеживали путь народа в связи с бурным течением событий. Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея — осознания своего места в жизни. В литературе 1950-1990-х гг. ведущую роль играет роман. Жанр повести значил меньше, но в советской литературе 1950-1980-х гг. его роль возросла, появились писатели, работающие преимущественно или исключительно в этом жанре

Периодизация русской литературы второй половины XX в.

Первый (1956-1964) — «оттепель».

Второй (1965-1985) — «послеоттепельное» двадцатилетие.

Третий (1986-1991) — «гласность».

Четвёртый (начался в декабре 1991-го и продолжается сейчас) — русская литература конца XX — начала XXI вв.

В обзоре «Русская литература 1950-1990-х гг.» можно выделить три темы:

• «Проза о Великой Отечественной войне 1950-1990-х гг. »;

• «“Деревенская” проза 1960-1980-х гг. »;

• «Нравственные искания прозаиков тех лет»

Понятие «деревенская проза» появилось в начале 1960-х гг. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной литературе Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские просёлки» и «Капля росы» В А Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» В. И. Белова, «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, «Последний поклон» В. П. Астафьева, рассказы В. М. Шукшина, Е. И. Носова, повести В. Г. Распутина и В Ф Тендрякова, романы Ф А Абрамова и Б А Можаева.

Такие писатели, как В Ф Тендряков, В М Шукшин, Е И Носов, П Л Проскурин, В А Солоухин, В П Астафьев, В И Белов и другие рассказывали о сложных процессах колхозной жизни, о трудностях, передавая всё это с романтической приподнятостью Поэтому книги их глубоко оптимистичны, основаны на вере в силы тружеников. В тот период так называемая «деревенская проза» достигла выдающихся успехов.

Творческих людей интересовала не только современность, они пробовали анализировать прошлое. Писатели старшего поколения обратились к годам своей юности. Теперь они по-другому рассматривали события тех лет. «Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации»; она охватила 1929-1930 гг. В литературе это историческое явление отражено широко Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит своё многоаспектное освещение. В 1930-е гг. вышли такие произведения, как «Поднятая целина» М А Шолохова, «Страна Муравия» А Т Твардовского, были написаны повести А. П. Платонова «Котлован», «Впрок». В 1960-1980-е гг были опубликованы такие книги, как «На Иртыше» С П Залыгина, «Мужики и бабы» Б А Можаева, «Кануны» и «Год великого перелома» В И Белова, «Овраги» С. П. Антонова, «Касьян Остудный» И. И. Акулова, «Перелом» Н. А. Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В. Ф. Тендрякова. Своё слово о коллективизации сказали В С Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В В Быков в повестях «Знак беды», «Облава», А Т Твардовский в поэме «По праву памяти», Ф А Абрамов в повести «Поездка в прошлое». Время властно врывается в художественную ткань произведений, сообщая всем сценам и эпизодам внутреннюю экспрессию, динамику и напряжённость.

Литература II половины XX в.: обзор новейших течений

Постсталинский период развития искусства. Хрущевская «оттепель» как поворотный момент в истории русской советской литературы Соцреализм: постепенная утрата нормативности и строгого регламента. Расширение возможностей реалистов.

Деревенская проза как литературный поток, исследующий традиционный уклад и моральные основы жизни народа. Произведения, развенчивающие культ личности и ужасы ГУЛАГа. Малая проза о Великой Отечественной войне, пролившая свет на окопную правду о цене победы. Интеллектуальная поэзия, обращённая к культуре «Серебряного века». Подъём и расцвет литературы народов СССР. Деревенская проза — это особый пласт литературы, исследующий моральные устои человеческой жизни. Закономерность возникновения и формирования: кризис советской идеи и противопоставление коллективиста частному человеку-труженику, безнравственное отношение к труду как первооснове жизни.

1980-е гг. Приоритеты нравственной проблематики в официальной советской литературе Русский андеграунд или кухонная поэзия, ставшая неофициальным пластом культуры. Формирование диссидентства и связанного с ним искусства

1990-е перестроечные годы. Активное отрицание реализма как официального советского искусства новый виток развития авангарда. Возвращённые имена литературы. Стремительное формирование постмодернизма. Множественность литературных течений как показатель переориентации в искусстве конца тысячелетия.

Тема. Поэзия 1960-х гг. (обзор)

1960-е гг., наполненные оптимизмом исканий и открытий, подарили многим художникам слова невиданные ранее возможности описания и осмысления происходящего. Примечательным явлением в разных произведениях тех лет был активный герой, шло обновление и обогащение классической поэзии новой рифмой, стихотворения стали отличаться большей свободой лирического высказывания, развивалась поэзия яркой публицистичности

С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия Развивалась поэзия в нескольких направлениях:

1) гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта Публицистичность, открытая апелляция к читателю — одна из самых ярких черт (А. Т. Твардовский, Я. В. Смеляков, Е. А. Евтушенко и другие авторы);

2) романтическая поэзия отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая лирика поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её знаковые фигуры — Б Ш Окуджава, Ю. П. Мориц, Н. Н. Матвеева;

3) философская лирика обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Б. Л. Пастернака, Арс.А. Тарковского, Н А Заболоцкого.

Большинство исследователей считало и продолжает считать, что на рубеже 1950-1960-х гг наступил новый этап в истории поэзии, связанный с социальными изменениями: с разоблачением культа личности и последовавшей за ним «оттепели»

Бурное начало этого десятилетия характеризовалось своего рода возрождением формального эксперимента в творчестве молодых эстрадников А А Вознесенского, Е А Евтушенко, П В Вегина, В А Сосноры и др, единодушно названных критиками новаторами. Приходили в литературу «тихие» лирики Н М Рубцов, А В Жигулин, А. К. Передреева, А Т Прасолов, Э В Балашов и др, работавшие в русле классических традиций.

1960-е г. качественно изменили творчество поэтов старшего поколения: А.А. Ахматовой, А.Т. Твардовского, А.А. Прокофьева, М.В. Исаковского, В.А. Луговского, В. Ф. Бокова и др., а также и поэтов-фронтовиков К. Я. Ваншенкина, Ю. В. Друниной, А. П. Межирова, М. А. Дудина, О. Ф. Берггольц и др. Память о пережитом вновь и вновь заставляла их осмысливать прошлое, соизмеряя его с настоящим. Они создавали лучшие образцы медитативной и философской лирики, творчески продолжая традиции Ф И Тютчева, А А Фета, Е. А. Баратынского в своём творчестве.

Итак, если в начале 1960-х гг. в поэзии (особенно в творчестве молодых) явно ощущалось возрождение стилевой традиции 1920-х гг. (В. В. Маяковский, Велимир Хлебников, М. И. Цветаева), то к середине 1960-х стилевая ситуация быстро и решительно меняется. На первый план выходит новое направление, которое отталкивалось от «эстрадной» громкости предшествующего периода К концу десятилетия оно занимает ведущее положение в поэзии, и на его стилевые тенденции ориентируется подавляющее большинство поэтов.

Самым необычным и неожиданным явлением, подлинным открытием жанра в стиховом многоцветье 1950-1960-х гг. стала в те годы так называемая авторская песня. Интерес к человеку, его духовным ценностям, способность собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, думающих людей — всё это сделалоавторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трёх бардов: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семёновича Высоцкого.

«Поэзия 1960-х гг.»

1956 г. Конец 1950-х — начало 1960-х гг. Середина 1960-х — начало 1970-х гг.
XX съезд КПСС; журналы: «Юность», «Вопросы литературы», «Нева» «Эстрадная поэзия» Е.А.Евтушенко, Р.И.Рождественский, А А Вознесенский, Б.А. Ахмадулина «Тихая лирика» Н. А. Рубцов, А.В. Жигулин, В.Н. Соколов, С.Ю. Куняев, Г.Я. Горбовский «Авторская песня» (поэты - исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссёром) — В. С. Высоцкий, Ю. И. Визбор, Б. Ш. Окуджава, позже Виктор Цой, Игорь Тальков и др.
Поэзия «шестидесятников» Кризис поэзии «шестидесятников» к концу «оттепели». • Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям цензуры. • Поэты-«шестидесятники» расширили состав поэтической аудитории, сделали поэзию масштабным общественным явлением. • Поэты-«шестидесятники» просвещали читателей, помогали разобраться с явлениями эпохи

«ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: