Изобразительное искусство, скульптура




Эстетика

Эстетика Древней Греции

Одним из первых философов, который попытался использовать чувства для осмысления эстетических явлений, был Пифагор в VI в. до н.э. В процессе поисков первопричины бытия он предположил, что в основе мира лежит определенное число, которое в дальнейшем в различных комбинациях создает конструкцию бытия человека и природы. Порядок мира создавал гармонию жизни, в том числе и в искусстве. Числовая гармония пифагорейцев, которая отождествляла совершенство и красоту, стала первой в античности теорией эстетики. Среди видов искусства высшим носителем гармонии считалась музыка, являвшаяся носителем душевного равновесия, стимулирующая душевное спокойствие.

Геометрически-математическое соотношение пропорций в древнегреческой науке сформулировало принцип красоты и совершенства в виде "золотого сечения" - соотношение пропорций, при котором целое так же соотносится со своей большей частью по соотношению 5: 8 = 8: 13 = 13: 21 = 21: 34. Подобные пропорции заложены в основу одного из величайших сооружений древней Греции - храма Парфенон. Греки считали, что человек имеет врожденные возможности чувствовать пропорции.

С V в. до н.э. на смену такому понятию прекрасного приходит интерес к человеку, который способен увидеть красоту в природе и на этой основе развивать мир и себя. Очеловечивание прекрасного нашло яркое отражение во взглядах философа Сократа. По мнению философа прекрасное по сути совпадает с целесообразным, с тем, что имеет смысл и этим содержанием касается разнообразных проявлений человеческого бытия. Пытаясь раскрыть связь между этическим и эстетическим, Сократ вводит понятие калокагатия - сочетание древнегреческих слов прекрасный и добрый. Это понятие древнегреческой эстетики определяло основное условие красоты индивида - гармонию внешнего и внутреннего.

Аристотель конкретизировал проявления внешней и внутренней гармонии и очертил ее источники в сфере образования и воспитанности человека. Центральным моментом концепции Аристотеля является внутренняя составляющая калокагатии - мудрость, которая приводит человека к осознанию единства красоты и добра - гармония эстетического и нравственного. Путь к прекрасному проходит через самосовершенствование, и человек сознательно привлекается к достижениям искусства, произведениям Фидия, Поликлета, Лисипа, Софокла, Эзопа и других художников, которые воспитывали гражданина на принципах калокагатии.

 

Для понятности процесса духовного творчества в области искусства Аристотель вводит понятия:

1. канон – это система норм и правил в развитии искусства, или обязательные требования к формальной содержательности художественного произведения;

2. гедонизм (наслаждение) – чувственно-эмоциональное удовлетворение от произведений искусства;

3. ассоциация - связь между двумя или более актами психического восприятия мира человеком и осознание их соответствия произведений искусства.

Древнегреческие эстетические принципы искусства стали своеобразным зеркалом, которое не только отражало внешний мир и внутреннюю духовность человека, но и подсказывало пути улучшения этого отражения.

 

Эстетика Древнего Рима

Предпосылки античной эстетики создавались на протяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка.

Выделяются следующие характерные черты античного мировоззрения:

1. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным чертам классической античности, хотя они ей и известны.
2. Социальная ориентированность этического мышления, взаимосвязь этики и политики. Гражданские добродетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократические ценности. Однако государство для античности, в отличие от Древнего Китая, не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально-этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия.
3. Главной характеристикой античного этического мировоззрения является его рациональность. Для соединения с высшим Благом, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное общество: он осуществлял это при помощи разума.

Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием.

 

 

Гражданское общество

В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя такого общества главное отличие эллинов от варваров, которые не имели полиса. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам, то есть был автономным. Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.

Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан или просто римским народом. Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом, который осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной. Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме было общественное поле, в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах, провинциях. В Афинах государственной собственностью были серебряные

рудники Лавриона. Государственная собственность сдавалась, но только гражданам.

 

 

Образование и культура

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады как древние греки называли свою страну, является наиболее интересным. Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества. Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов.

 

Архитектура
Парфенон - это один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионические элементы, к примеру колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям. В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам. Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Часто встречающимся типом римских сооружений являлись аркады – это ряд арок, которые опираются на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, а также в акведуках. Акведуки - это многоярусные каменные мосты, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Первый акведук был сооружен в Риме в I в. до н.э. Почти все крупные города римской империи получали с помощью них техническую и питьевую воду.
Арочные и сводчатые конструкции использовались и при строительстве амфитеатров – оригинальных римских театров, где зрительские места располагались не полукругом, как в греческих театрах, а эллипсом вокруг сцены или арены. Самый известный амфитеатр - это Колизей, где проводились гладиаторские бои.
Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.
Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов – Пантеона в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам

 

 

греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м (до конца XIХ в. он считался самым крупным в мире). В центре купола находится круглое "окно" – "глаз Пантеона", как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. до н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен.
Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.

 

Вазопись
Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. А первые памятники этой цивилизации – это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи. Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали. В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен. Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать индивидуальные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

 

Мифология
Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека. Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются

на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа.


Например, был Зевс-он и Зевс-она. Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов. Подобные взгляды пережили свое время.

Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств.

 

Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Древние римляне заимствовали практически всех богов у греков, но дали им свои имена.

Аид бог царства мертвых Плутон
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Аполлон
Арес бог войны Марс
Артемида богиня охоты Диана
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Гера царица богов Юнона
Гермес бог торговли Меркурий
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гея богиня земли Теллус
Деметра богиня плодородия Церера
Дионис (Вакх) бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер
Зевс верховный бог, бог неба Юпитер
Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
     
Ника богиня победы Виктория
Посейдон бог морей и землетрясений Нептун

 

 

Театр

Находясь в амфитеатре, можно испытать потрясающее чувство. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца людей уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток

рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Содержание пьес было не менее интересным. Ныне известная в Италии комедия масок берет свое начало именно из классического греческого театра. Механизмы, позволяющие двигать декорации с помощью блоков и грузов, назывались «бог из машины», они потрясали зрителей своей необъяснимостью. Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов.

 

Изобразительное искусство, скульптура

В изобразительном искусстве римляне отходят от греческой идеализации и добиваются реалистичности изображений: на смену идеальной красоте человеческого тела приходит показ душевных движений человека, его чувств, переживаний, характера, психологии.

В скульптуре особое развитие получает реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

Римское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они будто лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.

 

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, – самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Без советов Одиссея не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя острова Итака в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты. Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека. Культура Древней Греции, кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам. Искусство Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове. Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными инструментами художников данной эпохи были линейка и циркуль. В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными. В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

 

 

Философия

Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно эллины считались самым высокообразованным народом. Имена греческих мыслителей у нас на слуху. Демокрит и Протагор, Фалес Милетский и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит – все они внесли огромный вклад в культуру мира, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, и мы до сих пор пользуемся их достижениями. Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло – как вещь или событие, причиняющее страдания. Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа. Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным. Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: