Тема: Диагностика артериальной гипертензии, атеросклероза




Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №18

Тема: Диагностика артериальной гипертензии, атеросклероза

  1. Цели занятия

Формируемые компетенции: ОК. 1, ОК.2, ОК.4, ПК. 1.1, ПК. 1.2, ПК. 1.3, ПК. 1.6, ПК. 1.7

После изучения темы студент должен знать:

- анатомию и физиологию сердечно-сосудистой системы;

- топографию органов кровообращения;

- методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

- понятие «артериальная гипертензия», этиологию артериальной гипертензии (АГ);

- патогенез АГ, патоморфологические изменения;

- классификацию АГ;

- клинические проявления и особенности течения АГ различного генеза;

- осложнения АГ;

- современные методы диагностики АГ;

- определение атеросклероза, этиологию, патогенез, патоморфологические изменения при атеросклерозе;

- клинические проявления атеросклероза;

- методы диагностики атеросклероза.

студент должен уметь:

- планировать обследование пациентов с артериальной гипертензией, атеросклерозом;

- осуществлять сбор анамнеза;

- применять различные методы обследования при АГ, атеросклерозе;

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;

- оформлять медицинскую документацию.

 

  1. Хронокарта практического занятия
Этап занятия Время, мин.
  Организационный момент  
  Контроль исходного уровня знаний  
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося
  Обучающий этап: демонстрация практических навыков  
  Самостоятельная работа на занятии  
  Контроль конечного уровня усвоения знаний  
  Заключительный этап  
  1. Рекомендованная литература:

Основная:

1. Приказ МЗ ДНР №2312 от 16.12.2019 «Об утверждении протоколов «Технология выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)».

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие / Т.В. Отвагина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – с. 96-97, 121-125

3. Эльгаров, А.А. и др. Пропедевтика клинических дисциплин [Текст]: конспекты лекций / А.А. Эльгаров, Л.В. Эльгарова, А.М. Кардангушева. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2009. – Ч.1 – с. 51-52

Дополнительная:

1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.

2. Федюкович Н,И. Внутрениие болезни: учебник / Н.И. Федюкович. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – с. 206-216

  1. Ход практического занятия

4.1. Прочитайте правила техники безопасности (в начале дневника), строго следуйте правилам ТБ и правилам поведения во время практического занятия.

4.2. Перед началом занятия внимательно изучите теоретический материал. При изучении теоретического материала вам может помочь учебное видео:

https://www.youtube.com/watch?v=jP6-VN-i2Zo&t=1s

https://www.youtube.com/watch?v=_13meODUNoE&t=993s

После изучения теоретического материала дайте ответы на вопросы для самоконтроля (устно)

1. Как устроена стенка артерии?

2. Опишите границы сердца в норме.

3. Охарактеризуйте симптоматическую гипертензию и гипертоническую болезнь.

4. Какие факторы приводят к развитию ГБ?

5. Назовите основные жалобы больных с ГБ.

6. В какой фазе сердечного цикла АД достигает максимума?

7. В какой фазе сердечного цикла АД достигает минимума?

8. Какое давление называется диастолическим?

9. Какое давление называется систолическим?

10. Какое давление называется пульсовым?

11. Какой метод измерения АД называется прямым?

12. Какой метод измерения давления называется непрямым?

13. Перечислите основные методы непрямого измерения АД. Каким методом чаще пользуются?

14. Какая артерия является общепринятой для непрямого аускультативного измерения АД?

15. Назовите цифры оптимального АД.

16. Назовите цифры высокого нормального АД.

17. При каких цифрах АД говорят о гипотонии?

18. Какие осложнения возникают при ГБ?

19. Что такое атеросклероз?

20. Какую патогенетическую роль играет холестерин?

21. Какие факторы способствуют развитию атеросклероза?

22. Перечислите основные локализации атеросклеротического поражения сосудов.

23. Какой уровень холестерина крови считают нормальным?

4.3. Отчитайтесь о проделанной внеаудиторной самостоятельной работе!!!! (представление памятки для пациента, заполнение таблицы дифференциальной диагностики, оценка степени сердечно-сосудистого риска).

4.4. Выполните тесты входного контроля, перейдя по ссылке

https://onlinetestpad.com/semtbeaptcs6g

4.5. Повторите протоколы и алгоритмы выполнения практических навыков, отработайте практические навыки, заруившись помощью кого-то из родственников или друзей:

- сбор анамнеза;

- проведение объективного обследования пациента, в том числе проведение общего осмотра, определение границ сердца, определение ЧСС, ЧД, изучение свойств пульса, измерение АД;

- формулировка предварительного диагноза;

- составление плана обследования пациента;

- заполнение медицинской документации.

4.6. Решите ситуационные задачи.

Задача 1

При медицинском осмотре на предприятии у обследуемого С. 32 лет артериальное давление оказалось равным 135/85 мм рт. ст.

Оцените уровень АД.

Задача2

У пациента, находящегося на лечении в кардиологическом отделении, выявлены следующие патологические симптомы:

- Пульс полный, твердый.

- Верхушечный толчок разлитой, резистентный, сильный, высокий.

- Перкуторно – смещение левой границы сердца кнаружи на 1,5 см.

- При аускультации сердца отмечается акцент 2 тона на точке аускультации аортального клапана.

Вопросы:

1. Какой диагноз можно предположить на основании имеющихся объективных данных?

2. Какие синдромы можно предположить у этого пациента

3. Составьте план дообследования.

Задача 3

Больная, 60 лет, предъявляет жалобы на интенсивную пульсирующую головную боль, тошноту, мелькание “мушек “ перед глазами. Плохо себя почувствовала около часа назад, после эмоционального стресса.

Данные анамнеза: более 10 лет страдает артериальной гипертонией и сахарным диабетом. В течение месяца не принимает антигипертензивных препаратов.

При осмотре: состояние ближе к удовлетворительному, повышенного питания, гипергидроз, гиперемия лица, положение активное. Границы сердца расширены влево на 1 см. Тоны сердца ритмичные, ясные, АД 185/100 мм рт. ст., ЧСС 86 в минуту. Периферических отеков нет.

1. Предварительный диагноз?

2. Оцените степень риска развития осложнений. Все ли данные у вас есть? Если нет, то укажите, какие дополнительные методы обследования необходимы.

Задача 4

Больная, 40 лет, обратилась с жалобами на головные боли в затылочной области на фоне повышения АД. Из анамнеза: в течение года отмечает повышение АД до 160/90 мм рт.ст., после эмоциональных и физических перегрузок, в конце рабочего дня. Антигипертензивные препараты принимает ситуационно (адельфан – по совету знакомых). За медицинской помощью не обращалась.

Заболевания почек, ИБС, цереброваскулярные заболевания отрицает. Вредные привычки: курит более 10 лет. Наследственный анамнез: мама страдала АГ с 50-летнего возраста.

При осмотре: состояние удовлетворительное, резко повышенного питания. Над легкими везикулярное дыхание, хрипов нет, ЧДД 16 в мин. Границы сердца в пределах нормы. Тоны ясные, ритм сердечной деятельности правильный. АД 160/90 мм рт.ст., ЧСС 72 в мин. Печень по краю реберной дуги. Периферических отеков нет.

Лабораторно-инструментальные методы исследования: глюкоза периферической крови натощак 3,9 ммоль/л, холестерин 7,0 ммоль/л. По ЭКГ: ритм синусовый, 70 в мин. Глазное дно – без особенностей.

Вопросы:

1. Предварительный диагноз?

2 Составьте план обследования

Задача 5

У больной Р., 42 лет, отмечаются упорные головные боли, общая слабость, мышечная слабость, ощущение ползания мурашек, полиурия, никтурия. Относительная плотность мочи 1001-1002. АД 230/120 мм рт. ст. В крови снижено содержание калия. При ультразвуковом исследовании обнаружена опухоль правого надпочечника.

Назовите форму АГ.

Задача 6

Больная П., 32 лет, страдает внезапно начинающимися и внезапно заканчивающимися приступами сильной головной боли с резким повышением АД (до 280-300 мм рт. ст.), потливостью, беспокойством, чувством страха, учащенным сердцебиением, тошнотой, рвотой, болью в животе. Во время приступа лицо красное, тремор, кисти и стопы холодные, ЧСС 100-140 в минуту. Дополнительным исследованием обнаружена опухоль правого надпочечника

Назовите форму АГ

Задача 7

Больной М., 63 лет, страдающий бронхиальной астмой, на протяжении нескольких лет принимал препараты глюкокортикоидов. В течение этих лет постепенно увеличивалась масса тела, развился сахарный диабет и артериальная гипертензия.

Назовите форму артериальной гипертензии.

Задача 8

Больной К., 50 лет, архитектор, поступил в кардиологическое отделение с жалобами на сильные головные боли в затылочной области пульсирующего характера, сопровождающиеся тошнотой, однократной рвотой, головокружением, появлением “cетки” перед глазами.

Из анамнеза: головные боли отмечает в течение многих лет, чаще по утрам или после психоэмоционального напряжения. За медицинской помощью не обращался. Последний приступ головных болей возник внезапно на фоне удовлетворительного самочувствия. Перед этим был в командировке, напряженно работал.

Объективно: состояние средней степени тяжести. Больной несколько возбужден, испуган. Кожные покровы чистые, повышенной влажности, отмечается гиперемия лица и шеи. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. ЧДД 18 в минуту. Пульс - напряжен, частый - 92 в 1 мин. АД - на правой руке - 195/100 мм рт. ст., на левой - 200/100 мм рт. ст. Границы сердца - левая - на 1,5 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии. Сердечные тоны звучные, ритмичные, акцент П тона на аорте. ЧСС - 92 в 1 мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Симптом Пастернацкого отрицательный. Отеков нет.

Данные лабораторных и инструментальных методов исследования:

Общий анализ крови: Нв - 132 г/л, эр. - 4,5х1012/л, л - 6,0 х 109/л, ц.п. - 0,9; э - 1, п - 4, с - 66, л - 24, м - 5, СОЭ - 8 мм/час.

Глюкоза крови - 4,5 ммоль/л.

Общий анализ мочи: уд. вес - 1018, белка нет, сахара нет, л - 1-3 в п/зр. Рентгенологическое исследование: гипертрофия левого желудочка. Легкие без патологии.

ЭКГ – электрическая ось сердца отклонена влево, ЧСС 78 в минуту. Признаки гипертрофия левого желудочка с систолической перегрузкой.

Тропониновый тест отрицательный

Вопросы:

1. Поставьте предварительный диагноз (выводы обосновать)

2. Дайте оценку имеющимся обследованиям

 

4.7. Оформите дневник, запишите домашнее задание

 

 

Домашнее задание

Тема: Диагностика ишемической болезни сердца

Рекомендованная литература:

1. Приказ МЗ ДНР №2312 от 16.12.2019 «Об утверждении протоколов «Технология выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)».

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие / Т.В. Отвагина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – с. 95-105, 113-120

3. Эльгаров, А.А. и др. Пропедевтика клинических дисциплин [Текст]: конспекты лекций / А.А. Эльгаров, Л.В. Эльгарова, А.М. Кардангушева. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2009. – Ч.1 – с. 53-54

Задания для внеаудиторной СР см. методические рекомендации (заполнение таблицы дифференциальной диагностики, подготовка сообщения, составление ситуационной задачи с эталоном ответа).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: