Вопросы к семинарам, экзамену и образец теста.
Тема 2 Политико-правовая мысль Древнего мира
Вопросы для проведения устного опроса:
1.Религиозно-мифологические представления о власти и порядке в странах Древнего Востока.
2.Политико=правовая мысль Древней Греции.
3.Политико-правовые учения Древнего Рима.
Темы рефератов:
1.Особенности религиозно-мифологического мировоззрения.
2.Переход от мифа к логосу.
3.Эволюция отношения к власти в раннем христианстве.
Тема 3. Политические и правовые учения эпохи средневековья, Возрождения и Нового времени.
Вопросы для проведения устного опроса:
1.Борьба светской и духовной власти в политико-правовой мысли средневековой Европы.
2.Политический идеал эпохи Возрождения.
3. Реформация и ее политико-правовые итоги.
4.Политико правовая мысль эпохи ранних буржуазных революций.
Темы рефератов:
1.Фома Аквинский о государстве и праве.
2.Средневековые ереси.
3.Переход от теологического к юридическому мировоззрению.
4.Джон Локк как идеолог буржуазногоконституализма.
5. «Левиафан» Т.Гоббса.
Тема 4. Политико-правовая мысль XIX –ХХ в.в.
Вопросы для проведения устного опроса:
1. Немецкая классическая философия о государстве и праве.
2. Политико-правовые течения второй половины 19 века.
3Особенности представлений о государстве и праве в 20 веке.
Темы рефератов:
1.И.Кант о праве и морали.
2.Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой защиты.
3.Философия права Г.Гегеля.
4.Марксизм о государстве и праве.
5. Идея правовой государственности.
6. Особенности русской философии права.
Тест по дисциплине «История политических и правовых учений»
1. Для мифологического мировоззрения характерно…
А – представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка;
В – теоретическое обоснование закономерностей развития общества;
С – научный анализ политических институтов.
2. Делении общества на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр упоминается в…
А – Законах Хаммурапи;
В – Ведах;
С – Речении Ипуссера.
3. Самой древней мировой религией является…
А – христианство;
В – буддизм;
С – иудаизм;
4. Автором одной из первых патриархально-патерналистских концепций власти является…
А – ХаньФэй;
В – Каутилья;
С – Конфуций.
5.- Принцип увэй означает…
А – правила ритуала;
В – недеяние;
С – уважение предков.
6. Какие из следующих направлений политико–правовой мысли существовали в Древнем Китае: 1. брахманизм, 2. легизм, 3. конфуцианство, 4. буддизм, 5. даосизм?
А – 1,2,3,5;
В – 2,3,5;
С – 2,3,4,5.
7. Этический и гносеологический релятивизм характерен для воззрений…
А – стоиков;
В – Сократа;
С – софистов.
8. Древнегреческая мысль разделяла все формы государственного устройства в зависимости от целей управления на…
А – правильные и неправильные;
В – монархии и республики;
С – правильные и тирании.
9. Идеальной формой государства Аристотель считал…
А – аристократию;
В – демократию;
С – политию.
10. Платон характеризовал демократию как правление…
А – пёстрое, приятное, анархическое;
В – пёстрое, справедливое;
С – приятное.справедливое, свободное.
11. Идеал античности – Полис – является идеалом...
А – всех жителей полиса;
В – немногих свободных граждан;
С – всех жителей Великой Греции.
12. Положительной чертой монархии Цицерон считал…
А – благоволение;
В – свободу;
С – мудрость.
13. Государство в понимании Цицерона – это…
А – согласованность интересов и общий правопорядок;
В – достояние только римских аристократов;
С – любое объединение множества людей.
14. Для философии римских стоиков характерны следующие черты
А – космополитизм, фатализм;
В – политическая активность, оправдание рабства;
С – утверждение полисного идеала.
15. Отношение к власти в христианстве характеризуется…
А – отрицанием всякой власти;
В – обожествлением власти;
С – нейтральным отношением.
16. Ядром теологического мировоззрения является…:
А – отрицание государства;
В – идеал равенства перед законом;
С – церквоцентризм.
17. Лучшей формой государства по мнению Фомы Аквинского является…
А – монархия;
В – теократия;
С – аристократия.
18. Появление в политической науке термина stato(государство) связанно с имением…
А – Аристотеля;
В – Макиавелли;
С – Гроция.
19. Буржуазный конституционализм Дж.Локка состоит в…
А – обосновании разделения властей;
В – объяснении происхождения государства;
С – критике абсолютной монархии.
20. Теория, которая обосновала законность притязаний буржуазии на власть и право народа на восстание против власти, называется…
А – «теорией справедливости»;
В – «теорией общественного договора»;
С – «теорией классовой борьбы».
6.1Основная литература.
1.История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Е.А. Воротилин [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Зерцало, 2009.— 583 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/6611.html.— ЭБС «IPRbooks»
2.История политических и правовых учений:учебник для юридических специальностей ВУЗов. Под общей редакцией В.С.Нерсесянца. –М.,НОРМА-ИНФРА*М, 2002
6.2Дополнительная литература
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.. Асмус В.Ф. Платон. - М., 1969.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М., 1993.
Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1995.
Нерсенянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М., 1979.
Штраус Лео. Введение в политическую философию., С.204.- М.: Логос,Праксис,2000.
Доватур А. Политика и Политии Аристотеля. - М.-Л., Наука, 1965.
Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. - М., 1986.
Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. - М., 1977.
Алексеев Н.Н. Идея «земного града» в христианском вероучении.! / Путь. КН.1 (I- VI). - М., 1992.
Алексеев Н.Н. Христианство и идея монархии. - М., 1992.
Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1972.
Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский. Два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти// Вестник:rv1ГY. Сер.7. Философия. 1980, N2 4.
Дживилегов А.К. Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. М., 1996. О
Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983
Хейде Л. Осуществление свободы: Введение в гегелевскую философию права. М., 1995.
Геллнер Эрнст. Условия свободы. М., 1995.
ОтфридХеффе. Политика. Право. Справедливость. М., 1994.
Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
Рикёр П. Topжeство языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. 1996. N24.
Вопросы к экзамену по дисциплине «История политических и правовых учений»
1. Религиозно-мифологические представления о власти в странах Древнего мира.
2. Политико-правовая мысль в Древней Индии.
3. Политические школы в Древнем Китае.
4. Политический идеал античности.
5. Политико-правовые взгляды софистов.
6. Политико-правовой идеал Сократа.
7. Платон: проект идеального государства.
8. Политико-правовая доктрина Аристотеля.
9. Цицерон о государстве и законах.
10.Политико-правовые взгляды римских стоиков.
11.Политико-правовая идеология раннего христианства.
12.Теократический идеал средневековья.
13.Фома Аквинский о государстве и праве.
14.Политический идеал эпохи Возрождения.
15.Политический проект Н.Макиавелли.
16.Реформация и ее политико-правовые итоги.
17.Политико-правовой идеал эпохи ранних буржуазных революций.
18.Теория «естественного права» и «общественного договора» в ИП и ПУ.
19.Политико-правовые учения в Голландии в ХУН веке.
20.Политико-правовые течения в английской буржуазной революции.
21.Политико-правовая идеология французского Просвещения.
22.Американские просветители о свободе и правах человека.
23.Кант о государстве и праве.
24. Философия права Гегеля.
25. Политико-правовая теория «исторической школы права».
26. Марксизм о государстве и праве.
27. Основные течения в политико-правовой мысли первой половины XIX в.
28. Основные течения в политико-правовой мысли второй половины XIX в.
29. Основные направления политико-правовой мысли в ХХ в.
30. Русская философия права о государстве и праве.