Анализ отдельных произведений В. П. Астафьева




С 1961 по 1965 г. писатель создает повесть "Кража". В центре авторского внимания оказывается жизнь детского дома. В судьбах его обитателей возникают совсем недетские проблемы и ситуации. Ключевой в повести является сцена похорон Гошки Воробьева, которая завершается проникновенным символом утраты – сиплым и протяжным гудком лесозавода. Центральным в повести является вынесенное в заглавие событие – кража из кассы бани.

Читатель с самого начала знает, кто взял деньги: Астафьеву важен не детективный сюжет, а разговор о нравственных проблемах.

Одной из ключевых фигур в повести является образ Валериана Ивановича, заведующего детским домом. История с кражей денег ставит его в сложную, почти неразрешимую ситуацию. Посвятивший детдомовцам всю свою жизнь, работавший на износ, он столкнулся с жестокостью и беспечностью своих ребят, а значит, все, что он делал для них, прошло даром, и нет в детских душах тех нравственных опор, которые заведующий хотел сформировать. Валериан Иванович хорошо понимает, что все социальные проблемы ложатся в первую очередь на плечи детей; он готов отдать всю свою жизнь без остатка для того, чтобы в какой-то мере оградить ребят от этих проблем. Другим центральным персонажем повести становится Толя Мазов. Искусство (музыка) и ответственность за судьбу оказавшихся в детдоме детей арестованной за пропажу денег кассирши делают его старше, формируют из него личность. В повести не раз поднимается тема смерти. В этой связи в произведении важен емкий символический образ – осокорь (рай-дерево). Маленький Толик Мазов видит, как умирает прадед. Перед смертью старик вспоминает, как это дерево сгорает посреди половодья, и чувствует, как уходит и его жизнь.

Этапным произведением в творческой биографии Астафьева является повесть "Последний поклон" (1957–1977). В ней писатель создает поэтичный и одухотворенный образ русской женщины, на плечи которой ложатся тяготы жизни. Жанр книги Астафьев определяет как повесть в рассказах. С трепетной любовью описывает он в произведении красоту родного села, прославляет значимость повседневного крестьянского труда. Астафьев убедительно показывает, что лишь сплоченность помогает людям жить на земле. Автор высоко ценит труд хлебопашца и подчеркивает, что от того, будет ли цел семенной фонд или нет, зависит человеческая жизнь. Создавая деревенский пейзаж, писатель прибегает к тщательной детализации: широко использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (например, шорох стружки в отремонтированных для зерна сусеках, грохот телег, стук копыт), стремится передать характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). Смиренный вид вечернего села, кладбища, застывшего в вечном молчании и покое, отгорающая черемуха и тихие звуки скрипки – все эти детали воссоздают типичный и в то же время глубоко прочувствованный автором элегический пейзаж уголка родной земли.

Главный герой произведения рано потерял мать, и потому с особой остротой ощущает мотив сиротства. Однако Астафьев утверждает мысль о том, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родной земле. Писатель учит философски относиться к уходу человека в мир иной, так как на смену ему придет новый.

С особой силой звучат в повести антивоенные мотивы. С болью в сердце показывает писатель, сколько горя приносит людям война. Одна за другой сменяются картины разрушенного бомбежками города, голодающей деревни, людского горя. Запоминается фрагмент повести, в котором бабушка главного героя Катерина Петровна в тяжелое время продает самое дорогое – сережки, бережно хранившиеся как память об умершей дочери. Однако в целом произведение несет в себе жизнеутверждающий пафос. Символична сцена, в которой главный герой сажает вместе с бабушкой лиственницу: он верит, что дерево непременно вырастет большим и принесет много радости всем (и птичкам, и солнышку, и людям, и речке).

Глубинная связь военной и деревенской тем прослеживается и в других произведениях писателя – в повести "Звездопад" (1960–1972), новелле "Ясным ли днем" (1966–1967), пасторали "Пастух и пастушка" (1967).

Важное для понимания мировоззрения писателя произведение – "Ода русскому огороду" (1971 – 1972). Главный герой излагает в нем свои мысли об отношении к жизни, подчеркивая, что даже в тяжелые минуты умел находить в ней радости. Он думает о женщинах, которых любил, пытается хотя бы в памяти вернуться в детство, "туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь". В своих философских размышлениях Астафьев обретает душевную близость с лирическим героем Η. М. Рубцова, вслед за которым грустно повторяет: "Я слышу печальные звуки, / Которых не слышит никто..." Каждая мельчайшая деталь из детских воспоминаний в зрелом возрасте становится для героя значимой. Центральным же образом оказывается огород – кормилец крестьянского двора. Попутно Астафьев раскрывает секреты огородного труда. В произведении писатель протягивает мост от мира малого к миру большому, от детских воспоминаний – ко всей человеческой судьбе.

Вопрос о жанровой принадлежности произведения Астафьева "Царь-рыба" (1972–1975) остается дискуссионным. Одни исследователи считают его историко-литературным романом, другие вслед за автором называют "повествованием в рассказах", добавляя определение "философское". В книге подробно и эмоционально описывается рыбалка со всеми ее радостями, удачами и волнениями. Столь же детализированными предстают и описания природы. Особенностью пейзажей Астафьева является сопряжение крепкой реалистической манеры с удивительной поэтической тонкостью: "Радость сверкнет зарницей, нет, молнией скорее, и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо. Как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днем, рождает думы о ближних, тоску но любви, мечты о чем-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли заманчивом и от неясности пугающе притягательном будущем".

Основной сюжетный ход центральной новеллы первой части – поединок браконьера Зиновия Игнатьевича с царь-рыбой – обнажает жадность и греховное начало в человеке. Образ рыбы – центральный символ в произведении – в мифологическом представлении включает в себя значение воскрешения, возрождения к новой жизни. Здесь, несомненно, присутствует реминисценция из рассказа Эрнеста Хемингуэя "Старик и море". Однако персонаж рассказа американского писателя убивает рыбу по необходимости: для него это честная борьба за выживание. Старик счастлив, что ему не приходится убивать солнце, луну и звезды; убивая рыбу, он одновременно и жалеет ее. Иное чувство – эгоистическое, браконьерское – испытывает герой Астафьева. Поединок Игнатьича с рыбой внутренне соотносится в произведении с историей отношений героя с Глашей Куклиной, над которой он надругался. Закономерен с точки зрения символического смысла эпизода финал поединка человека с рыбой: "Ушла, охваченная буйством жизни, тяжело раненая, но не укрощенная царь-рыба. Легче сделалось не только телу, но и душе Игнатьича от какого- то, еще не постигнутого умом освобождения".

Не случайно еще в начале поединка вспоминает Игнатьич наказ деда о том, что если чувствуешь за собой какой- нибудь грех, то лучше рыбу сразу отпустить. После проигранного поединка Зиновий Игнатьевич идет к Глафире Куклиной уже не в первый раз просить у нее прощения, однако он "недолго пробыл в ее дому, вышел совсем подшибленный, осекшийся лицом". Таким образом, Астафьев пишет о необходимости целомудренного, безукоризненно честного отношения и к женщине, и к природе.

В 1985 г. писатель создает роман "Печальный детектив". В центре произведения находится жизнь милиционера Леонида Сошнина, человека с обостренным чувством ответственности за людей и за свои поступки. Герой мучительно пытается понять, почему люди совершают преступления. Но постепенно Леонид понимает, что вся его предыдущая жизнь была борьбой против зла и несправедливости, тогда как главное в жизни все-таки общение, забота о людях и душевное спокойствие. Интересен в романе образ "местного культурного светилы" города Вейска – Октябрины Перфильевны Сыроквасовой. Это едкая пародия на литературных критиков, которым все равно, какие цитаты вставить в доклады и отчеты (из Канта или из Оренбурга). Рассказы Сошнина в кабинете Сыроквасовой пять лет ждут своей публикации. Весь облик Октябрины Перфильевны передает ее неряшливость, показывает, как далека она от подлинной эстетики, которую несет в себе искусство. Грубо подведенные ресницы и брови, не глаженная и редко стиравшаяся одежда, которую Астафьев иронично называет "бабьей спецовкой", нарочитая язвительность – все эти художественные детали призваны обнажить суть персонажа, которому дано право решать, какие произведения нужны читателю, а какие – нет. Символичен в этой связи фрагмент повествования, в котором во время разговора с Сошниным Сыроквасова роняет с сигареты пепел на стекло своего рабочего стола и на сарафан, который и так имеет пепельный цвет. Героиня сама засыпает себя "тленом времени"; Астафьев считает, что подобные "интеллектуалки" в редакторских креслах мешают развитию подлинного искусства.

Писатель ратует за глубину знаний, отмечая, что осязаемо и доказательно бороться с той или иной теорией и идеологией можно лишь после того, как познакомишься в подлиннике с этой теорией, а не узнаешь о ней самые общие сведения понаслышке. Так, в связи с упоминанием об исканиях Ницше и Достоевского в произведении возникает легко узнаваемый в обычной жизни тип – образ зверя в человеческом облике: он может быть облачен в модные одежды, но нутро у него гнилое. Рассказывая о сложной личной жизни Леонида Сошнина, Астафьев излагает свои взгляды на семью, полемизирует с теми, кто считает, что успех семейного счастья зависит от того, чтобы найти идеального мужа или жену. Писатель смотрит на семью, как на сотворчество: в ходе житейских проблем мужчина и женщина должны поддерживать друг друга, только тогда в доме воцарятся покой и согласие.

На протяжении всей жизни Астафьев создавал и записывал лирические миниатюры, которые впоследствии составили книгу "Затеей" (1972). Само слово "затеей" обозначает зарубки, стёсы, сделанные на дереве топором или другим острым предметом. Слово это, объясняет Астафьев, известно с древних времен, но и сегодня охотники, путешественники, туристы затесями отмечают свой маршрут в незнакомом лесу. Книга состоит из семи тетрадей с поэтичными названиями: "Падение листа", "Видение", "Вздох", "Игра", "Древнее, вечное", "Последняя народная симфония", "Рукою согретый хлеб". Все они посвящены самому прекрасному из того, что есть на земле, – родной природе. Хлебные поля, северные воды Енисея, зарницы, играющие на хлебах (в народе их называют "хлебозарами"). Для писателя характерен тонкий философский взгляд на каждое творение природы. Астафьев призывает беречь вечные ценности природы, которые, в свою очередь, оберегают и нас от излишней суеты и будничных забот. Автор буквально теряется во времени, часами глядя то на бескрайние пшеничные поля, то на морское пространство. Однако примечательно, что именно красоты родной природы наиболее дороги его сердцу. Так, например, ликует и радуется его душа, когда он встречает в приморском парке среди блеска чужеземной растительности три тоненьких березки. Наряду с ценностью природы Астафьев подчеркивает высокую значимость человеческих чувств, среди которых на одно из первых мест он ставит жалость к погибающему хлебу. "Затеей" включают в себя и истории военных лет, и размышления о смысле жизни, минуты любования красотой архитектурных творений ("Домский собор"), древние монастырские легенды и воспоминания об ушедших товарищах. Красота в понимании писателя неразрывно связана с музыкой: "Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которой определены природой".

В ряде миниатюр поднимаются экологические проблемы. Так, в миниатюре "Лес Аденауэра" писатель вспоминает о путешествии в Германию, в главке "Монблан" – о том, как с борта самолета любовался снежными вершинами Западных Альп. Примечателен сюжет миниатюры "Одинокий парус", повествующей о судьбе генерала, совершившего ратные подвиги. Однако воинская слава не радует его. Им владеет склонность к печали, тоска по рано ушедшей матери, мысли о своей жизни, которую он положил на алтарь Отечества, пожертвовав семьей, здоровьем, богатством. Таким образом, книга лирических миниатюр "Затеей" – важное произведение для понимания мировоззрения Астафьева. Она содержит ценный материал о жизни самого писателя, а главное – учит любить жизнь, как любил ее автор, помогает осознать смысл человеческого бытия.

Эпиграфом к книге "Веселый солдат" (1998) стали слова II. В. Гоголя: "Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире!" Сюжет повести автобиографичен. Главный герой произведения (повествование ведется от первого лица) убил на войне человека, вражеского солдата. Но для писателя важно, что не мишень поражена в бою, а лишен жизни конкретный человек со своими уникальными внешностью и судьбой. Военная жизнь показана в повести без излишней романтизации, во всей ее обыденной сущности. На таком фоне Астафьев рассказывает о светлом и поэтичном романе героя с санитаркой Анечкой, подчеркивая, что в одном мире совсем рядом сосуществуют высокое и низменное, пошлое и романтическое.

Среди произведений Астафьева 1990-х гг. особое место занимает роман "Прокляты и убиты" (1990–1994), появление которого вызвало много споров и нареканий. С первых страниц произведения повтор начальных строк известной песни военных лет "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой..." выдвигает на первый план тему защиты родной земли от захватчиков. Из отдельных фрагментов романа вырисовывается цельная трагическая картина военной эпохи. Грустное зрелище представляет собой поле с неубранным хлебом: эта картина заставляет новобранцев в полной мере ощутить гибельность того, что называют войной. Астафьев убеждает, что хлебное ноле – самое дивное творение русского человека, и призывает с высочайшим уважением относиться к хлебу. Вторая часть романа содержит наиболее полемичные сцены. Например, Астафьев показывает, как по молчаливому соглашению "фрицы и иваны" не стреляют друг в друга, беря воду и стирая "подштанники и портянки" в Оке, даже обмениваются шутками. В литературе о Великой Отечественной войне не принято было изображать врага в столь миролюбивом тоне. В немцах всегда подчеркивалась зверская жестокость. Астафьев же утверждает мысль о том, что простым немецким солдатам война не нужна. Смысл названия романа раскрывают слова Коли Рындина о том, что "все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты".

В. П. Астафьев является лауреатом Государственных премий СССР (1978, 1991) и РСФСР (1995), в 1989 г. он получил звание Героя Социалистического Труда.

 

И. А. Бродский: обзор жизни и творчества.

 

Рано осознавший свой поэтический дар и призвание, а также свое высокое значение и предназначение в обществе, И. Бродский проявил несгибаемую твердость в отстаивании своего права на свободу выражения, с честью вынеся все испытания.

Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. В 1955 г., не доучившись в школе, ушел из 8 класса и поступил работать на военный завод.

Часто менял места и виды работы (фрезеровщик, техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф), пытаясь найти такую, которая оставляла бы больше времени на чтение и сочинительство. Интенсивно изучал языки, посещал лекции на филологическом факультете ЛГУ, изучал историю литературы.

Писать стихи, по его собственному свидетельству, Бродский начал в 16 лет. Официальная литература его отвергала, возможности опубликоваться не было, и он жил только случайными заказами за стихотворные переводы. Рейн познакомил его с Анной Ахматовой, уверенно выделившей Бродского из его окружения, одарившей его дружбой и предсказавшей ему блестящее поэтическое будущее.

В 1963 г. обострились отношения поэта с ленинградскими властями. Хотя он не писал антисоветских стихов, идеологических работников раздражала независимость его творчества и личного поведения. Была организована травля, опубликован пасквиль «Окололитературный трутень», а в феврале 1964 г. Бродский был арестован. После первого закрытого судебного разбирательства его поместили в судебную психбольницу, затем на втором, открытом, процессе обвинили в тунеядстве и приговорили к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду.

Ссылку Бродский отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норенской (сегодня библиотека в поселке Коноша носит имя Бродского). Он написал здесь много известных стихотворений.

Я.Гордин вспоминает: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».

4 сентября 1965 г. поселковая коношская газета «Призыв» опубликовала стихотворение Бродского «Осеннее»:

Скрип телег тем сильней,

Чем больше вокруг теней,

Сильней, чем дальше они

От колючей стерни.

Из колеи в колею

Дерут они глотку свою

Тем громче, чем дальше луг,

Чем гуще листва вокруг.

Вершина голой ольхи

И желтых берез верхи

Видят, уняв озноб,

Как смотрит связанный сноп

В чистый небесный свод.

Опять коряга, и вот

Деревья слышат не птиц,

А скрип деревянных спиц

И громкую брань возниц.

Во время ссылки его навестили друзья – Е.Рейн и А.Найман, привезшие письмо от Ахматовой и сделавшие снимки опального поэта.

Л.К.Чуковская вспоминает, что, когда Бродского осудили, Ф.А.Вигдорова отправила ему в ссылку свою единственную печатную машинку.

Годы спустя в интервью Майклу Скаммелю на вопрос: «Как на Вашу работу повлияли суд и заключение?» Бродский ответил: «Вы знаете, я думаю, это даже пошло мне на пользу, потому что те два года, которые я провел в деревне, – самое лучшее время моей жизни. Я работал тогда больше, чем когда бы то ни было. Днем мне приходилось выполнять физическую работу, но поскольку это был труд в сельском хозяйстве, а не работа на заводе, существовало много периодов отдыха, когда делать нам было нечего».

В период ссылки им были написаны такие известные стихотворения, как «Одной поэтессе» («Я заражен нормальным классицизмом, /А вы, мой друг, заражены сарказмом...»), «Два часа в резервуаре» («Я есть антифашист и антифауст. / Их либе жизнь и обожаю хаос...», «Новые стансы к Августе» («Здесь, захороненный живьем, / я в сумерках брожу жнивьем, / сапог мой разрывает поле, / бушует надо мной четверг...»), «Северная почта» («Я, кажется, пою одной тебе...»), «Письмо в бутылке» («То, куда вытянут нос и рот, / прочий куда обращен фасад, / то, вероятно, и есть «вперед», / все остальное считай «назад»...»), «Брожу в редеющем лесу. / Промозглость, серость. / Уже октябрь. На носу / Ваш праздник, Эрос...», «Тебе, когда мой голос отзвучит...», «Орфей и Артемида», «Гвоздика», «Пророчество», «24.5.65 КПЗ», «В канаве гусь, как стереотруба...», «В деревне бог живет не по углам...», «Чаша со змейкой», «В деревне, затерявшейся в лесах...», «Северный край, укрой, / И поглубже. В лесу. / Как смолу под корой, / Спрячь под веком слезу...», «Дни бегут надо мной, / словно тучи над лесом...», «С грустью и с нежностью» и другие.

В 1965 г. Бродский был досрочно освобожден благодаря заступничеству Ахматовой, Маршака, Шостаковича и других деятелей искусства, под давлением широкой кампании возмущения как в СССР, так и за рубежом. Но по-прежнему ни один журнал и ни одно издательство не осмеливались его публиковать.

В 1965 г. в Нью-Йорке вышла первая книга Иосифа Бродского на русском языке «Стихотворения и поэмы». Поэт в 1972 г. отзывался об этом событии так: «Я очень хорошо помню свои ощущения от моей первой книги, вышедшей по-русски в Нью-Йорке. У меня было ощущение какой-то смехотворности произошедшего. До меня никак не доходило, что же произошло и что это за книга».

В 1972 г. поэт был вынужден покинуть родину. Отправляясь в вынужденную эмиграцию, он написал письмо Генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, в котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и книгах.

Бродский уезжает в США, где получает признание и нормальные условия для литературной работы. Он преподает русскую литературу в университетах и колледжах. Продолжает писать стихи на русском и прозу на английском. На Западе, в основном в США, вышло при его жизни более 10 книг.

Бродский работал в должности приглашенного профессора на кафедре славистики Мичиганского университета в г. Анн-Арбор: преподавал историю русской литературы, русской поэзии XX века, теорию стиха. Он работал в общей сложности в шести американских и британских университетах. Занимался литературными переводaми на русский (в частности, перевёл пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы») и на английский — стихи коллеги по эмиграции, Набокова.

В 1986 г. написанный по-английски сборник эссе Бродского «Less than one» («Меньше единицы») был признан лучшей литературно-критической книгой года в США. В 1987 Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за «всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии». В Стокгольме, на вопрос интервьюера, считает он себя русским или американцем, Бродский ответил: «Я еврей, русский поэт и английский эссеист». Бродский являлся также лауреатом стипендии Макартура, Национальной книжной премии и был избран Библиотекой Конгресса поэтом-лауреатом США.

С началом перестройки в СССР стали публиковаться стихи Бродского, литературоведческие и журналистские статьи о поэте. В 1990-х годах начали выходить книги. В 1995 Бродскому было присвоено звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения на родину. Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы сопровождался его визит. Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи». Мотив возвращения и невозвращения присутствует в его стихах 1990-х годов, в частности, в стихотворениях «Письмо в оазис» (1991), «Итака» (1993), «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки…» (1994), причем в последних двух — так, как будто возвращение действительно случилось.

В 1995 г., к 65-летию поэта, в Санкт-Петербурге журнал «Звезда» организовал международную научную конференцию, посвященную его творчеству.

Иосиф Бродский стал всемирно известным поэтом. Начиная с 90-х годов российские издательства активно публикуют Бродского. Вышло шеститомное собрание его сочинений, множество книг и статей о нем.

 

Литература 50-х годов. "Новый мир". Оттепель.

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества. Годы 50-е-60-е, начиная с 1953 г., именуют обычно периодом «оттепели» – по названию одноименной повести И.Эренбурга.

Этот период явился для писателей долгожданным глотком свободы, освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды. «Оттепель» имела свои этапы и продвижения вперед и возвратные движения, реставрацию старого, эпизоды частичного возвращения к «задержанной» классике: в 1956 году вышло 9-томное собрание сочинений И.Бунина, стали печататься сборники крамольных Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Есенина и т.п.. Вместе с тем в жизни общества все еще возможны были инциденты наподобие того, который произошел после публикации романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» – даже в условиях «оттепели» – был все же конфискован в 1961 году, арестован до 1980 г.

Первый отрезок «оттепели» (1953–1954 гг.) связан прежде всего с освобождением от предписаний нормативной эстетики. В 1953 году в №12 журнала «Новый мир » появилась статья В.Померанцева «Об искренности в литературе», в которой автор указывал на весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой. Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары.

И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К.Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии.

Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В.Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.
Второй этап «оттепели» (1955–1960 гг.) – это уже не сфера теории, а серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Это и роман В.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), и повесть П.Нилина «Жестокость»(1956), и очерки и повести В.Тендрякова «Ненастье» (1954), «Тугой узел» (1956) и др.

Третий и последний отрезок «оттепели» (1961–1963 гг.) – правомерно связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» (1962) С.Злобина, ранними повестями и романами В.Аксенова, поэзией Е.Евтушенко и, безусловно, с первым достоверным описанием лагеря рассказом «Один день Ивана Денисовича» (1962) А.Солженицына.

Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов («Юность», «Иностранная литература», «Наш современник» и др.).В это время стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов.

В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу.

Первый самиздатовский машинописный журнал «Синтаксис» был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков.

В 1960 г. А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря. В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века.

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Важное место в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50-е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России - песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и других жанров.

Развитие литературы в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер: в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата: ущемлялась свобода творчества, все усилия интеллигенции направлялись в строгое русло идеологической работы.

 

Поэзия 60-70-х гг.: А.Галич, Б.Окуджава, В.Высоцкий.

 

Александр Гинзбург (Александр Галич) родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. В 1920-м году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923-м году они переехали в Москву.

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии.

Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг.

В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут „Орлёнок“», «Бегущая по волнам».

С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни, который вскоре развил барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность.

Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича. Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская Тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу. Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё больше популярен. В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Именно это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза кинематографистов.

В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов. В 1974 Галич был вынужден эмигрировать.

Булат Окуджава родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.

Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».

Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету».

Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта.

Булат Окуджава по праву считается одним из основателей жанра авторской (бардовой) песни. Начиная с послевоенных времён Великой Отечественной, авторская песня стала символом новой культуры, в противовес советской эстрадной культуре того времени, которая уже не удовлетворяла общество.

Сам Окуджава считал, что творческий вечер барда — это форма общения духовно близких людей, а авторская песня — это серьезные размышления поэта о жизни человека, пусть даже трагические. Такая песня как раз и рождается из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, а музыка укрепляет действие песенной поэзии.

Булат Шалвович написал более 800 стихотворений, 200 из которых родились вместе с музыкой. Ещё во время войны Окуджава пробует себя в песенном жанре, в 1946 году создает «Студенческую песню», а с 1956 начинает выступать как автор и исполнитель песен, что не могло не обратить на себя внимания, как властей, так и простого народа. Несмотря на запреты госчиновников магнитофонные записи выступлений барда расходились по Советскому Союзу многими тысячами экземпляров, но первый диск был профессионально записан в Париже, и вышел во Франции в 1968 году, и только гораздо позже стали записывать диски и в СССР.

Владимир Высоцкий - поэт, прозаик, автор песен, актер.

Родился 25 января Москве в семье военного связиста, прошедшего всю войну. В 1947 — 1949 Высоцкий жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца; затем с матерью — в Москве.

После окончания школы поступил в МИСИ на механический факультет, но скоро понял, что это не для него, ушел из института и поступил в студию МХАТ. С 1964 поступил в труппу только что организованного Театра на Таганке, актером которого оставался до конца жизни. Главный режиссер Ю. Любимов всячески поддерживал Высоцкого, с уважением относился к его песенному творчеству, дал возможность работать в спектаклях как автору текстов и музыки. Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей.

Стихи Высоцкий начал писать очень рано, не бросил это занятие и в юности, поощряемый своими близкими друзьями, для которых и писал, и пел ("Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне..."). Первую песню написал в Ленинграде в 1961. Впервые услышав исполнение Окуджавы, поразился, насколько такая манера излагать стихи под гитару воздействует на слушателей. Стал пытаться делать это сам.

Первые песни — дань времени — так называемые "дворовые", городские песни. За свою короткую жизнь Высоцкий написал около тысячи песен в разных жанрах: сказки, бурлески, шутки, маршевые ритмы и др.

Много песен было написано им для кино. Снялся в 30 художественных фильмах. Официально непри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: