Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Управление изменениями и жизненным циклом организации»




Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Кафедра корпоративной экономики и управления бизнесом

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ И ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

Для бакалавров направления «Экономика» профиля «Корпоративная экономика»

И направления «Менеджмент» профилей «Корпоративный менеджмент» и «Управление проектами»

Составитель:

И.Н. Ткаченко,

Д.э.н., профессор

Екатеринбург

Содержание

1. Общие указания по выполнению курсовой работы 2

1.1.Цель курсовой работы 2

1.2.Этапы выполнения курсовой работы 3

1.2.1.Выбор темы 3 1.2.2.Написание работы 3

1.2.3.Представление работы 6

1.2.4.Рецензирование работы 7

1.2.5.Защита курсовой работы 7

1.3.Научное руководство курсовыми работами 7

2. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине "Управление изменениями в аспекте жизненного цикла организации" 7

3. Рекомендуемая литература 9

4. Пример оформления титульного листа работы 12

 

 

Общие указания по выполнению курсовых работ

По дисциплине

«Управление изменениями и жизненным циклом организации»

Цель курсовой работы

Курсовая работа призвана способствовать закреплению знаний, полученных в результате изучения курса «Управление изменениями и жизненным циклом организации».

Целью курсовой работы является систематизация и расширение теоретических знаний, а также развитие практических навыков самостоятельной работы над решением конкретной проблемы деятельности предприятия (организации).

При выполнении курсовой работы студент должен проявить умение:

- сформулировать проблему и выбрать пути ее решения;

- анализировать и обобщать литературные источники, методические материалы, статистическую и оперативную информацию;

- четко и логично излагать свои мысли;

- выбирать и грамотно использовать различные методы обработки данных;

- обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений;

- правильно оформлять работу.

1.2. Этапы выполнения курсовой работы

1.2.1 .Выбор темы

Выбор темы курсовой работы осуществляется в соответствие с предлагаемой тематикой, исследовательскими и практическими интересами студента.

Требования к формулировке темы:

- соответствие содержанию работы;

- указание предмета и объекта исследования;

- краткость.

Окончательная формулировка темы осуществляется совместно студентом и научным руководителем.

Для составления плана курсовой работы студент должен ознакомиться со специальной литературой по изучаемой проблеме и состоянием ее решения на исследуемом объекте (корпорации или другой интегрированной структуры, отдельном предприятии, группе предприятий и т.д.). План работы также утверждается научным руководителем.

Выбор темы курсовой работыосуществляется студентами по вариантам.

Студенты, фамилии которых начинаются с букв: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К – выполняют темы 1-11;

Студенты, фамилии которых начинаются с букв: Л, М, Н, О, П, Р, С - выполняют темы 12-23;

Студенты, фамилии которых начинаются с букв: Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - выполняют темы 24-34.

1.2.2. Написание работы

Структура и содержание курсовой работы определяются выбранной темой. В целом, курсовая работа должна состоять из следующих частей:

Введение 2-3 с.

Основная часть 35-40 с.

Заключение 2-3 с.

Список использованной литературы

Приложения

Курсовая работа содержит 2 задания:

1-ое – теоретическое и практическое раскрытие одной из выбранных тем;

2-ое – «Диагностика жизненного цикла организации » является обязательным для всех студентов. По каждому из изучаемых объектов исследования студент делает диагностику жизненного цикла организации (проводит анкетирование ключевых сотрудников организации, обобщает данные, делает верификацию полученных данных с помощью сайта www.adizes.com). Студент дает характеристику диагностированного этапа жизненного цикла организации, анализирует управленческие роли, соответствующие данному этапу, согласно методологии кода Адизеса PAEI, дает предложения по совершенствованию организационного развития исходя из результатов диагностики.

В зависимости от выбранной студентом темы материал диагностики либо включается в основной текст курсовой работы, либо выполняется в качестве приложения к курсовой работе.

 

Работа оценивается по совокупности обоих заданий.

Рекомендуемый общий объем работы 40-50 страниц машинописного текста.

Во введении необходимо:

-обосновать актуальность выбранной темы, исходя из значения изучаемой проблемы (для экономики России, других стран или для бизнеса в целом, а также для конкретного объекта), степени ее разработанности в теории и на практике;

-сформулировать цель данной курсовой работы в исследовании проблемы;

-определить задачи по достижению поставленной цели.

Основная часть работы включает три главы. По характеру основной части курсовые работы могут быть 2-х типов:

1. Научно-исследовательские работы – предполагают сосредоточить основное внимание на обобщении данных существующих эмпирических исследований, экономическом анализе, выявлении закономерностей изменения тех или иных показателей, выработке практических рекомендаций;

2. Методические работы – предлагают изучение методологии и методики решения конкретной проблемы, сравнение методических подходов, выработку (обобщение) методических рекомендаций и их апробацию.

Первая глава должна быть посвящена теоретическим аспектам проблемы: обобщение нормативных материалов литературных источников, определяющих основные направления исследования, а также методических проблем.

Вторая глава должна быть направлена на изучение фактического состояния изучаемого вопроса.

В рамках второй главы осуществляется анализ собранных материалов по исследуемому объекту. Главное внимание уделяется критическому анализу проблем той или иной организации, предприятия; факторов, влияющих на изменение тех или иных показателей; установление причинно-следственных связей и зависимостей между различными факторами и явлениями.

Материалам для анализа могут быть:

-публикуемые статистические данные;

-плановая, отчетная, оперативная информация конкретной организации;

-публикуемая аналитическая информация, в том числе материалы Интернет-ресурсов;

-опыт отечественных и зарубежных организаций в решении данной проблемы.

Для обработки данных используются методы технико-экономического, статистического анализа, экономико-математические, структурно-логические, социологические и другие методы.

Изучаемые данные представляются в сгруппированном виде по основным признакам с расчетом средних, относительных, приростных показателей, которые приводятся в аналитических таблицах. Для иллюстрации выявленных зависимостей, динамики величин, структуры показателей используются графики, диаграммы, схемы.

Вторая глава должна содержать: критический анализ существующих методов решения вопроса (анализа, расчета показателей и т.д.), их сравнение, выявление положительных и отрицательных моментов с точки зрения студента, исходя из критериев, выбранных в 1 главе при изучении теории. Для изучения используются методы сравнительного, структурно-логического, системного, исторического анализа и т.д. Для выразительного представления анализируемых материалов могут использоваться таблицы, графики, диаграммы и другие иллюстрации.

Третья глава курсовой работы должна содержать обоснование рекомендаций и предложений, вытекающих из анализа, проведенного во второй главе, специальной литературы, передового отечественного и зарубежного опыта. Даются рекомендации по совершенствованию деятельности изучаемого объекта в области решений данной проблемы. Каждое предложение должно содержать описание его сущности, экономическое обоснование и рекомендации по реализации.

Предложения могут носить методический характер. Это либо методическая разработка студента, либо ссылка на методический инструментарий, который является наилучшим с его точки зрения. Методические рекомендации должны сопровождаться примером их использования (расчет, анализ и т.д.) на материалах конкретного объекта и обоснованием получаемых преимуществ (упрощение расчетов, точность, комплексность учета факторов и т.д.).

Заключение курсовой работы должно содержать выводы по теоретической, методической и практической ее частям. Здесь делается обобщение результатов и отмечаются преимущества предлагаемых решений.

Список литературы должен содержать перечень всех использованных источников публикуемой информации (не менее 15 наименований).

В приложение выносятся различные справочные материалы, таблицы первичных абсолютных данных, громоздкий иллюстрированный материал (фотографии, рекламные проспекты и т.д.).

 

1.2.3. Представление работы

Полностью завершенная работа представляется на защиту в сроки, установленные учебным планом.

1.2.4. Рецензирование работы

Рецензирование курсовой работы осуществляется научным руководителем. В рецензии указываются сильные и слабые стороны работы, при необходимости даются рекомендации по доработке, делается общий вывод о возможности допуска работы на защиту. Студент должен либо учесть замечания (внести изменения в работу), либо подготовиться к ответу на вопросы по замечаниям во время защиты курсовой работы.

1.2.5. Защита курсовой работы

Защита курсовых работ проводится в установленные сроки. Студент должен кратко изложить суть работы, ее главные выводы и ответить на вопросы. Оценка работы производится на основе учета содержания работы и ее устной защиты.

 

1.3. Научное руководство курсовыми работами

Курсовая работа выполняется под научным руководством научного руководителя. Научный руководитель утверждает тему работы, корректирует и утверждает план работы, консультирует студента по возникающим вопросам, контролирует ход выполнения работы, осуществляет нормоконтроль, рецензирует работу и дает разрешение на защиту.

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Управление изменениями и жизненным циклом организации»

1. Закономерности развития организации на примере компаний крупного бизнеса (российский и зарубежный опыт).

2. Закономерности развития организации на примере компаний малого бизнеса (российский и зарубежный опыт).

3. Сравнительный анализ моделей жизненного цикла и их применение в российской практике бизнеса.

4. Организационные патологии, пути их исследования и преодоления в организации.

5. Сравнительный анализ моделей организационных изменений.

6. Сопротивление переменам и методы его преодоления в организациях.

7. Концепция «обучающейся организации» и управление организационным знанием.

8. Организационные рутины и их роль в развитии организации.

9. Роль лидерства в процессе изменений и создании обучающейся организации.

10. Переход от предпринимательства к профессиональному менеджменту в связи с развитием организационных потребностей.

11. Сравнение деятельности фирм, управляемых основателями и наемными менеджерами.

12. «Болезни роста» и методы их преодоления в современных российских компаниях.

13. Подходы к исследованию процессов возникновения новых организаций (российский и зарубежный опыт).

14. Особенности формирования жизненных циклов компаний, созданных «с нуля».

15. Признаки старения организаций и особенности управления стареющими организациями.

16. Проблемы организационного развития организаций, находящихся на стадии расцвета.

17. Основные характеристики стадии роста жизненного цикла организации.

18. Связь типов организационного поведения и управленческих ролей в организации («люди-витамины»).

19. Формирование здоровой организации. Организационная интеграция по методологии Адизеса.

20. Концепция реинжиниринга бизнес-процессов и ее применение в практике бизнеса.

21. Управление ростом организации.

22. Подходы к реструктуризации управления компанией.

23. Развитие организационной культуры на разных стадиях жизненного цикла.

24. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний.

25. Особенности изменения финансовых характеристик компаний по стадиям жизненного цикла.

26. Практики менеджмента на различных стадиях развития организации.

27. Учет характеристик жизненных циклов компании при проектном управлении.

28. Жизненные циклы управленческих стереотипов.

29. Жизненный цикл организации и жизненный цикл проекта: необходимость согласования.

30. Особенности управления проектами на разных этапах жизненного цикла организации.

31. Создание нового проекта как инструмент начала (реинкарнации) нового жизненного цикла организации.

32. Изменение влияния управленческих ролей в организации по стадиям жизненного цикла.

33. Роль лидера в инициации проектов развития организации.

34. Формирование эффективной команды управления проектами на стадиях роста организации.

35. Анализ востребованности предпринимательского стиля управления по стадиям жизненного цикла организации.

36. Специфика перехода от предпринимательства к профессиональному менеджменту в российских условиях.

37. Жизненный цикл организации и жизненный цикл проекта: необходимость согласования.

38. Особенности управления проектами на разных этапах жизненного цикла организации.

39. Создание нового проекта как инструмент начала (реинкарнации) нового жизненного цикла организации.

40. Изменение влияния управленческих ролей в организации по стадиям жизненного цикла.

41. Роль лидера в инициации проектов развития организации.

42. Формирование эффективной команды управления проектами на стадиях роста организации.

43. Анализ востребованности предпринимательского стиля управления по стадиям жизненного цикла организации.

 

3. Рекомендуемая литература по курсу «Управление изменениями и жизненным циклом организации»

3.1. Основная литература

1. Адизес, И. К. Управляя изменениями: производственно-практическое издание / Ицхак К. Адизес; [пер. с англ. В. Кузин]. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 223 с.

2. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В. А. Баринов, В. Л. Харченко; Ин-т экономики и финансов "Синергия". - Москва: ИНФРА-М", 2014. - 237 с. https://znanium.com/go.php?id=414317

3. Блинов, А. О. Управление изменениями: учебник для студентов вузов / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 304 с. https://znanium.com/go.php?id=450815

4. Ивашковская, И. В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров: [монография] / И. В. Ивашковская. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 429 с.

5. Кожевина, Ольга Владимировна. Управление изменениями: Учебное пособие / Ольга Владимировна Кожевина. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 286 с. https://znanium.com/go.php?id=454526

6. Оркина, Е. А. Управление изменениями: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / Е. А. Оркина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 190 с.

7. Петренко, С.А. Управление непрерывностью бизнеса: ваш бизнес будет продолжаться: информационные технологии для инженеров / С. А. Петренко, А. В. Беляев. - Москва: ДМК-Пресс, 2011. - 400 с. ссылка

8. Распопов, Владимир Михайлович. Управление изменениями: Учебное пособие / Владимир Михайлович Распопов. - Москва: Магистр, 2014. - 336 с. https://znanium.com/go.php?id=465261

9. Резник, С. Д,. Управление изменениями: учебник для студентов вузов / С. Д, Резник, И. С. Чемезов, М. В. Черниковская; ред. С. Д, Резник. - 2-е изд-е, перераб и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 382 с. https://znanium.com/go.php?id=425305

Методические указания

1. Управление изменениями и жизненным циклом корпорации: рабочая программа изучения курса для студентов специальности 080103 "Национальная экономика" специализации "Корпоративный менеджмент" / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т; [сост. И. Н. Ткаченко]. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2011. - 18 с. https://lib.usue.ru/resource/limit/uml/12/m2481.pdf
3.3 Дополнительная литература

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации, пер. с англ.. СПб, Питер, 2007 - 384с.

2. Берник К.Л. Корпоративная культура и управление изменениями, сб, пер. с англ., М. Альпина Бизнес Букс, 2006. -191с.

3. Блэк, Дж. Ст. Эффект домино. Перемены в организации начинаются с ее сотрудников: переводное издание / Дж. Стюарт Блэк, Хэл Б. Грегерсен; [пер. с англ. О. М. Поборцева; авт. предисл. С. Кови]. - М.: Юрайт, 2009. - 241 с.

4. Верхоглазенко, Владимир Николаевич. Критериальное управление развитием компании: Монография / Владимир Николаевич Верхоглазенко. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 206 с. https://znanium.com/go.php?id=424434

5. Гительман А.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. – М.: Дело, 1999.

6. Глухова Е.В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее понимание и применение финансистами на российском рынке? //Электронный журнал Корпоративные Финансы, 2007 Выпуск № 4, 2007, с. 111-117.

7. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник СПбГУ, Серия Менеджмент, № 4, 2002, с. 76-92.

8. Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М. 2000.

9. Гунин В.М. и др. Управление инновациями: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», Модуль 7, М., 2000.

10. Дак Д.Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. – М.: Альпина Паблишер, 2002.

11. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. М. 2001.

12. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Жизненный цикл организационного развития // Организационное развитие, 1996, №2.

13. Жизненный цикл малого предприятия. Раунд 2: производственно-практическое издание / [Г. Ермилова [и др.]; под общ. ред. А. А. Шамрая]; Нац. ин-т систем. исслед. проблем предпринимательства. - Москва: Фонд "Либеральная миссия", 2010. - 242 с.

14. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров, М.: ИНФРА-М, 2009 – 430с.

15. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации // Российский журнал менеджмента, № 4, 2004, с. 19-34.

16. Информационные технологии и управление предприятием: научное издание / В. В. Баронов [и др.]. - Москва: Компания АйТи, 2010. - 328 с. ссылка

17. Кантер Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления). М. 1999.

18. Коллинз Дж. От хорошего к великому. СПб. 2001.

19. Кондратьев В., Краснова В. Реструктуризация управления компанией: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. М. 1999.

20. Константинов Г., Липсиц И., Филонович С. Как выбраться из ловушки молодости // Эксперт № 8, 2002, с. 24–28.

21. Кочеткова, Александра Игоревна. Основы управления в условиях хаоса (неопределенности). Часть 1 / Александра Игоревна Кочеткова. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 484 с. https://znanium.com/go.php?id=464328

22. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций. В кн.: Менеджмент: век XX - век XXI. М.: Экономистъ, 2004. С. 304-320.

23. Лапидус В. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М. 2000.

24. Малышева Л.А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга, Екатеринбург, ИЭ УрО РАН, 2004.

25. Масленникова Н.П. Управление развитием организации. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.

26. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб. 2001.

27. Нельсон Р., Уинтер Дж. Эволюционная теория экономических изменений, М., 2002.

28. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., 2003.

29. Норберт Том. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1.- С. 68-74.

30. Ньюстром Дж.У., Дэвис К. Организационное поведение, СПб., изд. ПИТЕР, 2000.

31. Пригожин А.И. Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003

32. Пью Д. Понимание организационных изменений и управление ими. Хрестоматия «Управление изменением», М., ЛИНК, 1996.

33. Распопов В.М. Управление изменениями [Текст]: учеб. пособие / В. М. Распопов. - М.: Магистр, 2009. - 333 с.

34. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. М. 1997.

35. Семь нот менеджмента. /под. ред. Красновой В., Привалова А. М. 2001.

36. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации, М., 2003.

37. Управление изменениями: Хрестоматия. 2 изд /пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой, СПб.: изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010.- 496с.

38. Управление изменениями: хрестоматия / С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. менеджмента; науч. ред. Г. В. Широкова; [пер. с англ.: Н. Ю. Борисова [и др.]. - Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента, 2009. - 495 с.

39. Управление развитием организации: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / под ред. И.В. Гладких, 2 изд. СПб.: изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009 – 456с.

40. Филонович С.Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике // Теория и практика менеджмента, 2005.

41. Филонович С.Р., Кушелевич ЕМ. Теория жизненных циклов И.Адизеса и российская действительность// Социол.исслед. 1996. № 10. С. 63-71.

42. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. СПб. 1997.

43. Харрингтон Дж., Эсселинг К.С., Нимвеген Х.В. Оптимизация бизнес-процессов. СПб. 2002.

44. Хмелькова Н.В., Попов Е.В. Новая парадигма теории жизненного цикла организации // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2004.

45. Хэнкс С. Х., Уотсон К. Дж., Янсен Э., Чандлер Г. Н. Уточнение структуры жизненного цикла: таксономическое исследование конфигураций стадий роста в высокотехнологичных организациях // Российский журнал менеджмента 2007, № 5 (3), с. 91–116.

46. Шапиро Е.Л. Особенности управления корпорацией на различных этапах жизненного цикла, Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, М., 2006 – 25с.

47. Широкова, Г. В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика: научное издание / Г. В. Широкова; С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. менеджмента. - 2-е изд. - [Санкт-Петербург]: Высшая школа менеджмента: Издательский дом СПбГУ, 2008. - 479 с

48. Широкова, Г. В. Управление изменениями в российских компаниях: учебник / Г. В. Широкова; С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. менеджмента. - 3-е изд. - Москва: Высшая школа менеджмента, 2009. - 479 с.

49. Широкова Г. В. Основные направления исследований в теории жизненного цикла организации. Вестник С.Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, 2006. № 2, с. 25–42.

50. Широкова Г. В., Клемина Т. Н., Козырева Т. Концепция жизненного цикла в современных организационных и управленческих исследованиях. Вестник С.Петербургского унта. Сер. Менеджмент, 2007, № 2, с. 3–31.

51. Широкова Г.В. Управленческие стереотипы и жизненный цикл организации. Вестник С.Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, 2005, № 2, с. 42–57.

52. Широкова Г.В. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента, Том 5, № 4, 2007. С. 3–20.

53. Широкова Г.В., Меркурьева И.С., Серова О.Ю. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) // Российский журнал менеджмента, Том 4, № 3, 2006, с. 3-26.

54. Широкова Г.В., Серова О. Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования. Вестник С.Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, 2006, № 1, с. 3–27.

55. Яковенко Е. Г. Циклы жизни экономических процессов, объектов и систем. М.: Наука, 1991.

3.4. Периодические издания:

- Экономика и жизнь;

- Вопросы экономики;

- Российский экономический журнал;

- Эксперт;

- Проблемы теории и практики управления;

- Секрет фирмы;

- Российский журнал менеджмента

- Вестник Санкт-Петербургского университета, серия «Менеджмент»;

- Экономист;

- Управление персоналом;

- Персонал-Микс;

и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: