Лист наблюдения «Диагностика внимания ученика на уроке»
1. Выбрать одного учащегося класса, изучить его внимание
Предмет, класс _Русский язык______________________________1 Б_________ _____
Тема урока __Звуки и буквы_______________________________ ___________________
Цель урока __Умение различать согласный звук от гласного _________________________ Оборудование к уроку __Классная доска, учебники__________________________________
Оформление доски По середине записана дата и Классная работа, а в верхних углах расположены картинки __
Ход урока, занятия
Этап урока, время | Деятельность учителя (вид работы, замечания, вопросы учителя к классу и наблюдаемому ученику) | Деятельность наблюдаемого ученика и учащихся класса (поведение ученика на уроке: его поза, мимика, реакция на ответы одноклассников, на вопросы учителя к классу и наблюдаемому) | Психологическая характеристика внимания ( вид внимания, проявляющийся в данный момент /непроизвольный, произвольный, послепроизвольный, особенности внимания: переключение, распределение, устойчивость/, причины, влияющие на изменение особенностей внимания) |
Проверка домашнего задания (Минутка чистописания) | Реагирует на ответы одноклассников спокойно и обдумывает их ответ. Поза прилежного ученика. | Непроизвольное внимание, характеризуется переключением | |
Объяснение нового материала | Выражение лица растерянное. Не соблюдении правильной рабочей позы. | Непроизвольное внимание, характеризуется переключением | |
Закрепление изученного | Поза прилежного ученика. На вопросы учителя к одноклассникам реагирует спокойно, не принужденно, а когда задают наблюдаемому ученику, то она сначала в растерянности, но все же не уверенно отвечает. | Непроизвольное внимание, характеризуется переключением | |
Подведение итогов | Не соблюдении правильной рабочей позы. Проявляется активность в поднятии руки, ответах на вопросы учителя. | Непроизвольное внимание, характеризуется переключением | |
Оценка результатов | Поза прилежного ученика. Наблюдается усталость в выражении лица. | Непроизвольное внимание, характеризуется переключением |
|
Учет особенностей внимания учеников на уроках
Ответьте на вопросы:
1. Какой вид внимания доминировал у наблюдаемого Вами ученика? Как Вы это поняли? Каково было состояние ребёнка: был ли он напряжён или расслаблен, активен на уроке или отвлекался на посторонние дела, и т.д.? |
У наблюдаемого мною первоклассника доминирует не произвольное внимание. Я это поняла потому, что сосредоточивание внимания на определённом объекте происходит в силу каких либо особенностей, по физическим характеристикам. Ребёнок не мог долго сосредотачивать своё внимание и поэтому периодически отвлекался. |
· Как это состояние ребёнка проявлялось в позах, жестах, двигательной активности, выражении лица? |
Повышенная утомляемость учащегося проявилась в не соблюдении правильной рабочей позы, ребёнок крутился, разговаривал с другими детьми, занимался деятельностью не относящуюся к учебному предмету. |
2. Как часто (через какой временной промежуток) у ребёнка один вид внимания сменялся другим? |
У ребёнка в начальной школе не могут меняться виды внимания, так как у учащихся только не произвольное (пассивное) внимание. |
3. Опираясь на знания по психологии, охарактеризуйте внимание наблюдаемого ученика с точки зрения его свойств: переключение, распределение, устойчивость, концентрация, и т.д. |
Несформированность произвольного внимания у младшего школьника влияет на продуктивность его интеллектуальной работы в целом. Учащийся начальной школы, часто страдает от рассеянностью или неразвитостью своего внимания. Причина невнимательности: психологическая незрелость произвольного внимания. |
4. Какие приемы применял учитель на разных этапах урока для поддержания внимания учащихся (просил сосредоточиться и призывал к дисциплине, использовал эмоциональную выразительную речь, приводил яркие и интересные для детей примеры, применял красочные наглядные материалы – распечатки, презентации, и т.д.)? Эффективны ли они? |
Учитель использовал на разных этапах урока, разные приёмы для поддержания внимания такие, как просил сосредоточиться, использовал эмоциональную выразительность речи. Эти приёмы были эффективны на небольшой промежуток времени, нужно использовать больше приёмов для поддержания внимания на всем уроке. |
5. Напишите, как влияли на внимание детей красочность и эмоциональность учебного материала. |
Красочность и эмоциональность учебного материала влияет на: активность учащихся на уроке, интерес к занятиям, расширение объёма усвояемого материала, снижение утомления, творческое воображение, развитие внимания, мобилизацию воли, облегчение всего процесса обучения. |
|